Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".
Под влиянием требований жизни, уровня развития научных знаний меняется и содержание образования. Образование как социальное явление возникло из прагматических и культурологических функций знаний.
Прагматическая функция – знания необходимые для обеспечения жизнедеятельности.
Культурологическая функция – знания, связанные с представлением о вселенной, человеке, искусстве и другом.
8.Пр-пы и критерии отбора сод-я обр-я
Содержание образования – система знаний (ЗУНов), необходимых для изучения в определенном типе учебного заведения.
Факторы, влияющие на формирование содержания образования:
1. Заказ общества.
2. Степень удовлетворенности
содержанием образования,
3.Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их оптимальные возможности.
4. Потребности личности в образовании.
Принципы отбора содержания:
1. Принцип соответствия содержание образ-я требованиям развития общества, науки, культуры.
2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общ. образ-я отвергает одностороннюю, предметно-научную его ориентацию (необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения).
3. Принцип структурного единства содержания образ-я на разных ур-нях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, уч. предмет, уч. материал, пед. деят-ть, личность у.
4. Принцип гуманитаризации связан с созданием условий для акт. творч. и практич. освоения у общечеловееской к-ры.
5. Принцип фундаментализации содержания требует интеграции гуманитарного и естественонауч. знаний, установления преемственности и междисциплинарных связей.
Носители содержания образования:
1. Учебный план.
2. Учебный предмет.
3. Учебная программа.
4. Учеб. лит-ра.
Учебный план – нормативные документы, которые направляют деятельность школы. Имеется базисный учебный план, типовой учебный план, уч. план школы.
Единица учебного плана – учебный предмет (2).
Учебная программа – документ, характеризующий определённый предмет. Утверждается в министерстве образования. Содержит перечень тем, пояснительную записку (задачи, методика, порядок изучения), указывает на практические, лабораторные работы, предъявляет основные требования к знаниям и умениям.
9.ГОСТ
Стандарт образования является основным нормативным документом, который дает толкование определенной части закона РФ «Об образовании».
ГОСТ – основной нормативный документ, в котором отражено минимальное содержание программ и максимальный объем нагрузки на учащихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Уровни:
1) федеральный – в нем закладывается базовый стандарт образования по различным предметам – то обязательное, что необходимо изучить;
2) национальное – региональное – обеспечивает потребности интересы в области образования всех народов страны и отражает национальное своеобразие культуры;
3) школьный – каждая школа сама определяет объем учебного времени, отведенного на изучение учебных предметов, глубину и характер их изучения, в зависимости от типа учебного заведения;
4) ученический – введен с 2001 года и был ориентирован
на учащихся.
Сущность стандарта раскрывается через
его функции:
Ф-ция
соц. регулирования , ее реализация предполагает такой механизм,
который предотвратил бы разрушение единства
образования.
Образовательные стандарты фиксируют
объем и уровень полноценного базового
общего образования.
Ф-ция
гуманизации обр-я. Четкое определение минимальных требований
к общеобразовательной подготовке учащихся
открывает возможности для дифференциации
обучения, предусматривающей возможность
овладения материалом на различных уровнях.
Ф-ция управления связана с возможностью реорганизации
существующей системы контроля и оценивания
качества результатов обучения.
Ф-ция повышения качества образования. Призвана фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования.
Реализация осн. ф-ций
стандарта способствует обеспечению
единства образоват. пространства в
условиях разнообразия типов школ,
национ
10. Уч.планы, их типы, х-ка
В практике общего среднего образования используется несколько типов учебного плана:
- базисный;
- типовой;
- учебный план школы.
Базисный план общеобразоват школы – основной государственный нормативный документ, который является частью ГОСТа в области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих планов и является исходным документом для финансирования школы.
Базисный учебный план для основной школы утверждается Госдумой, а полной средней школы утверждается Министерством образования РФ.
Типовой учебный план – носит рекомендательный характер, они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ.
Учебный план – нормативный документ, по которому работает конкретная школа; сертификат учебного заведения, в котором определяется:
а) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
б) полный перечень предметов, которые изучаются в данном учебном заведении;
в) распределение предметов по годам учения;
г) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
д) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
е) структура и продолжительность практикумов, лагерных сборов, факультативных занятий.
Существует 2 типа учебных планов в образовательном учреждении:
1)учебный план школы – разработанный на основе государственного базисного учебного плана на длительный период;
2)рабочий учебный план
– разработанный на основе
ГОСТа с учетом текущих
В учебном плане выделяют 3 основных учебных занятий:
- обязательные занятия;
- обязательные занятия по выбору учащихся;
- факультативные занятия.
11.Уч.программа. ф-ции, виды, способы построения уч.программ
Учебная программа – нормативный документ раскрывающий содержание основных ЗУНов для усвоения учащихся по каждому учебному предмету.
В учебной программе указывается последовательность тем, вопросов и общая дозировка времени на их изучение.
Программа распределяет учебный материал по годам обучения и внутри каждого школьного класса.
Учебные программы бывают:
- типовые;
- рабочие;
- авторские;
- вариативные;
- индивидуальные.
Типовые программы – разрабатываются на основе ГОСТа, это результат большой работы различных областей знаний: педагоги, психологи, методисты, специалисты конкретных наук. Они утверждаются Министерством образования РФ и имеют рекомендательный характер.
Рабочая программа – разрабатывается учителем предметно-цикловыми комиссиями (ПЦК).
Авторская программа – могут содержат иную логику построения учебной программы, т.к. каждый автор имеет свои подходы и рассматривает теорию и собственную точку зрения по изученным явлениям или предметам. Эта программа утверждается педсоветом школы и затем используется широко в преподавании курсов по выбору учащихся (факультативы).
Выделяют структуру учебной программы. Она включает в себя 3 компонента:
1) пояснительная записка (введение) – здесь раскрываются задачи учебного предмета – воспитательная, образовательная, развивающая; научные позиции преподавателя;
2) содержание программы – в нем рассматриваются основные темы и обязательные умения и навыки;
3) методические указания (рекомендации) – обращает внимание на специфику учебного предмета и особенность использования методов, форм и средств организации учебно-воспитательного процесса.
12. Понятие
формы об-я. Исторически
Формы обучения– это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Они имеют социальную
обусловленность, возникают и совершенствуются
в связи с развитием
ФО классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др.
По количеству уч-ся массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные.
По месту учебы школьные и внешкольные формы. Шк.- относятся школьные занятия, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т. п., внешк. – дом. самост. работа, экскурсии, занятия на предприятиях.
По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.
Истории мировой педагогической мысли и практики обучения известны самые разнообразные формы организации обучения.
1. Самая старая форма -
индивидуальная форма обучения. Суть – уч-ся выполняли задания индивидуально, помощь уч-ля выступала либо непосредственно, либо косвенно через изучение учебника, автором которого являлся сам учитель.
2. Индивидуально-групповая. Суть – занятия велись уже с целой группой разновозрастных детей, уровень подготовки которых был различным, в силу чего учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно.
3. В XVII в. была основана и широко популяризировалась классно-урочная система обучения (Я.А. Коменский).
4. Первая попытка модернизации классно-урочной системы обучения принадлежала английскому священнику А. Беллу и учителю Дж. Ланкарстеру (конец XVIII – начало XIX в.). Так возникла модифицированная классно-урочная система организации обучения под названием Белл-Ланкастерская система взаимного обучения. Суть – старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше.
5. В начале XX в. в Европе стала создаваться Маннгеймская система (Йозеф Зиккенгер) дифференцированного обучения по способностям. При сохранении классно-урочной системы учащиеся в зависимости от их способностей и степени подготовки распределялись по классам на слабых, средних и сильных.
6. В 20-е гг. XX столетия в СССР появилась бригадно-лабораторная система обучения. Задания по изучению курса, темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях и с консультациями учителей, отчитывались коллективно.
7. В 50—60-е гг. XX в. Ллойдом Трампом был разработан план Трампа. Суть – максимальное стимулирование индивидуального обучения с помощью гибкости форм его организации. При таком обучении сочетаются занятия в больших аудиториях, в малых группах с индивидуальными занятиями. Классы как таковые отменяются, состав малых групп непостоянный, он постоянно меняется. Данная система требует слаженной работы учителей, четкой организации, материального обеспечения.
13.Урок как
осн.форма об-я. Классификация
уроков Б.П.Есина. Стр-ра
Урок – осн. единица образоват. процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.