Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".
20. Внутришкольный контроль: виды, формы, методы
Среди педагогов, теоретиков и практиков, широко известна классификация видов и форм внутришкольного контроля, предложенная Татьяной Ивановной Шамовой. Эта классификация структурно выдержана, логична, удобна в практическом использовании и главное - виды и формы контроля в полной мере отвечают природе целостного педагогического процесса.
В этой классификациии выделяется два вида контроля: тематический и фронтальный.
Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта. |
Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих, этот вид контроля целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при аттестации, изучаются все направления его работы - учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.
С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива или какой-либо административной службы, выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.
Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении. Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др. Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются как администрация, так и представители методических объединений школы. Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например, использование краеведческого материала в процессе обучения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др. Комплексно-обобщающая форма контроля используется при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов, нескольких учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле. В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового пед. опыта, хронометрирование (используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки уч-ся и уч-лей, определения объема ДЗ, скорости чтения), диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. |
21. Понятие и сущность воспитания
Воспитание – целенаправленная, содержательная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, его социализации и привитию навыков самовоспитания (направлено на потребностно-волевую сферу личности)
Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие, создание условий, оказание пед. поддержки во всестоон. развитии
Принципы:. üцеленаправленность, üсвязь с жизнью, üдоступность, üучет индивид- ти и возраста, üпоследовательность, ü опора на положительное, üгуманизация.
Особенности воспитательного процесса:
1. Целенаправленность
(цель учителя равна цели
2. Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ)
3. Длительность.
4. Непрерывность
5. Комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов)
6. Двусторонность.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.
Процесс воспитания (психологическое) – процесс интериоризации т.е. перевод ребёнка из одного состояния в другое (из внешних отношений во внутреннее состояние личности, которое проявляется в убеждениях).
Воспитание – формирование отношений и качеств личности.
Отношения – переживание и выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а так же различными сторонами окружающего мира, которые затрагивают сферу потребностей, знаний и убеждений.
Качества личности – закрепившиеся и ставшие привычными отношения, которые определяют устойчивость поведения человека в постоянно изменяющихся обстоятельствах.
Система формирования личностных качеств:
1. Формирование
потребности и выработка
2.Организация активной познавательной деятельности по освоению сущности данного качества.
3. Практическое формирование умений поступать так, а не иначе.
4. Развитие способности к проявлению волевых усилий.
Содержание воспит-я – сис-ма знаний, убеждений, навыков, кач-в и черт личности, устойчивых привычек поведения, кот-ми должен овладеть учащийся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Задачи воспитания: 1) нравственное развитие личности; 2) форм-ие патриотизма и гражданственности; 3) развитие самосознания личности; 4) форм-ие трудовых и жизненных навыков; 5) форм-ие ответственного поведения; 6) форм-ие здорового образа жизни; 7) развитие эмоц сферы личности ребенка; 8) развитие чувства прекрасного; 9) развитие экологического сознания.
22. Понятие и классификация воспитания
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.
Гражданское воспитание. Его целью является помощь человеку в
его жизненной и профессиональной позиции
по отношению к российскому обществу и
государству, в его проблемах, подготовке
его к личному участию в решении.
Патриотическое воспитание заключается в формировании гражданина-патриота,
который любит свою страну, ее народ, историю,
культуру, язык, природу, стремится быть
верным и достойным их, данное стремление
заключается в охране и укреплении их,
а при необходимости и защите с оружием
в руках.
Демократическое и правовое
воспитание – виды, связанные с идеологией демократии.
Это воспитание заключается в формировании
правовоспи-танности граждан, обеспечивающей
безупречное личное соблюдение законов,
а в более совершенной форме – помощь
другим гражданам и правоохранительным
органам в борьбе с преступностью.
Трудовое воспитание преследует цель формирования у человека
потребности к труду, стремления к приобретению
и непрерывному повышению профессионализма,
усвоение им ценностей честного, добросовестного
и нравственного труда, понимания важности
и необходимости самореализации и самоутверждения
себя в труде, обретения с его помощью
независимости и самодостаточности в
жизни.
Физическое воспитание является непременной частью воспитания.
Занятие физической культурой можно отнести
к физическому воспитанию только в том
случае, если у занимающихся формируется
потребность и установка на укрепление
и сохранение физического здоровья, здоровый
образ жизни, отвержение вредных для здоровья
привычек и т. д.
Нравственное
вос-е. Нравственность – это сфера жизни общества и поведения
людей, которая характеризует практическое
воплощение в них идеалов человечности,
духовности, справедливости, добра, порядочности,
чести, совести, долга, ответственности
и т. д.
Нравственность является проявлением
нравственного сознания народа и граждан,
их нравственного воспитания
23. Приемы и средства воспитания.
Приёмы воспитания – элементы методов воспитания (пример: беседа – метод, реплики, мимика – приём).
Средства – различные виды деятельности (игровая, трудовая), совокуп произведений материальной и духовной культуры, привлек для пед работы.
Приемы:
Авансированное доверие – подход к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верой в его силы и возможности, надеждой на будущие успехи.
Великодушное прощение – совершившему недостойный поступок как бы прощают его действия по причине недостаточности развития и неспособности осознать содеянное.
Компромисс – нахождение общих решений с использованием взаимных уступок и выражения уважения личности другого.
Опора на положительное в человеке как сосредоточение воспитателя на позитивном в воспитаннике и в окружающем мире.
Оставление наедине с собой – не обсуждать проступок и не давать оценки ему, а предоставить воспитаннику самому разобраться в негативной стороне поступка.
Подкрепление положительное – действие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим; это может быть похвала воспитателя, эмоциональная реакция одобрения, восторг, дружеский жест, материальное вознаграждение...
Ситуация успеха сознательно создается воспитателем для проявления воспитанником лучших своих качеств, достижения успеха, сопровождается признанием достоинств и достижений, позволяет сформировать позитивную самооценку и стимулировать дальнейшую позитивную деятельность воспитанника.
«Я»-сообщение – прием педагогической оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется явно указать или открыто высказаться об отношении или поведении ученика, но необходимо тонко скорректировать его отношение и действия. Это высказывание типа: «Я так переживала...», «Я всегда волнуюсь, когда...», «Я не находила себе места».
«Ты-сообщение» –. прием скрытой педагогической оценки, заключающийся в объяснении либо предположении причин поступка воспитанника. Высказывания типа: «Ты, конечно...», «Тебе, вероятно...», «У тебя скорее всего...»
Контакт глаз как элемент педагогической техники, средства невербального общения.
Тонкий намек (косвенное воздействие).
Средства воспитания могут быть: прямыми – непосредственные личные воздействия на человека; косвенными – воздействия, организуемые с помощью либо средств (книги, мнения других и т. п.); осознанными – воспитатель сознательно ставит определенные цели, а воспитанники принимают их; неосознанными – осуществляются без преднамеренного воздействия; эмоциональными – с использованием определенных аффективных состояний; когнитивными – нацеленными на систему знаний человека и ее преобразование; поведенческими – направленными непосредственно на поступки человека.
Методы воспитания - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Система общих методов воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
24.Формы воспитания
Формы воспитания
Формы воспитания – способы
организации воспитательного процесса,
способы целесообразной организации коллективной
и индивидуальной деятельности учащихся.
В педагогической литературе нет единого
подхода к классификации форм воспитательной
работы. Наиболее распространенной является классификация организационных
форм воспитания в зависимости от того,
как организованы учащиеся:
– массовые формы (участие всего класса);
– кружковая групповая;
– индивидуальная.
Заслуживает внимания подход к определению
форм воспитательной работы, связанный
с направлениями воспитательной деятельности,
например для организаций познавательно-развивающей
деятельности учащихся более подходят
такие формы, как викторина, аукцион знаний,
конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс
проектов, деловые игры, научные конференции
учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров
и т. п.).
При осуществлении задач нравственного воспитания
могут применяться такие формы, как диспуты,
круглый стол, беседа на этические темы,
телемост, акции милосердия, литературно-музыкальные
композиции и т. п.
Выбор форм воспитательной работы определяется
на основе научных принципов воспитания.
Для каждого детского коллектива следует
выбирать наиболее подходящие формы. Чем
разнообразнее и богаче по содержанию
формы организации воспитательного процесса,
тем он эффективнее. В основе выбора форм
воспитательной работы должна находиться
педагогическая целесообразность.
Условия,
с которыми сопряжен педагогический
поиск форм
1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала
восприятия, так чтобы аудиалы, визуалы
и кинестетики получали достаточную духовную
пищу для внутренней активности.
2. Форма должна быть изменчивой, но осуществлять
это следует не через резкую замену известной
детям формы новой, не известной им, а через
включение каждый раз новых деталей, элементов
новизны, так чтобы форма смогла до конца
исчерпать себя и незаметно быть вытесненной
чем-то принципиально иным.
3. Форма должна быть воспроизведена в своем целостном
виде, она всякий раз заново разрабатывается
для конкретных обстоятельств. Отправной
точкой данной разработки является содержательная
идея, она подлежит анализу в применении
к реальности, а вариативность формы рождается
как следствие такого анализа.
Практика показывает, что часто применяемые
одни и те же формы организации воспитательной
работы теряют свою новизну, становятся
трафаретными и в силу этого не дают ожидаемой
эффективности. Опытные педагоги стремятся
использовать многообразие форм воспитания.