- Педагогическая
поддержка как деятельность.
Педагогическая поддержка
– это деятельность педагога направленная
на развитие свободоспособности ребенка,
она является самостоятельной профессиональной
деятельностью по созданию условий для
саморазвития ребенка.
Предметом педагогической
поддержки становится процесс совместного
с ребенком определения собственных
интересов, целей, возможностей и путей
преодоления препятствий, мешающих
ему сохранить свое чувство человеческого
достоинства и самостоятельно достигать
поставленных целей, результатов обучения,
самовоспитания, общения, здорового образа
жизни.
Целью педагогической
поддержки выступает помощь растущему
человеку в обретении себя, в работе
с самим собой.
Задачи педагогической
поддержки:
- выявление и понимание
педагогом проблемы ребенка, осознание
всей ситуации его саморазвития.
- оказание помощи
ребенку в осознании им данной
ситуации и коррекции собственного
понимания.
- совместная с ребенком
рефлексия его проблем, побуждение
его к осознанию себя как
субъекта.
- создание условий
для осознания ребенком перспективы
собственного развития.
- Стили
педагогического общения. Невербальные
средства общения в работе педагога.
Для авторитарного
стиля характерна жесткость управления
и полный контроль. Педагог прибегает
к приказному тону , делает резкие замечания,
определяет общие цели работы, указывает
способы выполнения задания, определяет,
кто с кем будет работать и т.д. Строгий
контроль свидетельствует о неверии преподавателя
в позитивные возможности воспитываемых,
в его глазах они характеризуются низким
уровнем ответственности. Любая инициатива
рассматривается как нежелательное самоволие.
Воспитываемым позволено участвовать
в обсуждении вопросов, касающихся только
их. Но все, же окончательное решение
всегда принимает воспитатель в соответствии
со своими установками.
Главной
особенностью этого стиля является
устранение самого субъекта педагогической
деятельности из процесса воспитания,
снятие с себя ответственности за
происходящие. Этот стиль является менее
предпочтительным среди всех существующих.
Воспитатель стремится меньше вмешиваться
в жизнедеятельность воспитываемых, практически
устраняется от руководства ими.
В этом
стиле в первую очередь оцениваются
факты, а не личность. Группа принимает
активное участие в обсуждении всего
хода происходящей работы и ее организации.
У воспитываемых развивается уверенность
в себе, стимулируется самоуправление,
возрастает общительность и доверительность
в личных взаимоотношениях, проявляется
интерес к работе. При демократическом
стиле общения воспитатель опирается
на коллектив, стимулирует самостоятельность
воспитываемых, старается занять позицию
«первого среди равных», проявляет терпимость
к замечаниям воспитываемых, вникает в
их личные дела и проблемы. Воспитанники
обсуждают проблемы и делают выбор, воспитатель
формирует окончательное решение с учетом
выбора воспитываемых.
- Расскажите
о том, в каком соотношении находятся
понятия «педагог», «учитель», «воспитатель».
Деятельность
учителя представляет собой процесс
решения неисчислимого множества
как типовых, так и оригинальных
педагогических задач. Готовность к их
решению на высоком уровне мастерства
определяется рядом профессионально-педагогических
умений. При этом важное значение приобретает
вооружение человека не столько техникой
(навыками), сколько методикой выполнения
действий. Учителю чаще, чем работнику
иной профессии, приходится обновлять
свои знания, пересматривать методы работы,
овладевать новыми умениями. К числу наиболее
существенных педагогических умений относят:
умение выявлять уровень воспитанности
учащихся; проектировать развитие личности;
прогнозировать результаты обучения
и воспитания; планировать работу по руководству
учебной и внеклассной деятельностью
учащихся; владеть современными педагогическими
технологиями; отбирать, анализировать,
обобщать учебно-воспитательный материал;
активизировать самостоятельную, творческую
деятельность учащихся; находить лучшие
формы требовательности и варьировать
их в зависимости от индивидуальных особенностей
учащихся и педагогической целесообразности;
создавать на занятиях атмосферу, благоприятную
процессу обучения и воспитания; устанавливать
педагогически целесообразные взаимоотношения
с учащимися, малыми группами, ученическим
коллективом, с родителями и учителями;
анализировать полученные результаты
и с их учетом оптимизировать свою деятельность.
Воспитатель
— как правило, лицо, занимающееся
воспитанием детей в детских
садах и школах; в вузе воспитателя
обычно именуют куратором. Учителем,
как правило, называют школьных педагогов.
Преподаватель — занимается педагогической
деятельностью в высшем образовательном
учреждении. Педагог — обобщающее понятие
учителя и преподавателя. Все они одновременно
являются и воспитателями, ибо нельзя
решать никакие педагогические задачи,
не будучи одновременно и воспитателем.
Близка к такому пониманию и личность
наставника, который оказывает помощь
молодым работникам в трудовых коллективах.
Педагог
- это обобщающее понятие для всех, кто
ведет педагогическую работу(учитель,
воспитатель). Существует также понятие
«педагог-специалист» — он осуществляет
педагогические функции в силу своих должностных
обязанностей. Это социальный педагог,
педагог-воспитатель, инженер-педагог,
а также педагоги на производстве, предприятии,
в специализированном учреждении, занимающиеся
специальными педагогическими вопросами
в трудовых организациях. Профессия педагога
— одна из древнейших и сложнейших. Как
бы ни были сложны объекты физиков-ядерщиков,
специалистов по космосу, биогенетике
и др., нет ничего сложнее человека, сложнее
помощи ему в том, чтобы стать достойным,
талантливым, высоконравственным человеком
и профессионалом.
- Социальные
и профессиональные функции воспитателя.
Педагогические способности.
Социальная роль и
функции воспитателя зависят
от истории общества. В них есть
нечто постоянное и общее для
разных исторических периодов и эпох.
Основные из них:
- Педагог
выполняет роль двигателя в обществе.
Воспитывая молодое поколение он способствует
формированию людей, быстро схватывающих
все передовые в разносторонней жизни
общества. Таким образом в прогрессивном
развитии общества в ускорении этого развития
несомненно есть доля сил и многолетнего
труда педагога.
- Профессиональный
педагог является звеном в неразрывной
цепи между историческим прошлым общества
и его перспективным будущим через молодое
поколение. Он как эстафету передает опыт
жизни исторического прошлого общества
перспективному будущему.
- Педагог
выполняет роль «аккумулятора» накапливающего
в себе социальный опыт. В этой роли он
выступает как хранитель и носитель общественных
ценностей. Накапливая за всю жизнь эти
ценности в себе, затем он передает их
молодому поколению. Он является главным
звеном в механизме передачи накопленного
старшими ценностью опыта молодым. Цель
накопить - чтобы передать.
- Одна
и социальных ролей педагога состоит в
том, что он выступает как специалист,
оценивающий культуру общества, опыт общественных
отношений, взаимоотношений и поведения
людей, достигнутый к тому времени. Из
общего фонда культуры он выбирает наиболее
ценный и полезный материал для пользовании
в воспитательно – образовательной работе
с детьми. В этой функции педагог играет
не толькопрогрессивную роль, но иногда
и консервативную. Дело в том что педагоги
старшего поколения собственные юные
годы настольгически переживают как совершенные,
а новые порой воспринимают как краха
поэтому неприемлемые. Общественный прогресс
определяется не только деятельностью
педагогов, но и другими факторами и его
не остановить консервативными взглядами
отдельных педагогов. И все таки, большинство
педагогов выбирают новое в детской среде
и продвигают это новое в систему общественных
отношений.
- Еще
одна социальная функция педагога: это
лицо уполномоченное обществом представлять
мир молодежи перед старшим поколением.
Профессиональный педагог как никто другой
знает характерные физиологические и
психологические черты и другие особенности
детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие
и возможности их разностороннего развития
на разных возрастных ступенях. Поэтому
он может и имеет право со знанием дела
компетентно высказывать свои суждения
перед обществом о воспитании молодежи,
создавать общественное мнение по злободневным
проблемам практики и теории воспитания.
- И
еще одна социальная функция педагога
– формирование духовного мира молодежи
в соответствии с принципами и ценностями
конкретного общества. Именно над этим
педагог работает постоянно, формируя
у подрастающего поколения знания, понятия
и убеждения о правилах общежития в соответствии
с принципами и нормами нравственности,
права, эстетики. Воспитывая у молодежи
представленные об общечеловеческих ценностях,
педагог учит регулировать свое поведение
в соответствии с этими ценностями,
жить по принципам доброты, милосердия
и терпимости уважения и гуманности по
отношению к другим.
В действительности
все функции педагога проявляются
не отдельно одна от другой, а в общем
ансамбле и комплексе, отражая сложные
взаимосвязи разных сторон и явлений
жизни. Социальные функции педагога
конкретизируются в профессиональных.
- Своеобразие
педагогической профессии. Педагогический
профессионализм.
- Профессиональные
и психологические требования к личности
педагога.
Требования к учителю --
это императивная система профессиональных
качеств, определяющих успешность педагогической
деятельности.
Прежде всего, следует
иметь в виду, что практическая
педагогическая деятельность лишь наполовину
построена на рациональной технологии.
Другая половина ее -- искусство. Поэтому
первое требование к профессиональному
педагогу -- наличие педагогических
способностей. При таком подходе
сразу же необходимо ставить вопрос --
существуют ли специальные педагогические
способности? Видные знатоки педагогического
труда отвечают на него утвердительно.
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности
преподавателя и мастера производственного
обучения. М., 1990.
Вопрос о педагогических
способностях находится в стадии
интенсивной разработки. Педагогические
способности -- качество личности, интегрирование,
выражающееся в склонностях к работе с
детьми, любви к детям, получении удовольствия
от общения с ними. Часто педагогические
способности сужаются до умения выполнять
конкретные действия -- красиво говорить,
петь, рисовать, организовывать детей
и т. п. Выделены главные группы способностей.
1. Организаторские. Проявляются в умении учителя
сплотить учащихся, занять их, разделить
обязанности, спланировать работу, подвести
итоги сделанному и т. д.
2. Дидактические. Конкретные умения подобрать
и подготовить учебный материал, наглядность,
оборудование, доступно, ясно, выразительно,
убедительно и последовательно изложить
учебный материалы, стимулировать развитие
познавательных интересов и духовных
потребностей, повышать учебно-познавательную
активность и т. п.
3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать
в духовный мир воспитуемых, объективно
оценивать их эмоциональное состояние,
выявлять особенности психики.
4. Коммуникативные способности проявляются в умении
учителя устанавливать педагогически
целесообразные отношения с учащимися,
их родителями, коллегами, руководителями
учебного заведения.
5. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом
влиянии на обучаемых.
6. Исследовательские способности, проявляющиеся
в умении познать и объективно оценить
педагогические ситуации и процессы.
7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения
научных знаний в избранной отрасли.
Научные исследования последних
лет выявили «ведущие» и «вспомогательные»
способности. К ведущим, по результатам
многочисленных опросов педагогов,
относятся педагогическая зоркость
(наблюдательность), дидактические, организаторские,
экспрессивные, остальные могут
быть отнесены к разряду сопутствующих,
вспомогательных.
- Сравнительный
анализ основных видов педагогической
деятельности – преподавания и воспитания.
- Цель
и задачи современного образования. Многоуровневое
педагогическое образование.
- Факторы,
стимулирующие процесс профессионального
самовоспитания воспитателя.
- Творческий
характер труда воспитателя.
- Педагогический
такт.
- Основные
направления модернизации образования
в России.