Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по педагогике.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

В данной формуле Ci – социометрический статус, В+ и В- - полученные выборы,  S 
- знак алгебраической суммирования всех полученных выборов, N – число полученных выборов.  
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы: 
                 N          N 
               S Bj+   + S Bj 
                   j=1                  j=1 
    Э j = 
                        N — 1 
Эj – эмоциональная экспансивность, Bj – сделанные членом группы выборы. Индекс эмоциональной экспансивности характеризует потребность личности в общении. 
 Групповые социометрические индексы: индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.  
Индеек эмоциональной экспансивности. 
                          å A+ij +  å A-ij 
                 Э  =  ———————  , 
                                    N 
где å A+ij — общее число положительных выборов; å A-ij — общее число отрицательных выборов; N — количество членов в группе. Индекс позволяет определить среднюю активность группы.  
Индекс психологической взаимности (сплоченность группы): 
         å A+ij 
К = ———— , 
         N (N - 1) 
где å A+ij — количество взаимных положительных выборов; N — количество членов в группе. 

29.Педагогический  эксперимент: определение, типы эксперимента, требования к методике его проведения, основные этапы эксперимента.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Существует несколько значений понятий “эксперимент”.

Во-первых, под экспериментом понимается часть педагогического исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предложений (предположений).

Во-вторых, понятие педагогический эксперимент используется как синоним педагогического исследования (например, многолетний воспитательный эксперимент В.А. Сухомлинского, социально-педагогический эксперимент Е.Б. Куркина и т.п.).

В-третьих, педагогическим экспериментом называют комплексный метод исследования, включающий целый ряд частных методов и методик, теоретических и практических этапов.

В-четвертых, понятие эксперимент употребляется в значении педагогического поиска, направленного на выращивание новой практики образования в процессе самой этой практики с помощью ее целенаправленного, осмысленного преобразования.

2. Критерии научности и требования к педагогическому эксперименту

Строгий научный педагогический эксперимент должен удовлетворять следующим четырем критериям:

а) предполагать внесение в педагогический процесс чего-либо нового, какого-либо принципиально нового воздействия (изменения) с целью получения определенного результата;

б) обеспечивать условия, позволяющие выделить связи между воздействием и его результатом;

в) включать достаточно полный, документально фиксируемый учет параметров (показателей) начального и конечного состояния педагогического процесса, различие между которыми и определяет результат эксперимента;

г) быть достаточно доказательным, обеспечивать достоверность выводов.

. Все эксперименты, находящиеся  между этими полюсами, представляют  собой нестрогие, так называемые “квазиэксперименты”, в которых не обеспечены достаточно “чистые” условия, отсутствует должный уровень отслеживания показателей и т.д. Для обозначения “квазиэкспериментов” в школьной практике употребляется целый ряд терминов:

· опытное преподавание,

· опытная проверка,

· опытное внедрение,

· опытное сравнение,

· апробирование (апробация, проба),

· пробное использование (применение),

· экспериментальное обучение,

· опытно-экспериментальная работа,

· творческое экспериментирование иРекомендуемые требования к педагогическому экспериментированию всех видов и уровней можно сформулировать так:

1. желание и готовность  учителя (лей) к экспериментальной  работе;

2. наличие у экспериментатора  определенной гипотезы, которая  предполагала бы введение в  педагогический процесс какого-либо нового элемента для получения определенного результата;

3. тщательная разработка  вмешательства в педагогический  процесс, обеспечение условий наблюдаемости  педагогического воздействия и  его следствий;

4. соблюдение принципа  “не повреди”; обеспечение обязательных результатов обучения, предусмотренных учебным планом;

5. тщательная фиксация  условий и результатов эксперимента;

6. научная честность и  добросовестность, стремление к  достоверности при формулировании  выводов,

7. взаимопонимание между исследователем и детьми, благожелательное отношение к эксперименту со стороны окружающих: администрации, родителей и детей.

3. Виды педагогического  экспериментирования

Каждый конкретный эксперимент охватывает определенную часть учебно-воспитательного процесса, внося в него ряд педагогических воздействий, исследовательских процедур и организационных особенностей. Своеобразие сочетания этих признаков (компонентов) и определяет вид эксперимента.

Содержание и масштабность эксперимента.

В зависимости от исследуемых сторон педагогического процесса выделяют следующие виды эксперимента:

· дидактический (содержание, методы, средства обучения);

· воспитательный (идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, атеистическое, экологическое воспитание);

· частно-методический (усвоение ЗУН по предмету);

· управленческий (демократизация, оптимизация, организация учебно-воспитательного процесса);

· комплексный.

Педагогический эксперимент бывает в той или иной мере связан со смежными научными областями и в этом случае называется:

· психолого-педагогическим,

· социально-педагогическим,

· медико-педагогическим,

· педагогическим экономическим и т. п.

Масштабность (объемность) эксперимента определяется в первую очередь количеством участвующих в нем объектов; различают:

· индивидуальный эксперимент (исследуются единичные объекты);

· групповой эксперимент, в котором принимают участие группы школ, классов, учителей, учащихся;

· ограниченный (выборочный) и массовый эксперимент.

Массовый эксперимент имеет ряд преимуществ по сравнению с ограниченным: позволяет решать более трудные задачи, собирать более богатый материал и делать более обоснованные выводы. В зависимости от того, какую часть образовательного процесса охватывает эксперимент, выделяют:

· внутрипредметный,

· межпредметный,

· внутришкольный (общешкольный),

· межшкольный,

· региональный (районный, городской и т.д.) эксперименты.

По длительности педагогические эксперименты могут быть практически любыми: кратковременными (в пределах одной ситуации, урока), средней длительности, (обычно в пределах одной темы, четверти, полугодия, учебного года) и длительными (лонгитюдными), охватывающими годы и десятки лет (наблюдение за отдаленными результатами воспитания).

В зависимости от решаемых в ходе исследования задач выделяют:

· разведывательный, или пилотажный, эксперимент (имеет целью предварительное выяснение обстановки, условий и др. обстоятельств);

· констатирующий эксперимент (задачей которого является изучение исходных параметров учебно-воспитательного процесса до внесения в него каких-либо изменений):

· формирующий эксперимент (подразумевает организацию и проведение экспериментальных воздействий):

· контролирующий эксперимент (имеет целью зафиксировать результат экспериментального воздействия, конечное состояние параметров учебно-воспитательного процесса);

· срез - разновидность контролирующего эксперимента - кратковременная констатация состояния и параметров экспериментального объекта на различных этапах его изменения.

· дублирующий эксперимент, увеличивающий надежность получаемых выводов;

· повторный эксперимент (с целью выяснения воспроизводимости результатов).

Логическая операция, лежащая в основе исследования, определяет названия:

· сравнительный эксперимент (линейный, параллельный, перекрестный);

· аналитический (объясняющий) эксперимент,

· индуктивное и дедуктивное исследование;

· конструктивный (созидательный) эксперимент.

4. Этапы педагогического  эксперимента

Идея эксперимента. Эксперимент зарождается сначала в виде какой-то задумки, догадки, предположения о возможности улучшения существующей педагогической практики. Часто идея эксперимента состоит в том, что педагог выдвигает новую комбинацию известных приемов и способов, которая должна привести к определенному желаемому результату, В этом случае эксперимент представляет просто внедренческий этап идей педагогики сотрудничества и развития, проверку и приспособление методических рекомендаций новаторов к конкретным социально-педагогическим условиям.

Для других учителей, методистов, руководителей идеи педагогики сотрудничества и развития являются исходной позицией для творческого усовершенствования, модернизация практики. Наконец, идея эксперимента может основываться на собственных авторских находках и решениях педагога.

Однако задумка, догадка, идея, “как бы хороши они ни были, еще не определяют исхода эксперимента. К желаемому результату ведут сложные и тернистые пути практического осуществления задуманных идей.

1) Диагностический  этап.

А) Объекты педагогической диагностики.

Необходимость эксперимента возникает на почве анализа и осмысливания хода и результатов работы отдельного учителя, руководителя или всего педагогического коллектива - диагностирования педагогической действительности. Основными объектами педагогической диагностики являются:

· личность школьника (интересы, способности, уровень знаний, умений и навыков, уровень воспитанности и др.);

· качества школьных коллективов (классных, клубных, общественно-политических, неформальных объединений);

· мастерство учителей, воспитателей, руководителей;

· содержание, методы, организационные формы и средства обучения;

· отдельные направления воспитательного процесса: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое;

· передовой педагогический опыт.

Б) Формулирование проблемы, темы.

Проблема эксперимента формулируется в виде тезиса, содержащего вопрос общепедагогического уровня, но безотносительно к конкретным условиям осуществления учебно-воспитательного процесса.

В) Актуальные проблемы эксперимента.

В настоящее время диагностирование paботы учреждений народного образования oбнapуживaeт следующие важнейшие проблемы, решение которых требует массового экспериментирования. При этом каждый учитель, воспитатель, руководитель исходит из соображений оптимальности выбора проблем для конкретных условий, в которых работает школа, - поисков наибольшей эффективности, наименьшего времени, наименьшей сложности учебных затрат. Можно рекомендовать при выборе проблемы для эксперимента использовать принципы слабого звена (“прочность цепи определяется состоянием ее слабейшего звена”) и основного звена (“взявшись за которое, можно вытянуть всю цепь”).

30.Статистические  и математические методы обработки  результатов педагогического исследования.

В педагогике эти методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медиана – показатель середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); степень рассеивания – дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.

Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, где есть возможность приложить силы молодым исследователям. Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"