Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 18:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Педагогика".
8. Система естественнонаучных понятий в современной начальной школе.
В начальной школе формируется следующая система понятий:
Природа
неживая
звезды
планеты
Солнце Земля
горные породы вода воздух почва водоросли насекомые
В начальной
школе начинают формироваться первоначальные
представления о природных закономерностях.
Например, о причинах смены дня и ночи
и времен года. Главными признаками живого
организма являются питание, дыхание,
раздражимость, движение, размножение,
выделение, рост.
9. Методы обучения естествознанию. Сущность и классификация.
Метод обучения
– способ организации учителем учебно-познавательной
деятельности обучаемых с целью
реализации поставленных задач образования
и развития личности детей. В методике
преподавания естествознания выделяют
3 групп методов обучения: словесные, в
которых источником знаний служит устное
или письменное слово, наглядные, в которых
источником знаний служат средства обучения,
практические, источником знаний является
самостоятельная практическая деятельность
детей под руководством учителя.
10. Словесные методы обучения естествознанию.
К словесным
методам относятся способы
Рассказ – это последовательное повествовательное изложение учебного материала. Описание – аналитический прием расчленения целого на части. Объяснение – изложение учебного материала, связанного с ответами на вопросы как, почему. Доказательство – утверждение, подкрепленное фактами. Методические требования к рассказу: научность, доступность, логичность; постановка познавательных задач, использование образных примеров, стилистически грамотное изложение, выделение главного и формулировка основных понятий; установление значимых связей с жизнью.
Беседа - метод обучения, включающий диалог учителя и учащихся, проводимый по заранее продуманным вопросам. Вводная беседа – актуализирует опорные знания, необходимые для изучения новой темы. Эвристическая беседа – вопросы учителя подводят детей к маленьким открытиям. Обобщающая беседа – систематизирует знания детей.
Учебная дискуссия основана на обмене взглядами по определенной теме. Учащиеся должны взаимодействовать лицом к лицу, выслушать мнения товарищей, обосновать свои высказывания, критиковать идеи, а не личность.
Работа с книгой
помогает научиться самостоятельно
работать с учебной и справочной
литературой, наблюдать и проделывать
опыты, фиксировать результаты наблюдений
и опытов, осуществлять самоконтроль за
результатами самостоятельной работы.
Работа с учебником может быть различного
характера: знакомство с содержанием раздела,
чтение учебного текста, составление плана
учебной статьи и пересказ, работа с терминами,
организация самостоятельной групповой
или парой работы, использование инструкций
учебника для проведения наблюдений и
практических работ, работа с иллюстрациями,
работа с географическими картами, ответы
на вопросы, помещенные после основного
текста. Выполнение заданий, помещенных
в учебнике.
11. Наглядные методы обучения естествознанию.
Наглядные методы – способы овладения учебным материалом, при которых новые знания дети получают при восприятии наглядных, экранных пособий и демонстрационных опытов. К наглядным методам относят демонстрацию наглядных и аудиовизуальных пособий, демонстрацию опытов, моделирование. Методические требования к демонстрации наглядных пособий: должен быть виден всему классу; должен находится перед глазами у детей только во время демонстрации; нормальный объем – 3 – 4 объекта; лучше избегать микроскопа и сложных схем; с помощью вопросов направлять внимание детей на существенные признаки демонстрируемого объекта. Важно использование фильмов: при продолжительности демонстрации 8 – 12 минут они несут в 3-5 раз больше информации по сравнению с другими пособиями.
Моделирование
– метод обучения, который предполагает
создание моделей и работу с ними.
Подготовка к моделированию: сделать сами
модели, спланировать, на каких этапах
урока будет использовать метод моделирования,
определить степень самостоятельности
учащихся при работе с моделями, выяснить,
как процесс моделирования будет сочетаться
с другими методами и приемами обучения.
12. Практические методы обучения естествознанию.
Практические
методы – приобретение новых знаний
учащимися посредством
Наблюдение – планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира с целью его познания. Подготовка наблюдения: определить цель, выбрать объект, разработать задания и познакомить с ними учащихся, подобрать необходимое оборудование, познакомить детей с приемами проведения наблюдений и формой фиксации результатов. Наблюдательность - способность человека подмечать в окружающем мире самые тонкие, незаметные черты, признаки, свойства. Наблюдения тесно связаны с практическими работами. На них учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений. Результаты проделанных опытов обычно записываются в виде таблицы.
Исследовательский
эксперимент чаще всего используется
во внеурочной и внеклассной кружковой
работе. Опыт считается законченным, когда
получены веские доказательства роли
исследуемого фактора.
13. Организация и методика проведения практических работ.
Практические
работы на уроках естествознания призваны
служить источником новых знаний.
На них учащиеся опытным путем
получают сведения о свойствах природных
объектов и сущности явлений. Деятельность
учителя и учащихся на практической работе
проходит ряд следующих этапов: постановка
познавательной задачи, инструктаж по
ее выполнению, самостоятельная работа
учащихся, фиксация результатов работы,
описание работы учащимися, обобщения
и выводы, решающие познавательную задачу.
На практических работах развиваются
умения детей, необходимые для изучения
естественных наук в более старших классах.
К выполнению работ учащихся нужно приучать
систематически, постепенно переходя
от коротких и несложных по организации
опытов к более продолжительным и сложным.
14. Методические приемы обучения естествознанию.
Методический прием – элемент конкретного метода, выражающий умственные или практические действия учителя и учащихся в процессе обучения. В зависимости от методических функций выделяют организационные, логические и технические приемы. К организационным приемам относятся действия учителя, направляющие внимание, восприятие и формы организации работы учеников. К техническим приемам можно отнести использование определенного лабораторного оборудования, составление инструктивных карточек, расчерчивание таблиц для практических работ, команды учителя, помогающие синхронно выполнить отдельные операции, фиксация результатов работы и т.д.
Логические приемы
помогают развивать мыслительную деятельность
учащихся. К ним можно отнести
постановку цели или проблемы и планирование
хода практической работы вместе с
учащимися. Использование заданий. Помогающих
проанализировать свойства природных
объектов, сравнить их, классифицировать,
сделать выводы и обощения.
15. Структура учебника.
Приемы работы с учебниками
образовательного компонента
ОМ для начальной школы.
Учебник является
наиболее важным средством обучения.
Современный учебник состоит из 2 структурных
блоков: текстов (основных, дополнительных,
пояснительных, документально-хрестоматийных)
и внетекстовых компонентов (вопросов
и заданий, аппарата ориентировки, иллюстраций).
Основной текст раскрывает содержание
изучаемых понятий. Дополнительный –
обращение к учащимся. Документально-хрестоматийный
– дополнительный материал, связанный
с основным, но не обязательный для изучения.
Пояснительный – примечания, пояснения,
термины. Аппарат организации усвоения
материала – система вопросов и заданий
для формирования ведущих понятий. Аппарат
ориентировки - оглавления, рубрикации,
уловные обозначения для привлечения
внимания учащихся. Иллюстративный материал
– рисунки, схемы, фотографии, географические
карты для создания наглядных образов.
При знакомстве с учебником учитель должен
объяснить детям, как правильно пользоваться
каждым структурным элементом книги для
получения нужной информации.
16. Формы организации обучения естествознанию. Сущность и классификация.
Форма – специальная
конструкция процесса обучения, обусловленная
содержанием процесса обучения, методами,
приемами, средствами, видами деятельности
учащихся; способ организации учебно-познавательной
деятельности учащихся, соответствующий
условиям ее проведения и содержанию.
Выделяют следующие формы организации
изучения естествознания в начальной
школе: урок, экскурсия, внеурочная работа,
домашняя работа, внеклассная работа.
Урок – основная форма организации учебной
работы по естествознанию, при которой
учебные занятия проводятся учителем
с группой учащихся постоянного состава,
одинакового возраста и уровня подготовки
в течение определенного времени. Экскурсия
– форма организации учебной деятельности,
которая позволяет проводить наблюдения
и изучать природные процессы в естественных
условиях. Внеурочная работа по естествознанию
– форма организации учащихся для самостоятельного
выполнения обязательных, связанных с
изучением курса практических зданий
учителя, не укладывающихся в рамки учебного
расписания по времени и не связанных
с определенным местом их проведения всеми
учащимися класса. Это заполнение фенологического
уголка, уход за комнатными растениями,
проведение фенонаблюдений, посадка растений,
наблюдение за природой. Домашняя работа
– форма организации учащихся для самостоятельного
выполнения заданий учителя, связанных
с уроками. Внеклассная работа – форма
организации добровольной работы учащихся
для развития их интересов и творческой
познавательной деятельности в расширение
и дополнение школьной программы. Внеклассная
работа бывает массовая (праздники, викторины,
прогулки и походы, музеи, тематические
кампании), групповая (кружки, стенгазеты),
индивидуальная (литературные обзоры,
опытническая работа).
17. Урок – основная форма организации обучения. Требования к современному уроку естествознания.
Урок – основная
форма организации учебной
18. Типы и структура уроков естествознания.
Попытка классифицировать
уроки предпринималась еще
19. Подготовка учителя к уроку.
Учитель готовится
к системе уроков по теме, рассматривая
урок как отдельное звено. При этом устанавливается
взаимосвязь понятий внутри темы и между
отдельными темами. Подготовка учителя
к уроку проходит через 2 этапа. 1. Предварительная
подготовка включает знакомство с программой,
учебником, учебными пособиями и методической
литературой, подбор наглядных пособий.
На этом этапе проводится календарно-тематическое
планирование. Для составления календарно-тематического
планирования необходимо знать количество
ученых недель в году, число недельных
часов, количество программных часов,
требующихся для прохождения каждой темы.
2. Непосредственная подготовка включает
написание учителем конспекта урока. Конспект
может быть составлен в удобной для учителя
форме, но обязательно должен содержать
следующие элементы: тему урока, цели,
оборудование, ход урока с указанием основных
этапов и распределение времени на их
проведение.