Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:57, шпаргалка
Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.
Воспитание возникло на заре человеческой истории, около 40 тыс. лет назад. Начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим покалениям накопленного социального опыта. Эта передача реализовывалась на практике как подготовка молодежи ко взрослой жизни. Еще в доклассовом обществе воспитание стало объективной потребностью общества и важнейшей предпосылкой его развития. В процессе дальнейшего развития социально-экономических отношений усложнялось и воспитание.
2) уточняющий (проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
3) созидательно-преобразующий, в процессе которого конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.). Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему научно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы;
4) контрольный – это завершающий этап исследования определённой проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.
По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперименты.
Естественный педагогический эксперимент представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса.
Лабораторный педагогический эксперимент используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.
Этапы педагогического эксперимента.
Этапами педагогического эксперимента является:
Планирование включает постановку цели и задач эксперимента, выбор зависимой переменной (отклика), выбор факторов влияния и количество их уровней, необходимое число наблюдений и порядок проведения эксперимента, метод проверки полученных результатов. Организация и проведение эксперимента должны проходить в точном соответствии с намеченным планом.
На этапе интерпретации происходит сбор и обработка данных.
Чтобы проведение эксперимента отвечало принципам достоверности, необходимо соблюдение следующих условий
Взаимное сочетание нескольких методов позволяет повысить эффективность и качество педагогических исследований. Этому также способствует активное проникновение в педагогику математических методов результатов эксперимента при помощи ЭВМ.
Приступая к эксперименту, исследователь тщательно продумывает его цель, задачи, определяет объект и предмет исследования, составляет программу исследования, прогнозирует предполагаемые познавательные результаты. И лишь после этого он приступает к планированию (этапов) самого эксперимента: намечает характер тех преобразований, которые необходимо ввести в практику; продумывает свою роль, свое место в проводимом эксперименте; принимает во внимание множество влияющих на эффективность педагогического процесса причин; планирует средства учета тех фактов, которые он намерен получить в эксперименте, и способы обработки этих фактов.
Исследователю очень важно уметь отслеживать процесс экспериментальной работы. Это может быть: проведение констатирующих (исходных), уточняющих, преобразующих срезов; фиксация текущих результатов в ходе осуществления гипотезы; проведение итоговых срезов; анализ положительных, а также отрицательных результатов, анализ непредвиденных и побочных результатов эксперимента.
По содержанию результатов педагогического эксперимента могут быть:
- разработка
концепций обучения, воспитания, образования;
определение закономерностей
- учет условий формирования и развития личности;
- выявления факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний; постановка новых педагогических проблем;
- подтверждение или опровержение гипотез;
- разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов уроков);
- анализ передового опыта обучения, воспитания и т.д.
Результаты педагогического эксперимента имеют общую структуру. Она состоит из трех взаимодополняющих компонентов: объективного, преобразующего и конкретизирующего.
Объективный компонент раскрывает на разных уровнях результат, полученный в ходе исследования. Это описание может осуществляться на общенаучном или общепедагогическом уровнях и быть представлено различными типами знаний (гипотеза, классификация, концепция, методика, парадигма, направление, рекомендация, условия и т.д.).
Преобразующий компонент – раскрывает изменения, происходящие с объективным компонентом, указывает на дополнения, уточнения или другие преобразования, которые могут происходить в нём.
При определении результатов преобразующего эксперимента надо иметь в виду, например:
Конкретизирующий компонент уточняет различные условия, факторы и обстоятельства, в которых происходит изменение объективного и преобразующего компонентов:
Надо знать, что все компоненты взаимно дополняют друг друга, характеризуя с разных сторон результат исследований как единое целое.
Существенно то, что представление результата исследования в виде трех структурообразующих взаимосвязанных компонентов дает, возможность, во-первых, подойти к описанию итогов научных работ с единых методологических позиций, выявить ряд отношений, которые обычным способом трудно обнаружить; во-вторых, сформулировать и уточнить требования к описанию отдельных результатов. Например, если целью исследования становится организация какого-либо процесса (обучения, воспитания), то в задачи исследования непременно должны входить все его составляющие. Для процесса воспитания, обучения такими составляющими будут следующие: указание конечных и промежуточных целей, на достижение которых направлен процесс; характеристика содержания, методов и форм, необходимых для реализации процесса; определение условий, в которых протекает процесс и т.д. Если какой-либо из составляющих элементов пропущен, слабо отражён в задачах, то процесс (обучения, воспитания) не может быть раскрыт и содержательно описан. Следовательно, все эти элементы должны быть отражены в результатах исследования. В противном случае поставленная цель не будет достигнута.
18.Возникновение и становление педагогической профессии.
В глубокой
древности, когда еще не было разделения
труда, все члены общины или племени —
взрослые и дети — участвовали на равных
в добывании пищи, что составляло главный
смысл существования в те далекие времена.
Передача накопленного предшествующими
поколениями опыта детям в дородовой общине
была "вплетена" в трудовую деятельность.
Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали
знания о способах деятельности (охота,
собирательство и др.) и овладевали различными
умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования
орудий труда, что позволяло добывать
пищи больше, появилась возможность не
привлекать к этому больных и старых членов
общины. Им вменялось в обязанность быть
хранителями огня и осуществлять присмотр
за детьми. Позже, по мере усложнения процессов
сознательного изготовления орудий труда,
повлекших за собой необходимость специальной
передачи трудовых умений и навыков, старейшины
рода — самые уважаемые и умудренные опытом
— образовали в современном понимании
первую социальную группу людей — воспитателей,
прямой и единственной обязанностью которых
стала передача опыта, забота о духовном
росте подрастающего поколения, его нравственности,
подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой
деятельности и сознания человека.
Возникновение педагогической профессии
поэтому имеет объективные основания.
Общество не могло бы существовать и развиваться,
если бы молодое поколение, приходящее
на смену старшему, вынуждено было начинать
все сначала, без творческого освоения
и использования того опыта, которое оно
получило в наследство.
Интересна этимология русского слова
"воспитатель". Оно происходит от
основы слова "питать". Слова "воспитывать"
и "вскармливать" не без основания
сейчас нередко рассматриваются как синонимы.
В современных словарях воспитатель определяется
как человек, занимающийся воспитанием
кого-либо, принимающий на себя ответственность
за условия жизни и развитие личности
другого человека. Слово "учитель",
видимо, появилось позже, когда человечество
осознало, что знания есть ценность сама
по себе и что нужна специальная организация
деятельности детей, направленная на приобретение
знаний и умений. Такая деятельность получила
название обучения.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями
чаще всего были жрецы, а в Древней Греции
— наиболее умные, талантливые вольнонаемные
граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы,
педагоги. В Древнем Риме от имени императора
учителями назначались государственные
чиновники, хорошо знавшие науки, но главное,
много путешествовавшие и, следовательно,
много видевшие, знавшие языки, культуру
и обычаи разных народов. В древних китайских
хрониках, дошедших до наших дней, упоминается,
что еще в XX в. до н. э. в стране существовало
министерство, ведавшее делами просвещения
народа, назначавшее на должность учителя
мудрейших представителей общества.
В средние века педагогами, как правило,
были священники, монахи, хотя в городских
школах, университетах ими все чаще становились
люди, получившие специальное образование.
В Киевской Руси обязанности учителя совпадали
с обязанностями родителя и властителя.
В "Поучении" Мономаха раскрывается
основной свод правил жизни, которым следовал
сам государь и которым советовал следовать
своим детям: любить свою Родину, заботиться
о народе, творить добро близким, не грешить,
уклоняться от злых дел, быть милостивым.
Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте,
а чего не умеете, этому учитесь... Леность
ведь всему мать: что кто умеет, то забудет,
а что не умеет, тому не научится. Добро
же творя, не ленись ни на что хорошее..."* С
момента возникновения педагогической
профессии за учителями прежде всего закрепилась
воспитательная, единая и неделимая, функция.Учитель
— это воспитатель, наставник. В этом
его гражданское, человеческое предназначение.
Задачи, встававшие
перед школой, существенно менялись на
разных этапах развития общества. Этим
объясняется периодический перенос акцентов
с обучения на воспитание и наоборот. Однако
государственная политика в области образования
практически всегда недооценивала диалектическое
единство обучения и воспитания, целостность
развивающейся личности. Как нельзя обучать,
не оказывая воспитательного влияния,
так нельзя и решать воспитательные задачи,
не вооружив воспитанников довольно сложной
системой знаний, умений и навыков. Передовые
мыслители всех времен и народов никогда
не противопоставляли обучение и воспитание.
Более того, они рассматривали учителя
прежде всего как воспитателя.
Выдающиеся учителя были у всех народов
и во все времена. Так, великим учителем
китайцы называли Конфуция.
Человеком трудной и завидной судьбы является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога. Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения"*.
19.Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогическая направленность.
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и в образе мышления. Учитель - не только профессия, связанная с передачей знаний, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи профессиональное становление педагога может быть рассмотрено как непрерывное развитие личности, для которой характерны: