Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:57, шпаргалка
Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.
Воспитание возникло на заре человеческой истории, около 40 тыс. лет назад. Начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим покалениям накопленного социального опыта. Эта передача реализовывалась на практике как подготовка молодежи ко взрослой жизни. Еще в доклассовом обществе воспитание стало объективной потребностью общества и важнейшей предпосылкой его развития. В процессе дальнейшего развития социально-экономических отношений усложнялось и воспитание.
Проблема цели воспитания многие века занимала умы философов и педагогов. В античном мире этот идеал воплощал в себе гармонию телесной и духовной красоты. Философ Платон утверждал: не только должно быть обучено тело, но оно должно слушаться «благородной души». Античное воспитание—это и воспитание нравственности. Его ценностями являлись добродетель, благонравие, стремление стать совершенным гражданином.
Зародившись в Древней Греции, идея гармоничного сочетания внешних физических и внутренних духовных достоинств человека стала выполнять функцию идеала, цели воспитания. Однако содержание толкования идеи всестороннего и гармонического развития личности человека было в разные эпохи различным. Так, в системе афинского воспитания эта идея реализовалась через единство умственного, нравственного и физического воспитания. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения (XIV—XV вв.) также видели цель воспитания в единстве умственного, нравственного, физического, эстетического развития и не связывали ее с трудовым воспитанием. О всестороннем развитии человека в процессе соединения обучения с производительным трудом мечтали социалисты-утописты, педагоги-марксисты. Появление социально-экономических предпосылок для всестороннего формирования личности связано со становлением общества, основанного на машинном производстве.
Всестороннее гармоническое развитие личности ставилось в качестве цели воспитания в педагогике советского периода. Эта идея сохраняет свою привлекательность до сих пор, в частности в связи с развертыванием информационных технологий. Ряд ученых-педагогов (И. Ф. Харламов, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый и другие) утверждают, что в качестве цели-идеала идея формирования всесторонне и гармонично развитой личности всегда будет сохранять свое значение, духовную ценность.
Не отрицая этого, большинство педагогов придерживаются того мнения, что данная цель в современных социально-экономических условиях не является реально достижимой. Кроме того, в одном человеке не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности. Поэтому в настоящее время цель-идеал воспитания трактуется педагогами как формирование разносторонне и гармонично развитой личности. Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного здоровья, психических процессов и свойств личности, ее социальное и духовное развитие. «Гармоническое развитие имеет в виду установление соразмерных и стройных отношений индивида с окружающей природой, социальной средой и самим собой» (И. И. Прокопьев).
Эта идея нашла отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006), согласно которой целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Эта заданная обществом цель предполагает решение следующих задач:
п формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
? подготовка к самостоятельной жизни и труду;
? формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
? овладение
ценностями и навыками
? формирование культуры семейных отношений;
? создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.
27.Целеполагание как вид деятельности педагога.
Цель педагогического
воздействия является системообразующим
(определяющим) элементом педагогической
системы, одним из главных звеньев педагогической
деятельности. От нее зависят остальные
элементы: содержание и средства получения
результатов. Цель как научное понятие
есть предвосхищение в сознании субъекта
результата, на достижение которого направлена
деятельность. С точки зрения психофизиологии,
цель - это модель потребного будущего,
закодированная в мозге человека, образ
требуемого результата, определяющий
отбор действий, ведущих к его достижению.
Согласно кибернетике, цель - такая характеристика
процесса, на основе которой осуществляется
обратная связь. Система работает, сравнивая
реальные результаты с запланированными
целями. В педагогической системе цель воспитания -
это мысленное, заранее определяемое представление
о результате педагогического процесса,
о качествах, состоянии личности, которые
предполагается формировать. Она определяет
требования к педагогическому процессу
и служит эталоном для оценки результатов.
Определение целей и задач воспитания
имеет большое теоретическое и практическое
значение. Педагогический процесс - это
всегда целенаправленный процесс. Без
ясного научно обоснованного представления
о цели нет эффективной педагогической
деятельности. Целеполагание
в педагогике - сознательный процесс выявления
и постановки целей и задач педагогической
деятельности. Выбор целей воспитания
и обучения не должен носить волюнтаристский
характер. Он обусловлен методологией
педагогики, философскими представлениями
о целях и ценностях общества, а также
социально-экономическим, политическими
и другими обстоятельствами и знаниями.
В философско-педагогической литературе
по детерминизму целей образования и воспитания
есть три позиции. Цели воспитания определяются
согласно религиозным представлениям
о смысле жизни и назначении человека,
даны церковным учением, носят абсолютный
характер. Имманентная философия утверждает:
цели определяются внутренними потребностями
человека, зависят от индивидуальной природы
личности. Материалистический подход
говорит: цели воспитания зависят от потребностей
общества в человеке с определенными качествами,
от ценностей данного общества и соответствуют
уровню развития общества во всех его
аспектах, социально-экономическом, техническом,
культурном. Система образования выполняет
как бы социальный заказ на «производство»
определенного человека.
28.Цели воспитания на современном этапе развития общества (Кодекс Республики Беларусь об образовании, 2011 г., Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи, 2011 – 2015 гг.).
В соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Задачами воспитания являются:
формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
подготовка к самостоятельной жизни и труду;
формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
формирование культуры семейных отношений;
создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.
6. Основными направлениями воспитания обучающихся являются:
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;
эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;
экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе;
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;
социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся, направленные на социальную адаптацию обучающихся и оптимизацию образовательного процесса;
научно-методическое и кадровое обеспечение воспитания, направленные на совершенствование научно-методического сопровождения процесса воспитания и работы с кадрами;
информационное обеспечение воспитания, направленное на организацию информационного сопровождения воспитания.
7. Целью Программы является создание необходимых условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования гражданских и патриотических качеств обучающихся, развития социально зрелой творческой личности, усвоения обучающимися общечеловеческих гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.
29.Структура и этапы педагогического процесса.
30.Закономерности и принципы педагогического процесса.
Как считает
наука, явления и процессы природы и общества
протекают и развиваются по законам. Педагогические
процессы тоже подчинены законам, как
социальные процессы. В педагогике их
принято называть закономерностями. Закономернос
1. Связь воспитания и социальной системы.
Характер воспитания в конкретных исторических
условиях определяется потребностями
общества, экономики, национально-культурными
особенностями. Установлено, что цели
воспитания зависят от социально-экономической
ситуации общества и других его характеристик.
2. Связь между обучением и воспитанием.
Она обозначает взаимозависимость этих
процессов, их разностороннее взаимовлияние,
единство, о чем было сказано выше.
3. Связь воспитания и деятельности. Один
из основных законов педагогики гласит,
что воспитывать значит включать ребенка
в различные виды деятельности. Педагогика
и психология выделяют виды деятельности
школьников, устанавливаются связи между
ними и другими компонентами воспитания.
4. Связь воспитания и активности личности.
Воспитание успешно, если объект его (ребенок)
является одновременно и субъектом, то
есть обнаруживает активное поведение,
проявляет собственную волю, самостоятельность,
осознает свою деятельность, потребность
в ней.
5. Связь воспитания и общения. Воспитание
всегда протекает во взаимодействии людей:
учителей, учеников и др. Ребенок формируется
в зависимости от богатства межличностных
связей, от психологической атмосферы
в окружении.
На этих и других закономерностях основаны принципы педагогического процесса -
ведущие, исходные требования к воспитанию
и обучению, конкретизируемые в ряде норм,
правил, рекомендаций в работе педагогов. Hапример,
принцип связи обучения с реальной жизнью
общества требует и определенного набора
школьных учебных предметов, и соответствующих
тем, и многого другого.
31.Понятие о содержании образования.
В процессе обучения осуществляется содержание образования, выступающее одним из основополагающих его средств и факторов развития личности. Оно представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, взглядов и принципов, а также определенный уровень формирования познавательных сил и практической подготовки, которые сформировались в результате учебно-воспитательной работы.
В. В. Краевский выделил принципы формирования содержания образования.
1. Принцип соответствия содержания образования развитию общества, науки, культуры и личности (включение в содержание образования знаний, умений и навыков, как классических, так и отражающих современный уровень развития социума и науки).
2. Принцип целостной содержательной стороны обучения, который учитывает педагогическую реальность, связанную с реализацией учебного процесса.
3. Принцип структурной целостности содержания образования обусловливает стройность таких элементов, как теоретическое представление, учебный предмет и материал, педагогическая деятельность, личность ученика.
4. Принцип гуманитаризации содержания общего образования, включающий в себя формирование мировоззренческой подготовки и приоритетных компонентов гуманитарной культуры.
5. Принцип фундаментализации содержания общего образования, который позволяет преодолеть дегуманизацию общего образования.
Содержание общего среднего образования, по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину, включает в себя:
1) ключевые термины и понятия, отражающие научные знания;
2) факты! повседневной науки;
3) основные законы науки;
4) теории данной науки;
5) знания о методах научной деятельности, познания и истории становления научного знания;
6) оценочные знания.
Рассмотренные принципы формирования содержания общего образования, в процессе освоения которого происходит становление мировоззрения личности, дают возможность выделить критерии отбора исходных положений современных наук. Это:
1) целостное отображение в содержании общего образования задач стройного развития личности и организации ее базовой культуры;
2) теоретическая и практическая роль содержания, которое включается в исходные положения наук;
3) соотнесение сложности содержания учебных объектов с подлинными учебными возможностями учеников различных возрастов;
4) соответствие объема содержания учебного предмета времени, которое отводится на его изучение;