Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:57, шпаргалка
Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.
Воспитание возникло на заре человеческой истории, около 40 тыс. лет назад. Начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим покалениям накопленного социального опыта. Эта передача реализовывалась на практике как подготовка молодежи ко взрослой жизни. Еще в доклассовом обществе воспитание стало объективной потребностью общества и важнейшей предпосылкой его развития. В процессе дальнейшего развития социально-экономических отношений усложнялось и воспитание.
5) учет международного опыта построения системы содержания образования;
6) соответствие содержания образования существующей учебно-методической и материальной базе современной школы.
32.Документы, определяющие содержание образования: образовательные стандарты, учебный план, учебные программы, учебники, учебные пособия.
Содержание
образования определяется образовательными
стандартами, учебными планами и программами,
учебниками и учебными пособиями.
В соответствии с законом Республики Беларусь
«Об образовании» в стране вводятся образовательные
стандарты (начальной, средней, высшей
школы). Стандарт образования является
государственным нормативным документом,
в обязательном порядке определяющим:
- минимум содержания основных образовательных
программ,
- максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся,
- требования к уровню подготовки учеников.
Основными принципами введения государственных
образовательных стандартов являются:
- сохранение единого образовательного
пространства Республики Беларусь с учетом
региональных особенностей развития;
- обеспечение и повышение качества образования,
соответствующего международному уровню
и социально-экономическим задачам, стоящим
перед страной;
- защита прав обучающихся на бесплатное
полноценное образование;
- гарантирование налогоплательщикам
соответствующего учебно-технического
обеспечения образовательного процесса;
- защита здоровья обучающихся от перегрузок.
Деление содержания образования на государственный,
региональный и школьный компоненты закладывает
нормативные основы большой вариативности
содержания образования в школах разного
типа.
Это означает, что каждая школа в каждом
регионе будет определять тот или иной
объем учебного времени на те или иные
учебные предметы, глубину и характер
их изучения, в зависимости от типа учебного
заведения. Итак, на государственном уровне
закладывается базовый стандарт образования
по разным предметам, т.е. то обязательное,
что необходимо изучить.
Содержание учебного материала, необходимого
для изучения в конкретной школе, определяется
учебными планами, учебными программами
по предметам и фиксируется в учебных
книгах, на электронных носителях (кассеты,
компьютерные программы).
Учебный план – это сертификат учебного
заведения, определяющий:
- продолжительность учебного года, длительность
четвертей и каникул;
- полный перечень предметов, изучаемых
в данном учебном заведении;
- распределение предметов по годам обучения;
- количество часов по каждому предмету
на все время обучения и на изучение предмета
в каждом классе;
- количество часов в неделю на изучение
каждого предмета;
- структуру и продолжительность практикумов
и пр.
Учебный план опирается на достижения
науки, учитывая медицинские и санитарно-гигиенические
нормы организации образовательного процесса.
Предметы, входящие в план, делятся на
обязательные и факультативные. Чаще всего
учебные планы обычных общеобразовательных
школ являются типовыми и разрабатываются
централизованно. Учебные заведения нового
типа (гимназии, лицеи, колледжи и пр.) обычно
создают свои собственные документы.
На основе учебных планов составляются
учебные программы по предметам. Учебная
программа содержит:
- пояснительную записку о целях изучения
данного предмета, основных требованиях
к ЗУНам; рекомендуемых формах и методах
обучения;
- тематическое содержание изучаемого
материала;
- ориентировочное количество времени,
которое учитель может потратить на изучение
отдельных вопросов курса;
- перечень основных мировоззренческих
вопросов;
- указания по реализации межпредметных
связей;
- перечень учебного оборудования и наглядных
пособий;
- рекомендуемую литературу.
В связи с углублением процесса дифференциации
образования разрабатываются различные
(альтернативные) варианты учебных программ.
В любом учебном заведении сегодня могут
одновременно применяться несколько вариантов
программ. Решение об этом принимают школьные
советы.
Учащийся в любой школе может получить
образование, соответствующее одному
из трех уровней:
- базовый уровень – это образование, соответствующее
минимальному стандарту общего среднего
образования;
- повышенный уровень – это образование,
превышающее минимальный стандарт среднего
образования и соответствующее уровню
требований, обеспечивающих поступление
в вуз;
- промежуточный уровень – это образование
повышенного уровня по предметам профилирующего
направления и базового уровня по всем
остальным.
Содержание образования подробно раскрывается
в учебной литературе. К ней относятся:
школьные учебники, книги для дополнительного
чтения, атласы, карты, справочники, сборники
задач и пр. От качества учебника зависит
результат обучения, поэтому к ним предъявляется
множество требований.
Учебники выполняют ряд дидактических
функций:
- мотивационную, которая заключается
в создании стимулов к изучению предмета;
- информационную, позволяющую учащимся
расширить объем знаний;
- контрольно-коррекционную, которая предполагает
возможность проверки и коррекции хода
обучения.
Широко внедряются нетрадиционные учебные
материалы (видео, компьютерные обучающие
программы и учебники), которые обладают
рядом преимуществ: образность и наглядность,
эмоциональность, уровневость. Освоение
такого учебного материала предполагает
индивидуальный, самостоятельный характер
учебной работы.
33.Сущность понятий «метод обучения», «приём обучения». Классификация методов обучения
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2.Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-
В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся
Пассивный метод обучения
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод[править | править исходный текст]
Интерактивный метод Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act»
- действовать) – означает взаимодействовать,
находиться в режиме беседы, диалога с
кем-либо. Другими словами, в отличие от
активных методов, интерактивные ориентированы
на более широкое взаимодействие учеников
не только с учителем, но и друг с другом
и на доминирование активности учащихся
в процессе обучения. Место учителя в интерактивных
уроках сводится к направлению деятельности
учащихся на достижение целей урока. Учитель
также разрабатывает план урока (обычно,
это интерактивные
упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает
материал).
Следовательно, основными составляющими
интерактивных уроков являются интерактивные
упражнения и задания, которые выполняются
учащимися. Важное отличие интерактивных
упражнений и заданий от обычных в том,
что выполняя их учащиеся не только и не
столько закрепляют уже изученный материал,
сколько изучают новый.
34.Понятие о формах организации обучения.
Согласованное взаимодействие учителя и учеников в определенных условиях, по соответствующим правилам и в установленных временных рамках с внешней точки зрения отражает суть формы организации обучения. Формы организации обучения могут иметь различную классификацию в зависимости от критерия. По количественному критерию обучение может быть групповым, массовым, коллективным и индивидуальным. По критерию, определяющему временной интервал проведения занятий, формы обучения могут быть организованы в виде классического урока (45 минут), спаренного занятия (90 минут), спаренного укороченного занятия (70 мин) и короткого урока (30 минут). Формы организации обучения различаются так же, в зависимости от места проведения обучения, на 2 категории – школьная и внешкольная.
В дидактике известны три основные и наиболее распространенные формы обучения: классно-урочная, индивидуальная и лекционно-семинарская.
35. Урок – основная форма организации учебного процесса. Типология и структура урока. Требования к современному уроку.
Единицей классно-урочной формы обучения является урок – организованный ограниченный и строго определенный в смысловом и содержательном плане отрезок времени, являющийся частью учебного процесса. Каждый урок, являясь лишь малой частью всего процесса обучения, в конечном итоге имеет большое значение, отражаясь качестве конечного результата, ведь основная часть школьного обучения складывается из упорядоченного множества таких частей, находящихся во взаимосвязи друг с другом.
Урок — это
законченный в смысловом, временном и
организационном отношении отрезок (этап,
звено, элемент) учебного процесса. На
каждом уроке решается триединая цель:
обучить, воспитать, развить. Урок является
главной формой обучения, так как именно
на уроке, а не на кружковом занятии, не
на консультации или в домашней самостоятельной
работе школьников учитель реализует
требования учебного плана, выполняет
учебную программу. Именно на уроке достигается
обучение, развитие учеников. Другие формы
только помогают уроку. Качественный современный
урок должен отвечать следующим требованиям:
- общим (использование новейших достижений
науки, передовой педагогической практики,
построение урока на основе закономерностей
учебно-воспитательного процесса; оптимальное
соотношение всех дидактических принципов
и др.), - дидактическим (четкое определение
образовательных задач каждого урока;
разумное сочетание разнообразных видов,
форм и методов; творческий подход к формированию
структуры урока и др.), - воспитательным
(определение воспитательных возможностей
учебного материала, деятельности на уроке,
формирование и постановку реально достижимых
воспитательных целей; воспитание детей
на общечеловеческих ценностях, формирование
жизненно необходимых качеств: усидчивости,
аккуратности, ответственности, исполнительности,
самостоятельности, работоспособности,
внимательности, честности, коллективизма
и др.), - развивающим (формирование и развитие
у детей положительных мотивов учебно-познавательной
деятельности, интересов, творческой инициативы
и активности; проведение учебных занятий
на «опережающем» уровне, стимулирование
новых качественных изменений в развитии
и др.), - организационным, - психологическим,
- санитарно-гигиеническим, - эстетическим,
- требованиям оптимального общения учителя
с учениками, сотрудничества с ними. Существуют
различные подходы к классификации уроков.
В зависимости от того, какие признаки
(стороны) уроков берутся за основу, выделяются
различные их типы. Одна из первых классификаций
уроков принадлежит И.Н. Казанцеву, предложившему
группировать уроки по двум критериям:
содержанию и способу проведения. По первому
критерию, например, уроки математики
расчленяются на уроки арифметики, алгебры,
геометрии, а внутри них в зависимости
от содержания преподаваемых тем. По способу
проведения учебных занятий уроки делятся
на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной
работы и т.д. По логическому содержанию
работы и характеру познавательной деятельности
различаются следующие типы уроков: 1)
вводный, 2) первичного ознакомления с
материалом, 3) усвоения новых знаний, 4)
применения полученных знаний на практике,
5) формирования навыков, 6) закрепления,
повторения и обобщения, 7) контрольный,
8) смешанный, или комбинированный. Наибольшую
поддержку среди теоретиков и практиков
получила классификация уроков по двум
существенным признакам: дидактическим
целям и месту уроков в общей системе.
Выделяются уроки: 1) комбинированные или
смешанные; 2) изучения нового материала;
3) формирования новых умений; 4) закрепления
знаний, умений; 5) обобщения и систематизации;
6) практического применения знаний, умений;
7) контроля и коррекции знаний, умений.
Каждый урок имеет внутреннее строение
— структуру, под которой подразумевается
последовательность отдельных этапов.
Тип урока определяется наличием и последовательностью
структурных частей. Например, если урок
имеет целью закрепить знания и умения,
то это и будет урок закрепления знаний,
умений. Эта деятельность будет главной,
и на нее учитель отведет максимальное
количество времени. Урок сегодня рассматривается
не столько с точки зрения формального
сочетания и последовательности его этапов,
сколько с позиций постановки и достижения
целей, эффективности познавательной
деятельности. Учитель свободен в выборе
структуры урока, лишь бы она обеспечивала
высокую результативность обучения и
воспитания. Целесообразность тех или
иных типов и структур урока оценивается
по эффективности всего учебно-воспитательного
процесса (конечному результату). Таким
образом, не существует универсальной,
жесткой структуры урока, которая была
бы пригодна для всех случаев организации
обучения.
36.Цель, задачи, функции воспитания как специально
организованной деятельности по достижению
целей образования
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие "воспитание" — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях.* По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа.Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
37.Трактовка воспитания с позиций прагматизма, неопозитивизма, неотомизма и бихевиоризма, экзистенциализма
Философское направление прагматизм делает уклон на практическое применение теоретических основ в обучении и воспитании. Обучение не должно быть оторвано от воспитания, а школа от жизни. Обучение и воспитание строится на практических задачах, при решении которых возникают навыки коллективного общения, творчества, преодоления разногласий, воспитываются приспособленные к жизни люди. Научно-техническая революция привела к тому, что идеи прагматизма себя изжили, возникла острая потребность в людях с твердыми знаниями и принципами. В итоге модернизации идей классического прагматизма возник неопрагматизм, понимающими процесс воспитания как процесс социализации. Суть его в том, что воспитание способствует самоутверждению личности, основной упор делается на индивидуалистическое направление процесса воспитания.