Шпаргалка по "Развитию речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 13:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Развитие речи".

Вложенные файлы: 1 файл

17.docx

— 110.58 Кб (Скачать файл)

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

«Слово — основная лексическая  единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все  эти три характеристики слова  нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее  часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Дети лесосплавного пункта — затон, рубка, топляк и т. п. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также явно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке  понимает, но сам не употребляет. Пассивный  словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря  в активный представляет собой специальную  задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде; требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.

Слово – это знак кот позволет нам обеспечивать резт познания или обобщения.

Слово: содержание (значение – определся, смысл слова – в контексте  чего исполся слово) и форма (звук)

Развитие словаря – это длител проц количественного и качественного накопления слов, усвоение детьми соц-закреп значений слов.

Словарная работа – расширение, развитие (качественное развитие, закреп соц-закреп значений слов, умение использовать в  конкрет коммуникации)

Особенности словаря ребенка:

  1. объм словаря реб значит меньше чем у взр челка.
  2. Значит индивидуальный разброс словаря в одной возрастной группе.
  3. основ часть словаря реб состав слова с конкретным значением и видовым понятием
  4. в словаре больше сущест, глаголы, реже испол в речи прилагат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Задачи, содержание и принципы словарной работы в детском саду.

Осуществляя словарную  работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

1)   работа над словом проводится  при ознакомлении детей с окружающим  миром на основе активной познавательной  деятельности;

2)   формирование словаря происходит  одновременно с развитием психических процессов  и  умственных  способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3)   все задачи словарной  работы решаются в единстве  и в определенной последовательности.

Задачи:

- расширение словря ребенка  (обогащение, введение слов, нов значений слов)

- закрепление, уточнение словаря

- активизация словаря

- формирование у детей умений  использовать разные слова в  разн коммуникат ситуациях

- устранение из речи реб нелитер  слов.

Усложнение содержания задач в разных возрастных группах:

- расширение словаря на основе  ознакомления детей с постепенно  увеличивающимся кругом предметов  и явлений

- введение слов обозначающих  качва, сходства, отношения на  основе углубления знаний детей

- введение в словарь детей  детей слов обознач понятия (видовые, родовые)

 

15.Методика словарной работы в возрастных группах детского сада.

Методика словарной работы в д/с предусматривает следующие направления:

1)   Обогащение словаря. способть количест накоплению слов, необхх реб для реч общения с окруж. Обогащ речи должно идти прежде всего за счет знаменательных слов. Бол труднть для усв реб представ числительные, явлся наиб абстракт частью лексики. Важную роль играет обогащение речи словами, обознач качва и свва предов, а также элемент поня. Следует знакомить и со словарем, использ в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребенка старш, следует приучать воспрть устойч словосочетания, пословицы и поговорки. Мален ребенку трудно усвоить общее значе словосочетания, кот не завит от конкрет смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому вль д вклть в св речь выражения, смысл которых будет ясен детям.

2)  Закрепление и уточнение  словаря. как помощь ребенку  в освоении обобщающего значения  слов, и в их запоминании. нужд слова, трудные для детей: собирательные существит — обувь, транспорт и др., отвлеченные сущ — красота, тишина, чистота и т. п., числит, относит прилагат — городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложе в звук или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик). Зад: уточнение смысла слова, углубление его значения. Эт проц происхит на протяжении всего дошк возраста. Необход обращ вне детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы {ручка —для письма, ручка — фурнитура), привлет вне детей, вызт интерес.

3)  активизация словаря, т.  е. перенесение как можно большего  числа слов из пассивного в  активный словарь,  включение   слов в предложения, словосочетания; вль побуждает детей употрть  в речи наиб точные, подходящие  по смыслу слова. Спец приемы актив словаря д вызыть у реб вние к выбору слова, формирть точность и ясность речи. В «ПВО» спец подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, кот они д не только понимать, но и свободно употрть, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком

4)   устранение нелитературных  слов, перевод их в пассивный  словарь (просторечные, диалектные, жаргонные) .

Содере словарной раб в различх  возрх гр опред «ПВО». В «Программе» словарная работа строится на основе ознакомления детей с окружающим, поскольку сообщение детям знаний и соответствующих слов происходит в единстве.

Усложнение содержания словарной  работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям: 1)   овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом; 2)   рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества,   свойства,   детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями,    как анализ, сравнение; 3)   введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следоват, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей.

В программе представлений об окружающем можно условно выделить такие крупные разделы: лично-бытовые ориентировки; явления общественной жизни; родная страна; В. И. Ленин — вождь и организатор нашего государства, его соратники; Советская Армия—защитница Родины; труд людей; средства передвижения лю-д«й и связь; жизнь природы.

«Программа» предусматривает постепенное  усложнение матла по ознакомлению детей  с окружающим. С возрастом кругозор детей расширяется — от представлений и элементарных понятий о предметах, с которыми дошкольники сталкиваются в режимных моментах, в ближайшем окружении (в 2—3 года), до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны (6—7 лет).

 

 

 

 

16. Теоретические основы формирования грамматически правильной речи. Закономерности усвоения детьми грамматического строя, типичные трудности у детей (А.Н. Гвоздев).

Грамматический строй  языка – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса.

Морфология – грамат свва слова, граматичес значения в пределах слова.

Словообразование – образование слова на базе др однокоренного слова

Синтаксис – словосочетание и предложения сочетаемость и порядок следование слов.

Знакомство детей со словообразованием

Грамматика – наука о строе языка и его законах. совокупность знаний кот нужны чел, чтобы создавать высказывания и понимать высказывания других.

Гвоздев

Выделяя этапы усвоения детьми грамат строя родного языка:

  1. 1,3 – 1,8 мес – предложения из односложных слов

Особенности усвоения грамат строя языка

  1. 1,10 – 3 г. – усвоение грамат структуры предложения
  2. 3 – 6 л. – усвоение морфологич системы рус яз.

 

      1.  Особенности  усвоения грамат строя языка

предложения: однословные, двусловные предложения. Появляются сущест, затем  глаголы.

  1. остаются  неусвоенные категории предложения

есть простые предложения, увелич число слов

бессоюзные сложносочиненные затем  предложения

время, число – освоены

появлся прилагат -> краткие причастия

появлся местоимания готорят о  себе в третьем лице

частицы –> союзы -> предлоги

если отсутствует какаято часть  речи, надо - разнообразить виды Дти, пополнить словарный запас.

  1. развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения

все части речи есть

овладевают всеми типами склонения

усваиваются сравнит степень прилагат и наречий

Закономерности усвоения граматич строя речи:

  1. связь усвоения грамат формы слова и его смысловым значением.

если реб  хорошо усвоил значение, понял смысл  слова, и осволи грамат строй слова

Дети усвот  число сущ, разницу м/у уменьшител и неуменшител прилагат, усваивают повелительность слов

самое трудное  усвоение категорий рода

  1. Стремление к норме

сначала реб  усваивает грамат формы, кот наиб часто испол взр, а затем усваивает исключая из этих форм

  1. Формирование у детей грамат обобщения (на основе словатворчесвта)
  2. на основе вкл реб в разн виды Дти
  3. В усвоении грамматического строя определяется определенная последовательность: сначала усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи детей в разных возрастных группах детского сада.

Задачи:

    1. помочь детям практически освоить морфологическую систему языка (число, падеж)
    2. помочь в овладении синтаксической стороны рус яз (соглаосв в предлож)
    3. дать знания детям, о некот спобах словообразования
 

морфология

словообразование

Синтаксис

Мл

Учим изменять слово по падежам.

Осн вниме на использование  родит падежа, единствен и множест числа.

Учим детей согласовывать  числит в роде и числе.

Активизация пространственных прдметов

Обучать детей некотор способам словообразования.

Суффиксальный споб (сахар - сахарница)

Изменение приставок (пришел, зашел)

Образование звукоподражат  глаголов.

Учить детей испол в речи простые  предложения

Учить их распространить (на осн набл за действиями детей)

Ср

Учим согласовывать сущ с прилаг.

Особое вниме на род

Учим образовавыть глаг повелител наклонения, игров сит, ч/з упраж

Спб образования родит падежа множест  числа

Образ глагол приставочным способом (гл от им сущ (мыло - мылит))

Учить распространять предложения

Бол колво слов в прдложении (сложносочиненные предлож)

Ст

подг

Обучать детей тем грамат формам кот  вызывают трудности

Воспитть языковое чутье

Воспитывать приорет отношение: ст – к рече сверственников, подг – к cвоей речи

Образовавыть сущ с увел и умен ласкат суффиксами

Учим различать смысл  слов

Уточнить у детей правил упостребление детьми глаголов

Учим дете подбирать однокоренные слова

Учить детей пользоваться слож предложениями

Использ спп предложений

Исполть разные типы предлож  в письменной речи: обучение детей  составлению письма

Информация о работе Шпаргалка по "Развитию речи"