Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 13:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Развитие речи".
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
«Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.
Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Дети лесосплавного пункта — затон, рубка, топляк и т. п. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также явно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.
Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде; требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.
Слово – это знак кот позволет нам обеспечивать резт познания или обобщения.
Слово: содержание (значение – определся, смысл слова – в контексте чего исполся слово) и форма (звук)
Развитие словаря – это длител проц количественного и качественного накопления слов, усвоение детьми соц-закреп значений слов.
Словарная работа – расширение, развитие (качественное развитие, закреп соц-закреп значений слов, умение использовать в конкрет коммуникации)
Особенности словаря ребенка:
14.Задачи, содержание и принципы словарной работы в детском саду.
Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:
1) работа над словом проводится
при ознакомлении детей с
2) формирование словаря
3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.
Задачи:
- расширение словря ребенка (обогащение, введение слов, нов значений слов)
- закрепление, уточнение словаря
- активизация словаря
- формирование у детей умений использовать разные слова в разн коммуникат ситуациях
- устранение из речи реб
Усложнение содержания задач в разных возрастных группах:
- расширение словаря на основе
ознакомления детей с
- введение слов обозначающих качва, сходства, отношения на основе углубления знаний детей
- введение в словарь детей детей слов обознач понятия (видовые, родовые)
15.Методика словарной работы в возрастных группах детского сада.
Методика словарной работы в д/с предусматривает следующие направления:
1) Обогащение словаря. способть количест накоплению слов, необхх реб для реч общения с окруж. Обогащ речи должно идти прежде всего за счет знаменательных слов. Бол труднть для усв реб представ числительные, явлся наиб абстракт частью лексики. Важную роль играет обогащение речи словами, обознач качва и свва предов, а также элемент поня. Следует знакомить и со словарем, использ в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребенка старш, следует приучать воспрть устойч словосочетания, пословицы и поговорки. Мален ребенку трудно усвоить общее значе словосочетания, кот не завит от конкрет смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому вль д вклть в св речь выражения, смысл которых будет ясен детям.
2) Закрепление и уточнение
словаря. как помощь ребенку
в освоении обобщающего
3) активизация словаря, т.
е. перенесение как можно
4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные) .
Содере словарной раб в
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям: 1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом; 2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение; 3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следоват, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей.
В программе представлений об окружающем можно условно выделить такие крупные разделы: лично-бытовые ориентировки; явления общественной жизни; родная страна; В. И. Ленин — вождь и организатор нашего государства, его соратники; Советская Армия—защитница Родины; труд людей; средства передвижения лю-д«й и связь; жизнь природы.
«Программа» предусматривает постепенное усложнение матла по ознакомлению детей с окружающим. С возрастом кругозор детей расширяется — от представлений и элементарных понятий о предметах, с которыми дошкольники сталкиваются в режимных моментах, в ближайшем окружении (в 2—3 года), до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны (6—7 лет).
16. Теоретические основы формирования грамматически правильной речи. Закономерности усвоения детьми грамматического строя, типичные трудности у детей (А.Н. Гвоздев).
Грамматический строй языка – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса.
Морфология – грамат свва слова, граматичес значения в пределах слова.
Словообразование – образование слова на базе др однокоренного слова
Синтаксис – словосочетание и предложения сочетаемость и порядок следование слов.
Знакомство детей со словообразованием
Грамматика – наука о строе языка и его законах. совокупность знаний кот нужны чел, чтобы создавать высказывания и понимать высказывания других.
Гвоздев
Выделяя этапы усвоения детьми грамат строя родного языка:
Особенности усвоения грамат строя языка
1. Особенности усвоения грамат строя языка
предложения: однословные, двусловные предложения. Появляются сущест, затем глаголы.
есть простые предложения, увелич число слов
бессоюзные сложносочиненные затем предложения
время, число – освоены
появлся прилагат -> краткие причастия
появлся местоимания готорят о себе в третьем лице
частицы –> союзы -> предлоги
если отсутствует какаято
все части речи есть
овладевают всеми типами склонения
усваиваются сравнит степень прилагат и наречий
Закономерности усвоения граматич строя речи:
если реб хорошо усвоил значение, понял смысл слова, и осволи грамат строй слова
Дети усвот число сущ, разницу м/у уменьшител и неуменшител прилагат, усваивают повелительность слов
самое трудное усвоение категорий рода
сначала реб усваивает грамат формы, кот наиб часто испол взр, а затем усваивает исключая из этих форм
Задачи:
морфология |
словообразование |
Синтаксис | |
Мл |
Учим изменять слово по падежам. Осн вниме на использование родит падежа, единствен и множест числа. Учим детей согласовывать числит в роде и числе. Активизация пространственных прдметов |
Обучать детей некотор способам словообразования. Суффиксальный споб (сахар - сахарница) Изменение приставок (пришел, зашел) Образование звукоподражат глаголов. |
Учить детей испол в речи простые предложения Учить их распространить (на осн набл за действиями детей) |
Ср |
Учим согласовывать сущ с прилаг. Особое вниме на род Учим образовавыть глаг повелител наклонения, игров сит, ч/з упраж |
Спб образования родит падежа множест числа Образ глагол приставочным способом (гл от им сущ (мыло - мылит)) |
Учить распространять предложения Бол колво слов в прдложении (сложносочиненные предлож) |
Ст подг |
Обучать детей тем грамат формам кот вызывают трудности Воспитть языковое чутье Воспитывать приорет отношение: ст – к рече сверственников, подг – к cвоей речи |
Образовавыть сущ с увел и умен ласкат суффиксами Учим различать смысл слов Уточнить у детей правил упостребление детьми глаголов Учим дете подбирать однокоренные слова |
Учить детей пользоваться слож предложениями Использ спп предложений Исполть разные типы предлож в письменной речи: обучение детей составлению письма |