Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 13:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Развитие речи".
Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. I этап, подготовительный, подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. систематически упражнять органы артикуляции, упражнения на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положя; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правил дыхая. В проц дыхатн упр ребенок учится правильно дышать, артикуляционная гимнастика. II этап - становление звуков речи, или постановка звука. создание нов нерв связи м/у звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самост воспроизведение звука) и зрител (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. III этап – закрепление и автоматизация звуков. IV этап - этап дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Нарушения звукопроизношения м б обусловлены анатомическими отклонениями в строении артикуляционного аппарата (губ, зубов, челюстей, неба, языка). При неправильном строении губ не происходит достаточно полное их смыкание, отчего прежде всего страдает произношение губных и щелевых звуков. При нарушении зубного ряда, отсутствии зубов искажаются многие переднеязычные звуки. Нарушения в строении челюстей (прикусы) также служат причиной неправильного звукопроизношения. При дефектах неба (врожденные несращения твердого и мягкого неба, мягкого неба и язычка, укороченное мягкое небо, высокий небный свод) нарушается небно-глоточный затвор, отделяющий носоглоточную и носовую полости от глоточной и ротовой, при произнесении всех звуков речи, кроме носовых. При этом изменяется тембр звуков, особенно гласных: речь приобретает выраженный назальный оттенок. Отклонения в движениях языка, иногда обусловленные его увеличенными размерами или короткой подъязычной связкой, также могут отрицательно сказываться на произношении многих звуков. Перечисленные выше дефекты ведут к нарушению анатомо-физиологических условий речеобразовани. Нарушения звуковой стороны детской речи при различных формах патологии часто сходны. только с помощью тщательного сопоставления проявлений, характеризующих строение и функцию артикуляционного аппарата, ур фонематического восприятия и качественные особенности дефектов звукопроизношения, можно установить конкретную патологию и найти адекватные коррекционные приемы.
Обследование
Связная речь – это смысловое развернутое высказывание обеспечивающее общение и в/понимание людей (Бородичь)
- это развернутое выражение
пределенного содержания, кот осуществся
логично, последовательно,
- это такая речь форма кот закончено связана и определся её смысловым содержанием, а оно опредся мыслями намериниями говорящего (ляушина)
Св речь: монолог – связанные высказывания одного челка, внутр мотивы, не рассчитан на быструю реаякцию, сам определяет тематику, язык срва – литерат мысли, невербал срва – незначит роль, больше говорит чем понимает. Диалог – разговор 2 людей на определ тему, внутр+внеш мотивы, рассчитан на быстр реакцию собеседника, тема определся двумя собеседниками она корректируется, язык срва – разговорная лексика, невербал срва – значимая роль. контектсная речь – содер понятно всем окружщим, раскрывается самим контекстом (развернутое изложение). Ситуативная речь – содержание м.б. понято собеседникам если он был в этой ситуации или нахся в конкрет момент.
Монологи: * пересказ – воспроизведение готов текста детьми. *рассказ – самост изложение детьми когнетив содержания
Рассказы: вед познават проц: рассказы по восприятию, рассказы по памяти, по воображению (придуманные). Все рассказы м поделить в завти от источника высказывания: нагляд материал, детский опыт, творческие рассказы. По назначению: описание, повествование, рассуждение.
описание – это харка предметов, игр, явлей природы, людей, кто, что какой. Отношение может передавт ч/з признак кот для него значим. Чем больше признаков выделил реб, тем полнее описание. Предлож простые, прост расростран. прилаг
Повествование – передача развя действия или состояния предметов, изложение событий во временной последоватти. Начинается с названия (предложения). Прост, слож предложения, предлоги, глагольная лексика.
начало указывается -> развитие действия время место->концовка
Рассуждение: реб либо объясняет какойто факт или доказывает.
все типы предложений СПП, ССП, вводные слова, предлоги, глагольная лексика.
тезис кот надо доказть, аргументы, вывод. СПП, ССП, гл.
Показатели:
коммуникат приемственность предложений
3 типа связ предлож: цепной, параллельный, лучевая связь
в дошкол возр реб м овладеть разн средвами связи м/у предложениями.
чаще всего они используют мест, лексич повторы
Осн линии развития связ речи:
Составл письма Тихеева
25.Разговор воспитателя с детьми как основной метод обучения диалогической речи
(значение, виды, тематика). Диалог – разговор 2х чел на определ тему. это сложн форма соцного в/действия людей. Диалогич речь положена в основ базисн содерж реб, коммуник, компетентность – это сит полож обще с взр с детьми и полностью знач и нерев средв. Диалог – это осн форма реч общения в недрах кот зарождается монолог.
Функции диалога: поддержка соцх контактов людей др с др, общ интеллект информацей, возможноть наблюдать эмоц сферу или повед партнера, сделать сообщение, обменяться язык сревами.
Значение:Умение планировать свою Дть; умение детей общаться в паре и в группе; собственно речевые умения (воспитывать в реб конкр высказывать cв точку зрения, поддержать разговор, завершить, выйти из речевого контакта); умения речевого этикета (это правила реч поведения кот опред в/отношя говорящих, эти правила приняты в дан национ колве (носители языка), теми соц группами с кот общается реб) В программе эти правила: уме приветствовать, прощаться, благодарить
Осн методом формиря диалогич речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Разговор оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоц благополучие. Реб охотно вступт в контакт со взр, если чувсет вние, интерес и доброжелатсть взр, комфортность, св защищенность. Разговор имеет большое значение. можно оказть влияние на все стороны речи реб: исправлять ошибки, давать образец правил речи, развть навыки диалог и монологич речи. В индивид разговоре легче сосредоточить вниме реб на отдел ошибках в его речи. Вль м изучить все стороны дет речи, выявить ее недостатки, опредть, в чем поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.
Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей. Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными. В коллект разговоре участвт несколько детей или вся группа. Сам лучшее время для коллектх разговоров – прогулка. Для индивидх разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднам. Преднамер разговоры планирся влем заранее. Непреднам разговоры вль не планирует, они возник по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов. Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определся задач воспя и зависят от возрасх особенй детей. В мл гр круг разговоров связан с тем окружает детей, что они непосредственно наблюдают; с игрушками, транспортом, улицей, семьей. В сред и стар грх тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С реб м говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей. Воспитатель обращается к детям с общими вопросами. Малыш не всегда относит к себе речь, обращенную ко всей группе, поэтому следует конкретизировать свое обращение («Дети, подойдите ко мне. И Ваня подойди, и Катя»). В ср и ст группах начинают преобладать коллективные разговоры. Дети уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться; способны более длительное время слушать других и говорить сами. Разговоры их более длительны, поскольку запас знаний больше, а интересы шире. Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений (попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, сходить в соседнюю группу за книгой и т. п.). Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Для развития диалогической речи в ст дошк возрасте значе им совмест дть. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность.
26. Беседа как метод обучения диалогической речи детей. Значение, виды, тематика,
структура обобщающей беседы. Беседа – это целенаправное обсуждение чего-либо, организов, подготовл диалог на заранее выбранную тему. как метод ознакомления с окруж и одновремно как метод развя связн речи. Ценность беседы заключся в том, что взр учит реб логически мыслить, помогает думать, поднет от конкре спба мышля на более выс ступ простейш абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Цель беседы: углубить, уточнить, зактрепить, систематиз знания, приобщенные опытным путем, непосредтсвенно связ с воприят детей, их живым впечатлениям (тихеева) Тематика бесед определся конкрет задач воспит работы с детьми, их возраст особен, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением. Темы, отраж явля общестной ж: Темы труда: беседы на бытовые темы: об игрушках, посуде, об одежде, школх и умывалх принадлежтях. о природе. на морально-этические темы: о культуре поведения. классификации бесед. Е. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. три типа бесед. 1. вводная, выявить разрозненный опыт детей и вызвать интерес к теме буд дти детей. 2. Сопровождающая, стимулировать и направлять вниме детей на сбор, накопление опред информи. в ходе экскурсий, осмотров, вопр на выделение объекта. 3. Итоговая, обобщающая, уточнить, и систематизть зная детей по опред проблеме, разв диалог речи. со сред гр. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи. Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает соответствующее содержание. Структура беседы: 1. Начало испол ввод беседы, ц – выявить зня детей о предмете разговора, вызвать интерес, приемы: показ картин, игрушек, рассказ-напоминание, загадка, чте отрывка худ произвед. закан постан учеб задачи. 2. Осн чать, Ц – системат опыт детей и зня, активизировать речев активность детей. Микротемы:опред программ содерж: явл нежив природы, жив прир (раст, живот, чел). начин со сред гр берем какуюто одну микротему. по мере накопля знай повыш колво микротем. Приемы: вопр. в завти от того какую зад решать, вопросы делятся на: оснвные, дополнит, подсказывающие. в конце желат подвести детей к установлею связей и зависимостей; чте худ литры, показать иллюстратив материал. 3. заключ Ц-подвести итог беседы, дать оценку дти детей на зан. Приемы: обобщающ слово вля, речев логич зад, чте отрывка худ литры, установка на др виды дти, вопрос в вопросе, образец вопроса вля, моделире
27.Методика обучения составлению описательных рассказов в разных возрастных