Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Предмет педагогики — воспитание (см. ниже). Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет.docx

— 108.30 Кб (Скачать файл)

Таким образом, воспитательный процесс — это широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми, результатом которого является утверждение определенных сторон и качеств личности.

Субъект воспитательного  процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание  индивида изменяющего мир. Субъект  — сознательно действующее лицо. Субъект в своих деяниях, в  актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. И тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его  деятельности можно определять и  формировать его самого. Быть личностью  означает быть творцом себя и окружающего  мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.

Но ребенок является и  объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности (табл.1).

 

Таблица 1

Участники воспитательного  процесса

Взрослые

Коллектив

Дети

Как объект воспитательного  процесса

Под воздействием жизненных  ситуаций постоянно делают тот или  иной нравственный выбор

Подвергается

постоянному

воздействию

взрослых и

окружающей

среды

Подвергаются воздействию  взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия  усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности

Как субъект воспитательного  процесса

Оказывают своей деятельностью, системой личностных качеств, отношениями  постоянное воспитательное воздействие  на детей (непосредственно, целенаправленно, вольно или невольно)

Влияет на развитие своих  членов, создает благоприятные условия  для развития заложенных в ребенке  возможностей

Формулируя собственные  мотивы и стимулы, критически реагируют  на воспитательные воздействия (положительно, нейтрально или отрицательно)


 

Субъекты воспитательного  процесса характеризуются как общими свойствами, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще, так и специфическими свойствами, характерными для субъектов деятельности.

Воспитательная  ситуация — основное звено воспитательного процесса, она характеризуется:

• направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов  людей и естественным стимулированием  их к взаимодействию;

• сосредоточенностью и  проявлением в ней реально  существующих в обществе социальных зависимостей;

• проявлением общественных противоречий, поиском и обнаружением путей их устранения;

• необходимостью нравственного  выбора, направленности поведения;

• вовлечением в разнообразные  взаимоотношения участников ВП, стимулированием  их активности в проявлении жизненной  позиции;

• осуществлением в результате активных взаимоотношений воспитательного  воздействия.

Факторы, влияющие на развитие личности

Развитие — процесс и результат качественных и количественных изменений в организме человека. Результат развития — это становление человека как биологического и социального (выражается в психическом, интеллектуальном, духовном росте) существа. Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. Движущая сила развития — борьба противоречий. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные силы. Различают внутренние и внешние противоречия, противоречия общие, движущие развитием всех людей, и индивидуальные — характерные для отдельного взятого человека. Развитие человека определяется внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия — это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства.

К факторам, влияющие на развитие личности, относятся: наследственность, среда, воспитание, активность личности. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носитель наследственности — гены. Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Она состоит из 2-х частей:

1. детерминированная программа  — обеспечивает прежде всего  продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека. От родителей к детям передаются  внешние признаки (цвет волос,  глаз, кожи);

2. вариантная программа  — обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека  приспособиться к изменению условий  его существования.

Что наследуют дети? Ответ  однозначный: задатки. Унаследованные человеком задатки могут затем  развиваться или же, при неблагоприятном  стечении обстоятельств, остаться нереализованными. Также кроме биологической, существует и социальная наследственность, благодаря  которой новорожденный человек  активно усваивает социально-психологический  опыт родителей и всех, кто их окружает (язык, привычки. особенности  поведения).

Кроме наследственности, на развитие человека существенно влияет среда. Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения. Вне человеческого общества духовное, социальное, психологическое развитие происходить не может. Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. По интенсивности контактов выделяется среда:

домашняя (ближняя)                        и                              социальная (дальняя)

-учитель -общественный строй

-семья -развитие культуры

-родственники -материальные условия жизни

-друзья

Огромную важность среды  признают педагоги всего мира. Человек  достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое  окружение предоставляет ему  наиболее благоприятные условия. Безусловно, огромное влияние на развитие человека оказывает домашняя среда, особенно в детском возрасте, т.к. семья  определяет круг интересов, потребностей, взглядов.

Влияние наследственности и  среды корректируется воспитанием. Воспитание — это главная цель, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воздействия заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

1) воспитанием можно добиться  многого, но полностью изменить  человека нельзя;

2) одна из важнейших  задач — выявление склонностей  и дарований, развитие человека  в соответствии с его способностями  и возможностями.

Выделяют еще один фактор это — активность личности. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность.

Психическое развитие (понимаемое как становление внутреннего  духовного мира личности) и воспитание (определяемое как целенаправленное освоение воспитанником духовной культуры народа под руководством воспитателя) взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием  факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями  личности. В процессе развития закономерно  изменяются качества и характеристики личности, в соответствии с которыми необходимо систематически обновлять  содержание, методы, средства и формы  воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Процесс обучения. Его сущность, структура, функции.

Процесс обучения - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является формирование ЗУН, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников.

Особенности процесса обучения: - Двусторонний характер (учитель-ученик),

Целостный - все компоненты взаимосвязаны, не существуют друг без  друга.

Динамичный- в процессе обучения каждый проходит путь от простого к  сложному, а ученик от не знания к  знанию. Руководство со стороны учителя - учитель принимает активное участие  в усвоении учеником ЗУН, так как  основа обучения ЗУНы.  Учитель по отношению к ученикам  выбирает следующие стили управления: Авторитарный, Либерально-попустительский, Демократичный. В процессе обучения учитель использует свои:

1. Личностные способности  (расположенность к детям, выдержку  и самообладание, способность  управлять своим психическим  состоянием)

2. Дидактические способности  (способность объяснять, речевая  способность, академические способности)

3. Организационно-коммуникативные  способности (педагогический такт, коммуникативная способность, организаторские  способности, педагогическая наблюдательность, суггестивная способность «эмоционально-волевое  воздействие на учащихся», педагогическое  воображение, распределение внимания).  (см Крутецкий - пед способности) 

- Соответствие  закономерностям  возрастного развития учащихся - см вопрос 8.

Задачи процесса обучения: Стимулирование учебно-познавательной активности, Организация познавательной деятельности, Развитие памяти и мышления, Совершенствование учебных умений и навыков, Выработка научного мировоззрения и эстетической культуры.

Главным компонентом в  процессе обучения является управление развитием и воспитанием учащихся:

-Постановка целей обучения  применение их учащимися.

-Планирование работы, отбор  средств, планирование целей.

-Организация самостоятельной   работы учащихся.

- Организация обратной  связи, контроль  и коррекция  ЗУН.

-Анализ самостоятельной  работы, оценка результатов обучения.

-Подготовка и самостоятельная  работа учащихся вне школы.

Процесс обучения как целостная система. Функции  процесса обучения

Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учеником, направленное на достижение поставленной цели.

Обучение – специально организованный, управляемый, двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе, которой формируются ЗУНы, эмоционально – ценностное и творческое отношение к окружающей действительности.

 

 

Системообразующими  компонентами процесса обучения являются: цель обучения – преподавание -  учение – результат (положительный или отрицательный), т.к они не меняются из урока в урок

Цель обучения – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения, воспитания и развития ученика.

Учение – деятельность ученика, в ходе которой на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретённые.

Результативность связана  с уровнем усвоения учебного материала, степени обученности и воспитанности  ученика.

Вспомогательными  компонентами процесса обучения являются: содержание учебного материала, методы, формы и средства обучения, т.к они меняются из урока в урок, в зависимости от темы и типа урока.

Содержание – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления. Которыми ученики овладевают в процессе обучения.

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности.

Метод – путь достижения целей и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса (например: речь, материальные средства обучения: наглядность, техника, учебные пособия, учебники).

Связь и взаимообуславливаемость  всех компонентов зависит от целей  обучения и конечных результатов – то, к чему приходит обучение, степень реализации намеченных целей.

Началом функционирующего единства всех компонентов  является процесс  преподавания и обучения. Таким образом  процесс обучения рассматривается  в дидактике как деятельность, так как в нём четко выделяются: постановка цели, принятие её учащимся, планирование цели, организация работы учителя и учащихся, организация  обратной связи, контроль и коррекция ЗУНов, анализ и самоанализ работы, оценка результатов обучения, подготовка и работа учащихся вне школы.

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"