Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:28, шпаргалка
Предмет педагогики — воспитание (см. ниже). Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.
Таким образом, воспитательный процесс — это широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми, результатом которого является утверждение определенных сторон и качеств личности.
Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.
Понятие «субъект» занимает
важное место в педагогической науке,
поскольку предполагает осознание
индивида изменяющего мир. Субъект
— сознательно действующее
Но ребенок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности (табл.1).
Таблица 1
Участники воспитательного процесса | ||
Взрослые |
Коллектив |
Дети |
Как объект воспитательного процесса | ||
Под воздействием жизненных ситуаций постоянно делают тот или иной нравственный выбор |
Подвергается постоянному воздействию взрослых и окружающей среды |
Подвергаются воздействию
взрослых, общественных отношений, окружающей
среды и через эти воздействия
усваивают социальный опыт и информацию,
необходимые в |
Как субъект воспитательного процесса | ||
Оказывают своей деятельностью, системой личностных качеств, отношениями постоянное воспитательное воздействие на детей (непосредственно, целенаправленно, вольно или невольно) |
Влияет на развитие своих членов, создает благоприятные условия для развития заложенных в ребенке возможностей |
Формулируя собственные мотивы и стимулы, критически реагируют на воспитательные воздействия (положительно, нейтрально или отрицательно) |
Субъекты воспитательного процесса характеризуются как общими свойствами, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще, так и специфическими свойствами, характерными для субъектов деятельности.
Воспитательная ситуация — основное звено воспитательного процесса, она характеризуется:
• направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей и естественным стимулированием их к взаимодействию;
• сосредоточенностью и проявлением в ней реально существующих в обществе социальных зависимостей;
• проявлением общественных противоречий, поиском и обнаружением путей их устранения;
• необходимостью нравственного выбора, направленности поведения;
• вовлечением в разнообразные взаимоотношения участников ВП, стимулированием их активности в проявлении жизненной позиции;
• осуществлением в результате
активных взаимоотношений
Факторы, влияющие на развитие личности
Развитие — процесс и результат качественных и количественных изменений в организме человека. Результат развития — это становление человека как биологического и социального (выражается в психическом, интеллектуальном, духовном росте) существа. Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. Движущая сила развития — борьба противоречий. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные силы. Различают внутренние и внешние противоречия, противоречия общие, движущие развитием всех людей, и индивидуальные — характерные для отдельного взятого человека. Развитие человека определяется внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия — это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства.
К факторам, влияющие на развитие личности, относятся: наследственность, среда, воспитание, активность личности. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носитель наследственности — гены. Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Она состоит из 2-х частей:
1. детерминированная программа
— обеспечивает прежде всего
продолжение человеческого
2. вариантная программа
— обеспечивает развитие
Что наследуют дети? Ответ
однозначный: задатки. Унаследованные
человеком задатки могут затем
развиваться или же, при неблагоприятном
стечении обстоятельств, остаться нереализованными.
Также кроме биологической, существует
и социальная наследственность, благодаря
которой новорожденный человек
активно усваивает социально-
Кроме наследственности, на развитие человека существенно влияет среда. Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения. Вне человеческого общества духовное, социальное, психологическое развитие происходить не может. Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. По интенсивности контактов выделяется среда:
домашняя (ближняя)
-учитель -общественный строй
-семья -развитие культуры
-родственники -материальные условия жизни
-друзья
Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Безусловно, огромное влияние на развитие человека оказывает домашняя среда, особенно в детском возрасте, т.к. семья определяет круг интересов, потребностей, взглядов.
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание — это главная цель, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воздействия заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.
1) воспитанием можно добиться
многого, но полностью
2) одна из важнейших
задач — выявление склонностей
и дарований, развитие
Выделяют еще один фактор это — активность личности. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность.
Психическое развитие (понимаемое как становление внутреннего духовного мира личности) и воспитание (определяемое как целенаправленное освоение воспитанником духовной культуры народа под руководством воспитателя) взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности. В процессе развития закономерно изменяются качества и характеристики личности, в соответствии с которыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания
Процесс обучения - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является формирование ЗУН, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников.
Особенности процесса обучения: - Двусторонний характер (учитель-ученик),
Целостный - все компоненты взаимосвязаны, не существуют друг без друга.
Динамичный- в процессе обучения каждый проходит путь от простого к сложному, а ученик от не знания к знанию. Руководство со стороны учителя - учитель принимает активное участие в усвоении учеником ЗУН, так как основа обучения ЗУНы. Учитель по отношению к ученикам выбирает следующие стили управления: Авторитарный, Либерально-попустительский, Демократичный. В процессе обучения учитель использует свои:
1. Личностные способности
(расположенность к детям,
2. Дидактические способности
(способность объяснять,
3. Организационно-
- Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся - см вопрос 8.
Задачи процесса обучения: Стимулирование учебно-познавательной активности, Организация познавательной деятельности, Развитие памяти и мышления, Совершенствование учебных умений и навыков, Выработка научного мировоззрения и эстетической культуры.
Главным компонентом в
процессе обучения является управление
развитием и воспитанием
-Постановка целей обучения применение их учащимися.
-Планирование работы, отбор средств, планирование целей.
-Организация самостоятельной работы учащихся.
- Организация обратной связи, контроль и коррекция ЗУН.
-Анализ самостоятельной работы, оценка результатов обучения.
-Подготовка и самостоятельная работа учащихся вне школы.
Процесс обучения как целостная система. Функции процесса обучения
Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учеником, направленное на достижение поставленной цели.
Обучение – специально организованный, управляемый, двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе, которой формируются ЗУНы, эмоционально – ценностное и творческое отношение к окружающей действительности.
Системообразующими компонентами процесса обучения являются: цель обучения – преподавание - учение – результат (положительный или отрицательный), т.к они не меняются из урока в урок
Цель обучения – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения, воспитания и развития ученика.
Учение – деятельность ученика, в ходе которой на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретённые.
Результативность связана
с уровнем усвоения учебного материала,
степени обученности и
Вспомогательными компонентами процесса обучения являются: содержание учебного материала, методы, формы и средства обучения, т.к они меняются из урока в урок, в зависимости от темы и типа урока.
Содержание – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления. Которыми ученики овладевают в процессе обучения.
Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности.
Метод – путь достижения целей и задач обучения.
Средство – предметная поддержка учебного процесса (например: речь, материальные средства обучения: наглядность, техника, учебные пособия, учебники).
Связь и взаимообуславливаемость всех компонентов зависит от целей обучения и конечных результатов – то, к чему приходит обучение, степень реализации намеченных целей.
Началом функционирующего единства
всех компонентов является процесс
преподавания и обучения. Таким образом
процесс обучения рассматривается
в дидактике как деятельность,
так как в нём четко