ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Основой успешной социальной адаптации является правильная речь ребенка, способствующая развитию коммуникабельности, мыслительной деятельности, познавательной активности. Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни необходим достаточный уровень сформированности всех сторон речи (произношения, грамматического строя, словарного запаса).
В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в школу детей с недоразвитием речи. Выраженные нарушения фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи затрудняют формирование чтения и письма, развитие коммуникативных умений и навыков, приводят к неуверенности в себе и речевой замкнутости, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности школьников. Важно своевременно восполнить пробелы в речевом развитии детей уже на этапе дошкольного возраста, сформировать познавательный интерес к языку, обеспечить речевую базу для осознанного изучения грамматического материала на уроках русского языка. Для успешной реализации этих задач необходим постоянный поиск и внедрение новых педагогических технологий.

Содержание

Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы использования электронных образовательных ресурсов в речевом развитии средних дошкольников в условиях реализации ФГОС 6
1.1. Психолого-педагогический анализ использования электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста 6
1.2. Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 11
1.3. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи детей дошкольного возраста 19
2. Экспериментальное исследование использования ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 27
2.1. Диагностическое исследование уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 27
2.2. Программа применения ЭОР в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 33
2.3. Динамика уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 36
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

ЭОР_РЕЧ_СР,ДОШК.курс.docx97.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

 

 Задание 2. Мяч.

Цель: изучение уровня развития словарного запаса, лексической и грамматической стороны речи.

Воспитатель показывает два мяча и спрашивает:

  • Что такое мяч?
  • Что значит бросать, ловить?
  • Сравни два мяча. Чем они отличаются и чем похожи?
  • Какие игрушки ты знаешь?
  • Как назвать одним словом? "Платье, брюки, кофта", "Чашка, кастрюля, сковорода".

Задание  3. Картина

Цель: изучение уровня развития словарного запаса, лексической и грамматической стороны речи.

Воспитатель спрашивает:

  • Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?
  • Как зовут детёнышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки: (медленно). Собака лает громко, а её детёныши: (тихо).
  • Что умеет делать собака? ( Лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она: (залает, побежит за ней).
  • Сравни собаку и щенка. Найди, чем они похожи и чем отличаются.

Задание 4. Звуковая культура речи.

Цель: изучение звукопроизношения.

  • Ребёнку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребёнок не произносит.
  • Ребёнку предлагается произнести известную потешку (скороговорку, чистоговорку) быстро, медленно, громко, тихо.

Задание 5. Развитие связной речи.

Цель: изучение уровня развития связной речи.

  • Ребёнку предлагается кукла. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
  • Расскажи про мяч: Какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
  • Вот игрушечная собака. Придумай рассказ про неё.
  • Ребёнку предлагается составить рассказ на любую из предложенных тем: "Как я играю", "Моя семья", "Мои друзья".
  • Взрослый читает короткий текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.

Полное описание методики исследования речевого развития детей среднего возраста и ключ к ней представлены в приложении 1.

Каждое задание оценивалось по 3-х бальной системе. После выполнения всех заданий подсчитывается общий балл и определяется уровень речевого развития детей среднего возраста согласно следующему критерию:

Высокий уровень речевого развития – 13-15 баллов.

Средний уровень речевого развития – 8-12 баллов.

Низкий уровень речевого развития – 5-7 баллов.

Таким образом, проведение выбранной нами методики позволит сделать достаточно полный вывод об уровне речевого развития детей среднего возраста.

 

 

 

Результаты диагностики уровня речевого развития детей среднего возраста представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1 - Результаты диагностики уровня речевого развития детей среднего возраста, в баллах

Код

Задания

Общая оценка в баллах

Уровень развития речи

1

2

3

4

5

1

2

3

2

2

2

11

Средний

2

1

2

1

2

1

7

Низкий

3

1

2

1

2

1

7

Низкий

4

2

2

2

2

1

9

Средний

5

2

3

2

3

2

12

Средний

6

2

1

1

1

1

6

Низкий

7

2

2

2

3

3

12

Средний

8

3

3

3

3

3

15

Высокий

9

3

2

2

2

3

12

Средний

10

2

3

2

3

3

13

Высокий

11

2

3

2

2

2

11

Средний

12

1

2

1

2

1

7

Низкий

13

1

2

1

2

1

7

Низкий

14

2

2

2

2

1

9

Средний

15

2

3

2

3

2

12

Средний

16

2

1

1

1

1

6

Низкий

17

2

2

2

3

3

12

Средний

18

3

3

3

3

3

15

Высокий

19

3

2

2

2

3

12

Средний

20

2

3

2

3

3

13

Высокий

В среднем по группе

2

2,3

2

2,3

2

10,6

Средний


 

Таким образом, по результатам диагностики мы определили, что на этапе констатирующего эксперимента:

– высокий уровень речевого развития выявлен у 20% дошкольников;

– средний уровень речевого развития выявлен у 50% дошкольников;

– низкий уровень речевого развития выявлен у 30% дошкольников;

– в целом группа показала средний уровень речевого развития (средний балл – 10,6).

Лучшие результаты были выявлены по 2 заданию (изучение уровня развития словарного запаса, лексической и грамматической стороны речи) и по 4 заданию (изучение звукопроизношения). Соответственно высокий уровень развития речи показали по 40% детей, средний – по 50%, а низкий уровень – по 10% детей. Средний балл по группе за каждое задание составляет 2,3 балла.

Наиболее низкий уровень знаний был выявлен в 1-м, 3-м (изучение уровня развития словарного запаса, лексической и грамматической стороны речи) и 5-м заданиях (изучение связной речи). Средний балл по группе за каждое задание составляет 2 балла.

Рисунок 1  - Результаты диагностики уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста (по уровням в процентном распределении)

 

Согласно рисунку 1 уровень речевого развития большинства детей среднего дошкольного возраста средний (50%) и низкий (30%). 

Дошкольники с низким уровнем речевого развития в общении    малоактивны, избегают объяснений, не владеют формами объяснительной  речи. Они затрудняются в построении развёрнутых предложений. В их речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна. При пересказе затрудняются, требуют помощи взрослого, нарушают последовательность событий. Описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов.

Дети со средним уровнем речевого развития активны в разговорном общении, отвечают на вопросы, но требуется помощь в объяснительной речи. Грамматические ошибки в речи не часты. При пересказе и составлении описательных рассказов требуется помощь. Дети владеют простыми предложениями, в построении сложных затрудняются. Речь внятная, достаточно громкая, эмоциональная.  

В группах есть дети, показавшие высокий уровень речевого развития (20%). Они инициативны в разговоре, отвечают на все вопросы, задают встречные, проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Дети пользуются средствами эмоциональной и речевой выразительности, самостоятельно пересказывают рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляют описательные и сюжетные рассказы.

В результате изучения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента были сделаны следующие выводы:

- Уровень развития речи у половины средних дошкольников средний.

- У детей  достаточно хорошо сформирована звукопроизносительная сторона речи. Чуть хуже сформированы грамматическая, лексическая сторона речи, не достаточно сформирован словарный запас и связная речь.

Результаты констатирующего исследования показали, что с дошкольниками необходимо проводить занятия, направленные на развитие речи детей. С этой целью была разработана программа применения ЭОР в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

 

2.2. Программа применения ЭОР в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

 

Правильная устная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения письма и чтения.  Именно поэтому развитие речи, включающее умение правильно произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, грамотно построить предложение и пересказать текст -  одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

В последнее время при развитии речи всё большая роль отводится компьютерным технологиям. Они выступают как эффективное средство развивающего воздействия. Компьютерные технологии включаются в структуру традиционных логопедических и учебных занятий как дополнительные инновационные элементы. В компьютерных программах возможно отражение таких аспектов развивающей работы как: развитие когнитивных функций, формирование понятий и представлений, формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, развитие речевого дыхания, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи, обучение грамоте, знакомство с буквами, и др. Применение компьютерных технологий является целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в наглядной привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным [25].

Для организации процесса развития речи детей среднего дошкольного возраста была использована игровая компьютерная программа  «Гарфилд малышам» - Развиваем речь».

Цель применения программы: повышение уровня развития речи детей путем применения ЭОР.

Программа позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух и восприятие, лексические и грамматические средства языка, коммуникативные навыки, артикуляционная моторика, обратные речевые кинестезии, мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой), слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, воля и мотивация, словесно-логическое мышление.

Развивающие занятия проводились 3 раза в неделю в течение 10-15 минут по мини-группам.

Суть игровой компьютерной программы  «Гарфилд малышам» - Развиваем речь» следующая: «Веселая учеба с самым умным котом на планете! Гарфилд продолжает знакомить малышей с родной речью. Гласные и согласные звуки, алфавит, особенности фонетики, основы чтения и письма – все это в легкой игровой форме, без утомительных нотаций и зубрежки. Вместе с пушистым гением ребята разовьют память и концентрацию, получат основные знания, необходимые для успешной учебы в школе».

Содержание игровой компьютерной программы  «Гарфилд малышам» - Развиваем речь»:

Часть 1. «Гарфилд малышам» «Учим звуки».

Цель: дать понятия о гласных и согласных звуках, включая алфавит и основы фонетики.

Основа: мультипликационная графика, игра озвучена профессиональными актерами.

Игры: «Выбери картинку», «Подбери гласную», «Подбери-ка», «Подбери согласную», «Звучащие согласные», «Начальные согласные», «Азбука от А до Я», «Перескажи сказку про Гарфилда», «Слова-рифмы», «Буквы по порядку», «Весь алфавит», «Слова и звуки», «Конечные согласные».

Часть 2. «Гарфилд малышам» «Развиваем речь».

Цель: Учим буквы и слова.

Игры (в форме червячков): «Азбука от А до М», «Подбери-ка букву», «Найди букве пару», «Гарфилд и Тигр» рассказ, «Перескажи сказку», «Первая буква», «Буквы по порядку», «Узнай букву», «Большие и маленькие», «Что здесь лишнее», «Начальные буквы», «Подбери-ка слово», «Какая буква лишняя», «Конечные буквы».

Часть 3. «Гарфилд малышам» «Учим цвета и формы предметов». Из серии: «Все обо всем».

Цель: формировать словарный запас.

Игры (в образе птичек): «Подходит или нет», «Называем время», «Что лишнее?», «Перескажи сказку», «Следы на рисунке», «Подставь форму», «Подбери по форме», «Подбери-ка время», «Подбери-ка цвет», «Останови картинку», «Что здесь лишнее?»,»Назови форму», «Укажи цвет», «Измеряем время», «Продолжи».

Часть 4. «Гарфилд малышам».

Цель: развивать лексическую и грамматическую стороны речи, связную речь.

Игры: «Основы лексики и орфографии», «Буквы от А до П», «Буквы от Р до Я», «Книга-Алфавит от А до Я», «Ударение», «Существительные» и др.

Применение компьютерной техники позволило сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей. Нами использовались такие приемы работы, как чередование практической и теоретической демонстрации учебного материала, беседа с детьми, что, несомненно, способствовало достижению поставленных целей. На каждом занятии к ребятам «приходили» различные компьютерные герои, которые играли с детьми и придумывали для них разнообразные задания на закрепление пройденного материала. Дети с интересом отвечали на поставленные вопросы, внимательно отслеживали материал, показанный на экране, были активны. Применение цвета, графики, мультипликации, звука на занятиях повышали мотивацию, интерес детей к получению новых знаний и учебный материал усваивался эффективнее. Задания из компьютерных программ помогали в отработке и закреплении уже полученных знаний.

Информация о работе ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста