Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:48, курсовая работа
Основная роль в формировании системы первоначальных естественно – научных представлений, понятий и знаний, отводится занятиям по природоведению. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформировались познавательная мотивация на основе интереса к природе.
Воспитатель предлагает детям игру «Какой бывает ветер» – дети «превращаются» в ветряные мельницы. При слабом ветерке их крылья слегка поворачиваются. При сильном – крылья вращаются очень быстро – показ руками круговых движений. Мешки с мукой, они очень тяжелые (показывается жестами). Их относят пекарям, чтобы те испекли вкусный хлеб. Воспитатель сообщает, что иногда люди загрязняют воздух, а источники загрязнения – автомобили, заводы, фабрики. Чтобы воздух стал чище, нужно садить растения на улицах и в помещениях, ухаживать за ними, поддерживать чистоту воздуха, проветривать помещения, избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов.
Подведение итогов.
Беседа по вопросам:
– Что интересного узнали?
– Что нового хотели бы рассказать?
Литература: «Природа вокруг нас». Разработка занятий.
М.А. Фисенко.2008г.
Конспект занятия комплексного типа. Приложение №9
Тема: «Эта удивительная глина».
Цель: расширить представление о глине.
Задачи:
активизировать словарь (рыхлый, сыпучий, мокрый, рассыпчатый, крупинки, гибкая);
Материал: чашка с глиной, чашка с песком, чашка с почвой, 2 палочки, чашка с водой, 2 воронки, лупа, игрушки и изделия из глины.
Ход занятия:
Дети играют. Воспитатель:
- Приглашаю всех на выставку. Хотите увидеть кое-что интересное? (да)
- Тогда проходите
(Воспитатель приглашает детей к столу, на котором расставлены вазы, кувшинки, кружки, блюда)
-Что мы здесь
видим?
- А как можно
все это назвать?
- Теперь пройдем
к другому столу. Здесь
- Интересно, а из чего они сделаны? (не знаем)
- А хотите узнать? (да)
(Дети подходят к столам, где расположены баночки с песком, глиной, почвой, стакан с водой, палочки, воронки. Воспитатель указывает на баночку с глиной, и объясняет что все это сделано вот из такой глины)
- А теперь
я вас попрошу взглянуть сюда.(
-Что это? (земля, почва)
-Почва нужна для роста растений. Какая она? (черная, рыхлая, пушистая)
-А что это? (песок)
-Какой он? (желтый, рассыпчатый, рыхлый)
-Рассмотрите песок через лупу.
Дети наблюдают и описывают крупинки (они круглые, желтые, есть прозрачные, все крупинки лежат отдельно друг от друга)
-А теперь мы поиграем. Превращаю всех в «песчаные крупинки». Подвижная игра «Песчаные крупинки». Ветер подул - и крупинки разлетелись в разные стороны.
-Молодцы! А теперь я хочу предложить вам пирожки. (предлагает заранее слепленные из песка сухие пирожки)
-Попробуем его взять. Он рассыпается.
- А сейчас
я вам предлагаю взять в
руки глину, и рассказать
-А глина живая?
-Почему вы так думаете? (Не дышит, не растет, не ест.)
-Она тоже
состоит из крупинок.
-Они очень
маленькие, их даже не видно
через лупу. Крупинки прижались
друг к другу крепко-крепко, и
поэтому мы их не видим. Нам
кажется, что это один кусок.
Сейчас возьмите в руки
-Куда легче посадить «деревце»?
-Почему?
- А как вы
думаете, пропускает глина
(Воспитатель наливает в две воронки воду (в одной воронке песок, в другой- глина), дети наблюдают. Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода в стакан. Из воронки, в которой глина, вода не капает.
-Значит, глина не пропускает воду. Вот это свойство глины и использует человек. Из нее он делает посуду. А мы посуду с вами слепим на следующем занятии.
Подведение итогов.
Беседа по вопросам:
– Вам понравилось занятие?
- А что нового узнали?
– Что нового хотели бы рассказать?
Литература:
Экологическое воспитание дошкольников.
Практическое пособие. Прохорова Л.Н 2004г.
Занятие комплексного типа. Приложение № 13
Тема: «Посади цветочек».
Цель: уточнит представление детей о песке, камнях, глине, почве, о значении этих материалов, для жизни растений.
Задачи:
Материал: заранее пророщенный черенок с корнями или растение, требующее пересадки, широкие коробки с песком, камнями, черноземом, лейка с водой, горшки для цветов.
Подготовительный этап:
Дети играют. Воспитатель обращает внимание детей на пророщенный черенок.
- Ребята, у этого растения уже достаточно выросли корни и его можно посадить в горшок с землей. А вы знаете, как сажать растения? (нет)
- Давайте напишем
письмо дедушке из сказки «
Ход занятия:
Дети играют. Раздается стук в дверь. Входит дедушка.
-Здравствуйте
ребята! Это вы написали мне
письмо, с просьбой помочь посадить
растение?
-Ну, тогда
показывайте мне его.
( Дети подводят дедушку к
-Да! Этот цветок уже пора высаживать в горшок с землей. Готовьте скорей пустой горшок, песок, камни, почву, лейку с водой. (Воспитатель помогает детям приготовить все, что нужно для посадки)
-Молодцы! А теперь садитесь все за этот большой стол, будем все вместе высаживать растение. ( Дети садятся, дедушка рассматривает все вещества, обсуждает их свойства вместе с детьми)
-Что это? (Камни. Они твердые, неровные, разной формы и цвета)
- А теперь расскажите мне о песке. (Песок мелкий, сыпучий, желтый)
- Молодцы!
А здесь я вижу землю (
- Молодцы!
Ну а теперь я вам расскажу
про ваше растение. (Поясняет что
растение комнатное,
- Это молодое растение, его надо посадить. Оно вырастет, станет большим и красивым. Комнатные растения сажают в горшки. Сначала в горшок нужно положить камни, затем немного песка, а потом землю. Земля дает растению питание, песок хорошо пропускает воду. В такой почве корням растения будет хорошо, оно начнет расти и скоро станет большим. (Дедушка проделывает все операции, сажает растение, поясняет, что корни должны быть в земле, обжимает землю у основания стебля, предлагает ребенку полить его)
-Молодцы! Теперь поставьте его на подоконник, и не забывайте поливать по мере высыхания. А мы с вами сделаем разминку.
Физкультминутка.
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх,
Отдохнет спина у всех.
Начинаем приседанья-
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно,
Как лягушки поскакать.
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнет спина у всех.
Подведение итогов.
- Молодцы! Вам понравилось? Теперь вы знаете, как сажать растения.
-А что бы вы еще хотели узнать?
- Ну а мне
пора уходить, до свидания!
Литература:
Дошкольное воспитание, 2 выпуск, 2001г.
Опытническая деятельность.
Вода.
Тема: Изготовление цветных льдинок. Приложение № 7
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед.
Материал: емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
Ход опыта:
Дети осматривают
цветную льдинку, обсуждают свойства
льда (холодный, гладкий, скользкий) и
выясняют, как была сделана льдинка;
как получилась такая форма (вода
приняла форму емкости); как держится
веревочка (она примерзла к льдинке).
Дети рассматривают обычную воду
и окрашенную, вспоминают, как получили
последнюю. Дети изготавливают льдинки:
заливают две формочки горячей и
холодной водой, запоминают свою форму,
ставят на два подноса и выносят
на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная
или горячая) быстрее застыла, украшают
участок льдинок.
Тема: Взаимодействие воды и снега. Приложение № 8
Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть- хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
Материал: Мерные емкости с водой разной температуры, снег, тарелочки, мерные ложки.
Ход опыта:
Взрослый утверждает,
что сможет удержать в руках и
не пролить воду, затем демонстрирует
это с комком снега. Дети рассматривают
воду и снег; выявляют их свойства; определяют,
потрогав стенки, какая емкость с
водой теплее. Взрослый просит детей
объяснить, как они узнали, что
происходит со снегом в теплой комнате;
что произойдет (с водой, снегом),
если снег опустить в воду; где снег
быстрее растает: в стакане с
теплой или холодной водой. Дети выполняют
это задание- в тарелку, в стаканы с
водой разной температуры кладут снег
и следят, где быстрее снег растает, как
увеличивается количество воды, как вода
теряет свою прозрачность, когда в ней
растаял снег.