Экологическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Основная роль в формировании системы первоначальных естественно – научных представлений, понятий и знаний, отводится занятиям по природоведению. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформировались познавательная мотивация на основе интереса к природе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.88 Кб (Скачать файл)

 Воспитатель предлагает детям игру «Какой бывает ветер» – дети «превращаются» в ветряные мельницы. При слабом ветерке их крылья слегка поворачиваются. При сильном – крылья вращаются очень быстро – показ руками круговых движений. Мешки с мукой, они очень тяжелые (показывается жестами). Их относят пекарям, чтобы те испекли вкусный хлеб. Воспитатель сообщает, что иногда люди загрязняют воздух, а источники загрязнения – автомобили, заводы, фабрики. Чтобы воздух стал чище, нужно садить растения на улицах и в помещениях, ухаживать за ними, поддерживать чистоту воздуха, проветривать помещения, избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов.

 Подведение  итогов.

 Беседа  по вопросам:

 – Что  интересного узнали?

 – Что  нового хотели бы рассказать?

Литература: «Природа вокруг нас». Разработка занятий.

М.А. Фисенко.2008г.

Конспект  занятия комплексного типа.                         Приложение №9

Тема: «Эта удивительная глина».

Цель: расширить представление о глине.

Задачи:

  • выявить свойства песка, глины,  путем сравнения;
  • познакомить с назначением глины в жизни человека;

активизировать  словарь (рыхлый, сыпучий, мокрый, рассыпчатый, крупинки, гибкая);

  • развивать психические процессы: речь, мышление, воображение, память.
 

Материал: чашка с глиной, чашка с песком, чашка с почвой, 2 палочки, чашка с водой, 2 воронки, лупа, игрушки и изделия из глины.

Ход занятия:

Дети играют. Воспитатель:

- Приглашаю всех  на выставку. Хотите увидеть кое-что  интересное?  (да)

- Тогда проходите

(Воспитатель  приглашает детей к столу, на  котором расставлены вазы, кувшинки, кружки, блюда)

-Что мы здесь  видим?                                                        (дети перечисляют)   

- А как можно  все это назвать?                                                            (посуда) 

- Теперь пройдем  к другому столу. Здесь представлены  игрушки. Посмотрите, какие они  все разные, необычные. Вам нравятся  эти игрушки?

- Интересно,  а из чего они сделаны?        (не знаем)

- А хотите  узнать?        (да)   

(Дети подходят  к столам, где расположены баночки   с песком, глиной, почвой, стакан  с водой, палочки, воронки. Воспитатель указывает на баночку с глиной, и объясняет что  все это сделано вот из такой глины)

- А теперь  я вас попрошу взглянуть сюда.(Воспитатель показывает почву)

-Что это?                  (земля, почва)

-Почва нужна  для роста растений. Какая она? (черная, рыхлая, пушистая)

-А что это?                       (песок)

-Какой он?                  (желтый, рассыпчатый, рыхлый)

-Рассмотрите  песок через лупу.

Дети наблюдают  и описывают крупинки (они круглые, желтые, есть прозрачные, все крупинки лежат отдельно друг от друга)

-А теперь  мы поиграем. Превращаю всех в  «песчаные крупинки». Подвижная игра «Песчаные крупинки». Ветер подул - и крупинки разлетелись в разные стороны.

-Молодцы! А  теперь я хочу предложить вам  пирожки. (предлагает заранее слепленные из песка сухие пирожки)

-Попробуем его  взять. Он рассыпается.

- А сейчас  я вам предлагаю взять в  руки глину, и рассказать какая  она.         ( Мягкая, пластичная, гибкая, похожа на пластилин, не имеет запаха)

-А глина живая?                                                                                 (нет)

-Почему вы  так думаете?   (Не дышит,  не растет, не ест.)

-Она тоже  состоит из крупинок.                (рассматривают глину через лупу, крупинок не видно)

-Они очень  маленькие, их даже не видно  через лупу. Крупинки прижались  друг к другу крепко-крепко, и  поэтому мы их не видим. Нам  кажется, что это один кусок.  Сейчас возьмите в руки колбаску, заранее слепленную из глины.  О на крепкая, не разломилась,  не рассыпалась. (Предлагает детям  посадить «деревце» (палочку)  в песок и глину)

-Куда легче  посадить «деревце»?

-Почему?                                 (В песке крупинки не держатся  друг за друга, палочка входит  легко, но не удерживается, и  падает)

- А как вы  думаете, пропускает глина воду  или нет?

(Воспитатель  наливает в две воронки воду (в одной воронке песок, в  другой- глина), дети наблюдают. Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода в стакан. Из воронки, в которой глина, вода не капает.

-Значит, глина  не пропускает воду. Вот это  свойство глины и использует  человек. Из нее он делает  посуду.  А мы посуду с вами  слепим на следующем занятии.

 Подведение  итогов.

 Беседа по вопросам:

 –  Вам  понравилось занятие?

 - А что  нового узнали?

 – Что нового хотели бы рассказать?

Литература: Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие. Прохорова Л.Н 2004г. 

Занятие комплексного типа.                          Приложение № 13

Тема: «Посади цветочек».

Цель: уточнит представление детей о песке, камнях, глине, почве, о значении этих материалов, для жизни растений.

Задачи:

  • сформировать первоначальные знания об условиях, необходимых для роста и развития растений;
  • развивать представление детей об экологических связях между живой и не живой природой;
  • учить беречь и любить природу.

    Материал: заранее пророщенный черенок с корнями или растение, требующее пересадки, широкие коробки с песком, камнями, черноземом, лейка с водой, горшки для цветов.

    Подготовительный  этап:

    Дети играют. Воспитатель обращает внимание детей  на пророщенный черенок.

    - Ребята, у  этого растения уже достаточно  выросли корни и его можно  посадить в горшок с землей. А вы знаете, как сажать растения?      (нет)

    - Давайте напишем  письмо дедушке из сказки «Репка»,  он опытный садовод и  наверняка  знает, как это делается. (Воспитатель  вместе с детьми пишет письмо  дедушки с просьбой прийти  в гости, и помочь посадить  растение). 

    Ход занятия:

    Дети играют. Раздается стук в дверь. Входит дедушка.

    -Здравствуйте  ребята! Это вы написали мне  письмо, с просьбой помочь посадить  растение?                                                                                    (да)

    -Ну, тогда  показывайте мне его.      ( Дети подводят дедушку к растению, которое нужно посадить)

    -Да! Этот цветок  уже пора высаживать в горшок  с землей. Готовьте скорей пустой  горшок, песок, камни, почву, лейку  с водой. (Воспитатель  помогает  детям приготовить все, что  нужно для посадки)

    -Молодцы! А  теперь садитесь все за этот  большой стол, будем все вместе   высаживать растение. ( Дети садятся, дедушка рассматривает все вещества, обсуждает их свойства вместе с детьми)

    -Что это?          (Камни. Они твердые, неровные,  разной формы и цвета)

    -  А теперь  расскажите мне о песке.    (Песок мелкий, сыпучий, желтый)

    - Молодцы!  А здесь я вижу землю (указывает  на коробку с землей), совсем  как у меня в огороде, вот  без нее как раз-то цветок  сажать нельзя. - Ну-ка расскажите  мне о земле.                                     (Мягкая, пушистая)

    - Молодцы!  Ну а теперь я вам расскажу  про ваше растение. (Поясняет что  растение комнатное, показывает  его корни,  стебель, листья, говорит,  что оно живое, с ним надо  обращаться осторожно, чтобы не  поломать, не повредить его)

    - Это молодое  растение, его надо посадить. Оно  вырастет, станет большим и красивым. Комнатные растения сажают в  горшки. Сначала в горшок нужно  положить камни, затем немного  песка, а потом землю. Земля  дает растению питание, песок  хорошо пропускает воду. В такой  почве корням растения будет  хорошо, оно начнет расти и  скоро станет большим. (Дедушка  проделывает все операции, сажает  растение, поясняет, что корни должны  быть в земле, обжимает землю  у основания стебля, предлагает  ребенку полить его)

    -Молодцы! Теперь  поставьте его на подоконник, и не забывайте поливать по  мере высыхания. А мы с вами  сделаем разминку.

    Физкультминутка.

    Мы разминку начинаем,

    Руки шире раздвигаем,

    А потом их тянем вверх,

    Отдохнет спина  у всех.

    Начинаем приседанья-

    Раз, два, три, четыре, пять.

    А теперь три  раза нужно,

     Как лягушки  поскакать.

    Мы разминку завершаем,

    Руки шире раздвигаем,

    А потом их тянем вверх.

    Отдохнет спина  у всех.

    Подведение  итогов.

    - Молодцы!  Вам понравилось? Теперь вы  знаете, как сажать растения.

    -А что бы  вы еще хотели узнать?

    - Ну а мне  пора уходить, до свидания!                              (Дедушка уходит) 

    Литература: Дошкольное воспитание, 2 выпуск, 2001г. 

    Опытническая  деятельность.

          Вода.

    Тема: Изготовление цветных льдинок.                  Приложение № 7

    Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед.

    Материал: емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

    Ход опыта:

    Дети осматривают  цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий) и  выясняют, как была сделана  льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и  холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят  на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинок. 

    Тема: Взаимодействие воды и снега.                   Приложение № 8

    Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть- хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

    Материал: Мерные емкости с водой разной температуры, снег, тарелочки, мерные ложки.

    Ход опыта:

    Взрослый утверждает, что сможет удержать в руках и  не пролить воду, затем демонстрирует  это с комком снега. Дети рассматривают  воду и снег; выявляют их свойства; определяют, потрогав стенки, какая емкость с  водой теплее. Взрослый просит детей  объяснить, как они узнали, что  происходит со  снегом в теплой комнате; что произойдет (с водой, снегом), если снег опустить в воду; где снег быстрее растает: в стакане с  теплой или холодной водой. Дети выполняют  это задание- в тарелку, в стаканы с водой разной температуры кладут снег и следят, где быстрее снег растает, как увеличивается количество воды, как вода теряет свою прозрачность, когда в ней растаял снег. 
     
     

Информация о работе Экологическое воспитание