Экологическое воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

В педагогической науке показана возможность усвоения детьми дошкольного возраста элементарной системы знаний о взаимосвязях и зависимостях, существующих в природе. Особый интерес представляют исследования, направленные на отбор знаний о животных, где рассматриваются различные стороны единства организма животного со средой обитания, определяется степень доступности этих знаний для дошкольников. Сформировать у детей представления о человеке как элементе экологической системы и общественном существе, показать взаимосвязь человека и среды его обитания – задача современности.

Содержание

Введение
1. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой.
2. Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания.
3. Задачи и содержание курса «ознакомление с окружающим миром».
4. Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой
5. Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через трудовую деятельность в уголке природы.
6. Роль экологического образования в становлении личности дошкольника.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

экология.docx

— 57.96 Кб (Скачать файл)

     Все эти моменты, если они представлены на картине учебного пособия, дают возможность формировать у детей первоначальные представления о лесе как экосистеме, причем картина в силу своей статичности позволяет длительно ее рассматривать, многократно обсуждать, сосредоточивать внимание ребят на разных явлениях из жизни леса, т.е. в определенном отношении, для детей дошкольного возраста, картина является универсальной наглядностью, она важнее, чем видео или слайд-фильм. Рассматривание картин экологического содержания может предшествовать экскурсии в лес и завершать ее.

     Начинать рассматривать такие картины с целью формирования у детей отчетливых и правильных представлений целесообразно со средней группы. У четырехлетних дошкольников преобладают сказочные представления о лесе и его обитателях, их собственный опыт в этой области еще невелик, поэтому картина дает возможность: показать реальные объекты и события; сделать доступным восприятию из жизни лесной экосистемы то, что обычно скрыто, показать лесных животных в их естественной среде.

     Формирование реалистических представлений о природе на основе картин пойдет эффективнее и быстрее, если воспитатель в процессе их рассматривания употребляет правильные обозначения-термины (например, не зайчик, а заяц-беляк; не мишка, а бурый медведь), делает пояснения достоверного содержания, исключает уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи.

     Не менее важными являются картины сельской тематики: жизнь домашних животных в разное время года, уход человека за ними, их использование в хозяйстве - все интересно детям, особенно городским, которым не так часто доводится видеть деревенскую жизнь.

     Еще один тип демонстрационных картин имеет большое значение для ознакомления детей с природой - картины, на которых животные представлены в крупном масштабе и со своими детенышами. Такие "портретные" картины особенно важны для младших дошкольников, восприятие которых еще недостаточно развито и легко сосредоточивается на четко прорисованных (без излишней детализации) цветных изображениях. Для детей старшего дошкольного возраста такого рода картины целесообразны, если на них представлены экзотические, малоизвестные животные.

     Говоря о лосе, поднимает руку вверх - это огромный зверь, намного выше человека. Наряду с большими картинами, начиная со средней группы, используются наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых различных животных и растений. Они используются как раздаточный материал, с ними можно проводить дидактические игры, упражнения, создавать проблемные ситуации. Интересными могут быть проблемные экологические ситуации, когда к картинам, изображающим среду обитания (например, лес, озеро или море, пустыня), дети подбирают животных, которые могут в ней жить, а потом объясняют, почему они сделали такой выбор.

     Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий и художественных произведений в детском саду, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей.

 

 

 

 

 

 

 

5. Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через трудовую деятельность в уголке природы.

     Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение. Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Во-вторых, труд детей в природе создает благоприятный фактор для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. Втретьих большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.

     Перед началом трудовой деятельности важно выработать у ребенка эмоционально-положительное отношение к объекту, показать, что этот объект живой, что нуждается в бережном отношении именно этого ребенка (“Без твоей помощи растение может засохнуть, а морская свинка погибнет, если ей не давать воды и пищи”). Для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего в группе созданы условия для постоянного и полноценного общения детей с живой и неживой природой (вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях) (слайд).

     Большое значение в формировании экологических представлений детей имеет уголок природы.

     Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. 
     Использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т.к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие. 
При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве растительного и животного мира. Вместе с детьми заботимся о цветах, рыхлим землю, поливаем.

    Для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности в уголке природы очень важно создать лабораторию. Дети с интересом превращаются в ученых и проводят различные эксперименты и опыты с песком, водой, воздухом. В моей лаборатории есть коллекции ракушек, камней, семян, разновидности почвы. Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов.

     Основные экологические понятия ребенок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Также можно привлекать сказочных персонажей. Например, мне сегодня “помогает” сказочный Лесовичок, который живёт в уголке природы.

     Труд детей в уголке природе организую в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей — оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию. Воспитатели должны организовать труд детей таким образом, чтобы за растениями и животными ухаживали не только дежурные, но и те дошкольники, которые проявляют активный интерес, стремление заботится об обитателях уголка природы.

 

 6. Роль экологического образования в становлении личности дошкольника.

 

Задача гармонического развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития знаний  и умений, способов овладения содержанием, но и достаточно высокий уровень развития  его познавательных интересов, эмоциональной сферы и нравственной позиции. Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка. Воспитание у дошкольников общественно ценностных мотивов поведения (познавательных, нравственных и др.) – одна из важных задач, стоящих перед педагогикой. [8, C.53-56]

Необходимость исследования проблемы развития интереса у старших дошкольников к изучению мира растений чрезвычайно важна. Воспитание познавательных интересов – важная составная часть воспитания личности ребенка. В дошкольном возрасте возникают собственно интересы как относительно устойчивое отношение к эмоциональной деятельности, которая регулируется представлениями.  Именно познавательный интерес, проявляющийся в многочисленных вопросах «зачем?», «почему?», «отчего?» помогают ребенку понять все новое, что привлекает его и вызывает удивление. Ребенок задает бесчисленное количество вопросов. Вопросы открывают ребенку мир, а нам мир ребенка: его заботы, переживания и интересы. Но всегда ли мы, взрослые, слышим эти вопросы? А всегда ли отвечаем? Необходимо возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушие) окружающими явлениями, моральными, эстетическими и научными ценностями. Период формирования познавательного интереса – избирательной направленности на предметы  и явления окружающей действительности, происходит в дошкольном возрасте. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности. Возрастает произвольность поведения, деятельность ребенка начинает диктоваться целями общественного характера.

Проблема нравственного и экологического воспитания детей дошкольного возраста стала как никогда актуальна в современном обществе. Поиском активных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них нравственные представления и экологическую культуру, заняты теоретики и практики.

Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему.

Важно заложить в душу ребенка то, что обидеть слабого и беззащитного – это бессердечно и жестоко.

Чувство доброты по отношению к беззащитным воспитывается постепенно. Зарождается оно, когда ребенок совместно со взрослым (или по его просьбе)  сделает доброе дело  для своего подопечного. В свою очередь чувство выполненного долга доставляет дошкольнику радость, т.е. создается ситуация успеха, которая в дальнейшем способствует возникновению желания самостоятельно совершать нравственные поступки. Итак, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение к окружающему является косвенным показателем становления чувств.

Вопросы нравственного воспитания и образования все чаще рассматривается в контексте глобальных проблем человечества, решение которых предполагает создание единого, в перспективе мирового, культурно-образовательного пространства, как необходимого условия духовного единения и всестороннего сотрудничества людей. В соответствии с социокультурной направленностью образования, просвещения, обучения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.А.Ухтомский, М.Бахтин, П.А.Флоренский и др.)все проблемы нравственного воспитания, особенно в условиях острейшего дефицита духовной культуры, необходимо рассматривать в контексте истории культуры. По словам П.А.Флоренского, именно культура есть «среда, растящая и питающая личность». Образование становится формальным, если оно отчуждается от культуры, от живой науки, природы, от самой личности. [5, C.31-39]

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

В настоящее время обострилась экологическая обстановка. Причиной этому является не только бурно развивающийся научно-технический прогресс, но и не высокий уровень экологического воспитания людей, и недостаточной компетентности в вопросах функционирования природных систем.  Чтобы остановить стремительно нарастающий кризис необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических и нравственных представлений овладевает правилами поведения в природе; таким возрастом по данным современной психологии является дошкольный возраст.

Одной из задач современной педагогики становится задача экологического образования человека на всех ступенях его онтогенетического развития.  Дошкольное  детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективами. В основе экологического воспитания лежат адаптированные к дошкольному возрасту, ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщества организмов и среда, человек и среда.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения с целью возбуждения познавательного интереса.

Ученые доказали, что мир растений для детей дошкольного возраста менее привлекателен,  чем мир животных. Дети более равнодушны, а порой даже жестоки в своем отношении к растениям, подчас руководствуясь сиюминутной прихотью. В большинстве случаев отношение к растениям не отличается  от отношения к неживым объектам природы. Дети не проявляют гуманных чувств к растениям, но постоянно упражняются в неправильных поступках, т.е. приучаются жестоко относится к тем, кто не может ответить на это (Н.Н.Кондратьева, Т.А.Маркова). И одна из причин этого явления – отсутствие знаний о растениях, их потребностях, об интересных особенностях, об особой красоте, о приспособлении к среде обитания. В исследованиях Н.Н.Кондратьевой доказано, что освоение системы знаний о живом  перестраивает отношение к природе.

Формирование познавательного интереса к миру растений, изучение его закономерностей, обогащение чувственного опыта является частью задач экологического воспитания дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

     Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Информация о работе Экологическое воспитание школьников