Все эти моменты,
если они представлены на картине учебного
пособия, дают возможность формировать
у детей первоначальные представления
о лесе как экосистеме, причем картина
в силу своей статичности позволяет длительно
ее рассматривать, многократно обсуждать,
сосредоточивать внимание ребят на разных
явлениях из жизни леса, т.е. в определенном
отношении, для детей дошкольного возраста,
картина является универсальной наглядностью,
она важнее, чем видео или слайд-фильм.
Рассматривание картин экологического
содержания может предшествовать экскурсии
в лес и завершать ее.
Начинать рассматривать
такие картины с целью формирования у
детей отчетливых и правильных представлений
целесообразно со средней группы. У четырехлетних
дошкольников преобладают сказочные представления
о лесе и его обитателях, их собственный
опыт в этой области еще невелик, поэтому
картина дает возможность: показать реальные
объекты и события; сделать доступным
восприятию из жизни лесной экосистемы
то, что обычно скрыто, показать лесных
животных в их естественной среде.
Формирование
реалистических представлений о природе
на основе картин пойдет эффективнее и
быстрее, если воспитатель в процессе
их рассматривания употребляет правильные
обозначения-термины (например, не зайчик,
а заяц-беляк; не мишка, а бурый медведь),
делает пояснения достоверного содержания,
исключает уменьшительно-ласкательные
формы и обороты речи.
Не менее важными
являются картины сельской тематики: жизнь
домашних животных в разное время года,
уход человека за ними, их использование
в хозяйстве - все интересно детям, особенно
городским, которым не так часто доводится
видеть деревенскую жизнь.
Еще один тип демонстрационных
картин имеет большое значение для ознакомления
детей с природой - картины, на которых
животные представлены в крупном масштабе
и со своими детенышами. Такие "портретные"
картины особенно важны для младших дошкольников,
восприятие которых еще недостаточно
развито и легко сосредоточивается на
четко прорисованных (без излишней детализации)
цветных изображениях. Для детей старшего
дошкольного возраста такого рода картины
целесообразны, если на них представлены
экзотические, малоизвестные животные.
Говоря о лосе,
поднимает руку вверх - это огромный зверь,
намного выше человека. Наряду с большими
картинами, начиная со средней группы,
используются наборы маленьких карточек
с четким цветным изображением самых различных
животных и растений. Они используются
как раздаточный материал, с ними можно
проводить дидактические игры, упражнения,
создавать проблемные ситуации. Интересными
могут быть проблемные экологические
ситуации, когда к картинам, изображающим
среду обитания (например, лес, озеро или
море, пустыня), дети подбирают животных,
которые могут в ней жить, а потом объясняют,
почему они сделали такой выбор.
Таким образом,
наличие разнообразных наглядных пособий
и художественных произведений в детском
саду, содержательно и эмоционально отражающих
объекты и образы природы, является важным
условием полноценного экологического
воспитания детей.
5. Формирование экологических
представлений детей дошкольного возраста
через трудовую деятельность в уголке
природы.
Труд детей в природе имеет
большое воспитательное значение. Во-первых,
в процессе труда детей формируется бережное
и заботливое отношение к природе. Труд
в природе способствует воспитанию ответственного
отношения к своим обязанностям. Ухаживая
за растениями и животными, дети убеждаются
в его необходимости. Но воспитать ответственное
отношение к труду в природе возможно
лишь при условии, если дети владеют трудовыми
навыками, понимают значение своего труда. Во-вторых,
труд детей в природе создает благоприятный
фактор для физического развития, совершенствует
движения, стимулирует действия разных
органов, укрепляет нервную систему. Втретьих
большое значение имеет труд в природе
для умственного и сенсорного развития
детей.
Перед началом
трудовой деятельности важно выработать
у ребенка эмоционально-положительное
отношение к объекту, показать, что этот
объект живой, что нуждается в бережном
отношении именно этого ребенка (“Без
твоей помощи растение может засохнуть,
а морская свинка погибнет, если ей не
давать воды и пищи”). Для формирования
у детей гуманного отношения к природе
– необходимо их включать в посильную
для их возраста практическую деятельность,
для чего в группе созданы условия для
постоянного и полноценного общения детей
с живой и неживой природой (вместе с детьми
озеленяем уголок природы, заботимся о
его обитателях) (слайд).
Большое значение
в формировании экологических представлений
детей имеет уголок природы.
Комнатные растения
являются частичкой живой природы и постоянными
объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим
материалом, на котором решаются задачи
умственного, нравственного, эстетического
и трудового воспитания.
Использование комнатных
растений для формирования экологических
понятий целесообразно, т.к. в мире растений
наглядно проявляются основные закономерности:
целостность, изменение, развитие.
При общении с растениями обогащается
кругозор детей, они получают представление
о богатстве растительного и животного
мира. Вместе с детьми заботимся о цветах,
рыхлим землю, поливаем.
Для развития познавательного
интереса к исследовательской деятельности
в уголке природы очень важно создать
лабораторию. Дети с интересом превращаются
в ученых и проводят различные эксперименты
и опыты с песком, водой, воздухом. В моей
лаборатории есть коллекции ракушек, камней,
семян, разновидности почвы. Для установления
причин, явлений, связей и отношений между
предметами и явлениями я стараюсь использовать
как можно больше опытов.
Основные экологические
понятия ребенок может усваивать посредством
самых разнообразных форм. Также можно
привлекать сказочных персонажей. Например,
мне сегодня “помогает” сказочный Лесовичок,
который живёт в уголке природы.
Труд детей в уголке
природе организую в форме индивидуальных
и коллективных поручений. Индивидуальные
поручения применяются во всех возрастных
группах детского сада. Они дают возможность
воспитателю более тщательно руководить
действиями детей — оказать прямую помощь
тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные
разъяснения, советы, проконтролировать
выполнение трудовых операций. Все это
помогает прочному формированию навыков
и умений, а также воспитанию ответственности
за порученное дело, привычки к трудовому
усилию. Воспитатели должны организовать
труд детей таким образом, чтобы за растениями
и животными ухаживали не только дежурные,
но и те дошкольники, которые проявляют
активный интерес, стремление заботится
об обитателях уголка природы.
6. Роль экологического образования
в становлении личности дошкольника.
Задача гармонического развития детей
дошкольного возраста предполагает не
только определенный уровень развития
знаний и умений, способов овладения содержанием,
но и достаточно высокий уровень развития
его познавательных интересов, эмоциональной
сферы и нравственной позиции. Развитие
ребенка представляет собой сложное, целостное
образование, состоящее из ряда уровней
регуляции поведения и характеризующееся
системным соподчинением мотивов деятельности
ребенка. Воспитание у дошкольников общественно
ценностных мотивов поведения (познавательных,
нравственных и др.) – одна из важных задач,
стоящих перед педагогикой. [8, C.53-56]
Необходимость исследования
проблемы развития интереса у старших
дошкольников к изучению мира растений
чрезвычайно важна. Воспитание познавательных
интересов – важная составная часть воспитания
личности ребенка. В дошкольном возрасте
возникают собственно интересы как относительно
устойчивое отношение к эмоциональной
деятельности, которая регулируется представлениями.
Именно познавательный интерес, проявляющийся
в многочисленных вопросах «зачем?», «почему?»,
«отчего?» помогают ребенку понять все
новое, что привлекает его и вызывает удивление.
Ребенок задает бесчисленное количество
вопросов. Вопросы открывают ребенку мир,
а нам мир ребенка: его заботы, переживания
и интересы. Но всегда ли мы, взрослые,
слышим эти вопросы? А всегда ли отвечаем?
Необходимо возбуждать и постоянно поддерживать
у детей состояние активной заинтересованности
(а не равнодушие) окружающими явлениями,
моральными, эстетическими и научными
ценностями. Период формирования познавательного
интереса – избирательной направленности
на предметы и явления окружающей действительности,
происходит в дошкольном возрасте. Ребенок
начинает ставить перед собой познавательные
задачи, ищет объяснения замеченным явлениям.
Происходит переход от простого любопытства
к любознательности. Возрастает произвольность
поведения, деятельность ребенка начинает
диктоваться целями общественного характера.
Проблема нравственного и экологического
воспитания детей дошкольного возраста
стала как никогда актуальна в современном
обществе. Поиском активных методов работы
с детьми, которые позволят сформировать
у них нравственные представления и экологическую
культуру, заняты теоретики и практики.
Воспитание чувств тесно связано
с развитием у детей дошкольного возраста
эмоционального отношения к окружающему.
Важно заложить в душу ребенка
то, что обидеть слабого и беззащитного
– это бессердечно и жестоко.
Чувство доброты по отношению
к беззащитным воспитывается постепенно.
Зарождается оно, когда ребенок совместно
со взрослым (или по его просьбе) сделает
доброе дело для своего подопечного. В
свою очередь чувство выполненного долга
доставляет дошкольнику радость, т.е. создается
ситуация успеха, которая в дальнейшем
способствует возникновению желания самостоятельно
совершать нравственные поступки. Итак,
воспитание гуманных чувств необходимо
рассматривать в тесной взаимосвязи с
общим эмоциональным развитием ребенка.
Эмоциональное отношение к окружающему
является косвенным показателем становления
чувств.
Вопросы нравственного воспитания
и образования все чаще рассматривается
в контексте глобальных проблем человечества,
решение которых предполагает создание
единого, в перспективе мирового, культурно-образовательного
пространства, как необходимого условия
духовного единения и всестороннего сотрудничества
людей. В соответствии с социокультурной
направленностью образования, просвещения,
обучения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн, А.А.Ухтомский, М.Бахтин,
П.А.Флоренский и др.)все проблемы нравственного
воспитания, особенно в условиях острейшего
дефицита духовной культуры, необходимо
рассматривать в контексте истории культуры.
По словам П.А.Флоренского, именно культура
есть «среда, растящая и питающая личность».
Образование становится формальным, если
оно отчуждается от культуры, от живой
науки, природы, от самой личности. [5, C.31-39]
Формирование личности ребенка,
воспитание у него правильного отношения
к окружающему, определенной нравственной
позиции – сложный педагогический процесс.
В основе лежит правильное, гармоничное
развитие чувств.
В настоящее время обострилась
экологическая обстановка. Причиной этому
является не только бурно развивающийся
научно-технический прогресс, но и не высокий
уровень экологического воспитания людей,
и недостаточной компетентности в вопросах
функционирования природных систем. Чтобы
остановить стремительно нарастающий
кризис необходимо в корне изменить экологическое
поведение и мышление людей. Для этого
нужно использовать тот период в жизни
человека, когда он наиболее восприимчив
к усвоению экологических и нравственных
представлений овладевает правилами поведения
в природе; таким возрастом по данным современной
психологии является дошкольный возраст.
Одной из задач современной
педагогики становится задача экологического
образования человека на всех ступенях
его онтогенетического развития. Дошкольное
детство – ответственный период жизни
человека, когда закладываются основы
правильного отношения к окружающему
миру, ценностной ориентации в нем. Работа
по экологическому воспитанию детей этого
возраста обладает большими возможностями
и перспективами. В основе экологического
воспитания лежат адаптированные к дошкольному
возрасту, ведущие идеи экологии: организм
и среда, сообщества организмов и среда,
человек и среда.
Первоначальные элементы экологической
культуры складываются на основе взаимодействия
детей под руководством взрослых с предметно-природным
миром, который их окружает: растениями,
животными, их средой обитания, предметами,
изготовленными людьми из материалов
природного происхождения с целью возбуждения
познавательного интереса.
Ученые доказали, что мир растений
для детей дошкольного возраста менее
привлекателен, чем мир животных. Дети
более равнодушны, а порой даже жестоки
в своем отношении к растениям, подчас
руководствуясь сиюминутной прихотью.
В большинстве случаев отношение к растениям
не отличается от отношения к неживым
объектам природы. Дети не проявляют гуманных
чувств к растениям, но постоянно упражняются
в неправильных поступках, т.е. приучаются
жестоко относится к тем, кто не может
ответить на это (Н.Н.Кондратьева, Т.А.Маркова).
И одна из причин этого явления – отсутствие
знаний о растениях, их потребностях, об
интересных особенностях, об особой красоте,
о приспособлении к среде обитания. В исследованиях
Н.Н.Кондратьевой доказано, что освоение
системы знаний о живом перестраивает
отношение к природе.
Формирование познавательного
интереса к миру растений, изучение его
закономерностей, обогащение чувственного
опыта является частью задач экологического
воспитания дошкольников.
Заключение
Первоначальные
элементы экологической культуры складываются
на основе взаимодействия детей под руководством
взрослых с предметно-природным миром,
который их окружает: растениями, животными
(сообществами живых организмов), их средой
обитания, предметами, изготовленными
людьми из материалов природного происхождения.
Задачи экологического
воспитания - это задачи создания и реализации
воспитательно-образовательной модели,
при которой достигается эффект - очевидные
проявления начал экологической культуры
у детей, готовящихся к поступлению в школу.