Экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности 5
1.1. Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий 5
1.2 Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте 10
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий 17
2.1 Результаты констатирующего эксперимента 17
2.2 Формы и методы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности 22
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 47.53 Кб (Скачать файл)

Немалое значение имеет вопрос о существенной индивидуальной вариативности особенностей общения у детей. Исследования говорят о наличии у детей выраженных различий в умении взаимодействовать со сверстниками.

Без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций (коммуникативного компонента универсальных учебных действий) в ходе обучения просчеты дошкольного воспитания или негативные индивидуальные особенности преодолеть нельзя.

Создание в школе реальных условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешное формирование навыков эффективного сотрудничества со сверстниками послужит мощным противодействием многочисленным личностным нарушениям у детей.

В заключение следует сказать, что в процессе развития коммуникативных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста необходимо учитывать следующие возрастные особенности:

- детский эгоцентризм

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий

2.1 Результаты  констатирующего эксперимента

Анализ литературы по исследуемой проблеме позволил выделить противоречия, суть которых заключается в значимости работы по развитию речевых коммуникаций в дошкольном возрасте и отсутствием педагогических технологий, решающих данную проблему в практике дошкольного образовательного учреждения. Сформулируем цель констатирующего этапа эксперимента, которая состоит в изучении особенностей организации педагогического процесса, обеспечивающего развитие речевых коммуникаций старших дошкольников.

Поставленные задачи для реализации цели исследования решаются при помощи методов наблюдения, тестирования, анкетирования, метода проведения организационно – деятельностной игры.

Задание "Левая и правая стороны" (Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5–7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.

Задания

1. (Сидя или стоя лицом  к лицу ребенка.) Покажи мне  свою правую руку. Левую. Покажи  мне правую ногу. Левую.

2. То же самое. Покажи  мне мою левую руку. Правую. Покажи  мне мою левую ногу. Правую.

Вариант. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.

3. На столе перед ребенком  лежат монета, карандаш: монета с  левой стороны от карандаша  по отношению к ребенку. Карандаш  слева или справа? А монета?

4. Ребенок сидит напротив  взрослого, у которого в правой  руке монета, а в левой руке  карандаш. Монета в левой или  в правой руке? А карандаш?

Критерии оценивания:

– понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;

– соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок  отвечает неправильно во всех  четырех заданиях;

2. Средний уровень: правильные  ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет  стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.

3. Высокий уровень: четыре  задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции  другого человека.

Методика "Кто прав?" (методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 8-10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.

Текст1

Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: "Вот здорово!" А Саша воскликнул: "Фу, ну и страшилище!"

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Текст2

После школы три подруги решили готовить уроки вместе.

- Сначала решим задачи  по математике, – сказала Наташа.

- Нет, начать надо с  упражнения по русскому языку, – предложила Катя.

- А вот и нет, вначале  надо выучить стихотворение, –  возразила Ира.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Текст3

Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.

- Давай купим ему это  лото, – предложила Лена.

- Нет, лучше подарить самокат, – возразила Аня.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить? Почему?

Критерии оценивания:

- понимание возможности  различных позиций и точек  зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других  людей, отличные от собственной;

- понимание возможности  разных оснований для оценки  одного и того же предмета, понимание относительности оценок  или подходов к выбору;

- учет разных мнений  и умение обосновать собственное;

- учет разных потребностей  и интересов.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок  не учитывает возможность разных  оснований для оценки одного  и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества  самого рисунка в задании 1) или  выбора (задания 2 и 3), соответственно  исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

2. Средний уровень: частично  правильный ответ – ребенок  понимает возможность разных  подходов к оценке предмета  или ситуации и допускает, что  разные мнения по-своему справедливы  или ошибочны, но не может обосновать  свои ответы.

3. Высокий уровень: ребенок  демонстрирует понимание относительности  оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей  и может высказать и обосновать  свое мнение.

Задание "Рукавички" (Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5–7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной  деятельности оценивается по  степени сходства узоров на  рукавичках;

- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение  убеждать, аргументировать и т. д.;

- взаимный контроль по  ходу выполнения деятельности: замечают  ли дети друг у друга отступления  от первоначального замысла, как  на них реагируют;

- взаимопомощь по ходу  рисования;

- эмоциональное отношение  к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и  интересом), нейтральное (взаимодействуют  друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг  друга, ссорятся и др.).

Уровени оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах  явно преобладают различия или  вообще нет сходства. Дети не  пытаются договориться или не  могут прийти к согласию, каждый  настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство  частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные  различия.

3. Высокий уровень: рукавички  украшены одинаковым или очень  похожим узором. Дети активно  обсуждают возможный вариант  узора; приходят к согласию относительно  способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия  и координируют их, строя совместное  действие; следят за реализацией  принятого замысла.

2.2 Формы и методы  развития коммуникативных универсальных  учебных действий младших школьников  в учебной деятельности

Чем старше становится ребенок, тем все большее место в его жизни и большую роль в его развитии начинает играть специальная деятельность – учебная.

Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика.

Учебная деятельность – ведущая деятельность – младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций – и теоретических понятий.

В условиях перехода начальной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обозначился целый ряд проблем, связанных с реализацией образовательных программ по разным предметам, в том числе по литературному чтению.

В обучении утверждается коммуникативнодеятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока. Коллективное учебное сотрудничество способствует формированию не только познавательных мотивов, но и ряда важных качеств личности – самостоятельности, инициативности, деловитости, ответственности, готовности к дальнейшему образованию.

Отношение учителя к ученику в рамках коммуникативно-деятельностного подхода – субъект-субъектное. Это отражается как на выборе технологий обучения, так и на разработке качественно нового сценария урока литературного чтения в начальной школе.

Теоретической основой осуществления коммуникативно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения, по мнению О.В. Сосновской, является школа коммуникативной дидактики [4, с. 108]. Школа коммуникативной дидактики (Ю.Л. Троицкий, В.И. Тюпа) выступает как альтернатива авторитарной школе. Её авторы исходят из того, что жизнь сознания есть коммуникация. Отсюда выводится стратегия обучения, которая основывается на трёх принципах.

1. Принцип приоритета  коммуникации над информацией. В  качестве цели обучения выдвигается  приобретение и расширение духовного  опыта учащегося, полученного в  ходе общения с одноклассниками  по поводу художественного произведения.

Информация о работе Экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий