Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:47, курсовая работа
Цель курсовой работы - теоретически обосновать экспериментальным путём выявить, что дидактическая игра является средством сенсорно- моторного развития детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - сенсорно- моторное воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Введение
3
I. Теоретический аспект дидактической игры как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста……….
7
1.1.
Сущность понятия «сенсорно-моторного воспитания»……
7
1.2.
Особенности сенсомоторного воспитания детей среднего дошкольного возраста….......................................................
11
1.3.
Дидактическая игра как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста…………
23
II. Экспериментальное исследование дидактической игры как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………..
30
2.1.
Характеристика исследования……………………………………
30
2.2.
Констатирующий эксперимент……………………………………
30
2.3.
Формирующий этап………………………………………………
35
2.4.
.Контрольный этап……………………………………………….
39
Заключение………………………………………………………………
43
Список используемой литературы…………………………………….
45
Мотивом выполнения дидактической задачи становится естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.
В.М. Букатов говорит, что дидактическая игра будет интересна детям до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна, загадка, неизвестность. По его мнению, дидактическая игра быстро устаревает, если детям становятся понятны дидактические задачи.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Правила направляют игру по заданному пути, соединяют игровые и дидактические задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей.
В практике работы нередко происходит смешение понятий «игра» и «игровое упражнение» и часто именно игровые упражнения педагогами необоснованно именуются играми. Преимущественное применение игровых упражнений нередко приводит к быстрому угасанию интереса детей к предлагаемой взрослым деятельности.
Н.А. Короткова и Н.Я. Михайленко выделяют следующие компоненты игры с правилами: игровые действия (что необходимо делать каждому участнику игры); игровые правила, обязательные для выполнения всеми участниками (как надо действовать в игре); выигрыш (как сопоставление результатов играющих). Если в предлагаемой педагогом деятельности отсутствует соревновательный компонент и выигрыш как способ фиксации первенства играющих, можно смело называть ее игровым упражнением. Поэтому чтобы игра не становилась игровым упражнением, необходимо ввести в игровые действия соревновательный компонент.
В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр: по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.
А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию:
Игры могут быть включены практически в любую образовательную деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
Мы рекомендуем родителям сделать в домашних условиях игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей дошкольного возраста.
К созданию этих игр можно привлечь и детей. Предложите им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Расскажите, из какого материала они сделаны, пусть ребенок возьмет в руки каждую фигуру. Можно придумать сказки. В которых живут геометрические фигуры, для этого предложите ребенку их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке расскажите об особенностях каждой геометрической фигуры, предложите ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНО-МОТОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1 Характеристика исследования.
Экспериментальное исследование проходило на базе МКДОУ детский сад с. Птичник. В эксперименте принимали участие дети среднего дошкольного возраста: 10 человек составили группу «А», которая впоследствии стала экспериментальной, и 10 человек составили группу «В», которая стала впоследствии контрольной.
Цель- проверить влияние дидактической игры как средство сенсорно- моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить
критерии, показатели и уровни
сформированности сенсорно-
2. Подобрать
диагностики на влияние
3. Подобрать
и проверить дидактические
4. Проверить результаты исследования.
2.2 Констатирующий эксперимент.
Цель- выявить уровень сформированности сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
критерии |
показатели |
уровни | ||
высокий |
средний |
низкий | ||
1.Развитие координации |
Умеет работать с ножницами, вырезать фигуры по заданному контуру |
Вырезает строго по контуру |
Иногда выступает за контуры рисунка |
Линия реза выступает за контур больше чем на 1 мм, не умеет пользоваться ножницами |
2.Оценка мелкой моторики рук |
Быстрая скорость движения, хорошая зрительно-моторная координация |
Быстрая реакция, берет поочередно левой и правой рукой, справляется с заданием за 15 секунд |
С заданием справляется дольше на 5 секунд |
Нарушает правила задания, медленная реакция |
Для достижения поставленной цели были использованы методики Н.О.Озерецкого и Н.И. Гуревича, «Фигуры» по В.Мытацину.
Методика 1«Фигуры» по В.Мытацину:
Цель- определить уровень развития координации движения глаза и руки ребёнка, степень дифференцированности усилий пальцев рук.
Инструкция: методика представляет собой задание, связанное с вырезыванием ребёнком фигурок по заданным контурам.
Работа проводилась индивидуально. Результаты данного исследования представлены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Уровень сформированности группы «А».
Испытуемые |
| ||
В |
С |
Н | |
1 |
+ | ||
2 |
+ | ||
3 |
+ |
||
4 |
+ | ||
5 |
+ | ||
6 |
+ | ||
7 |
+ |
||
8 |
|
+ | |
9 |
+ | ||
10 |
+ |
Данные таблицы показывают, что высокого уровня нет ни у одного ребёнка, что составляет 0%, средний уровень у двоих детей, что составляет 20%. Дети допускали ошибки: при вырезании овала ( т.е. плавного контура ) наблюдалось наличие углов.
С низким уровнем выявлено 8 детей, что составляло 80 % из группы. Дети допускали следующие ошибки: линия реза выступала за внешний контур более чем на 1 мм, также линия реза с внутренней стороны выступала более чем на 1мм, наличие углов при вырезании плавного контура.
Таблица 2.2.2
Уровень сформированности группы «Б».
Испытуемые |
| ||
В |
С |
Н | |
1 |
+ | ||
2 |
+ |
||
3 |
+ |
|
|
4 |
+ | ||
5 |
+ |
||
6 |
+ | ||
7 |
+ |
||
8 |
|
+ | |
9 |
+ | ||
10 |
+ |
Данные таблицы показывают, что высокий уровень у одного ребенка составляет 10%, средний уровень у троих детей, что составляет 30%, низкий уровень имеют шесть детей, что составляет 60%. Ошибки были допущены такие же, как в группе «А».
Таблица 2.2.3
Процентное соотношение уровней методики «Фигуры» по В.Мытацину группы «А» и «Б»
Группы |
В |
С |
Н |
Группа «А» |
0% |
20% |
80% |
Группа «Б» |
10% |
30% |
60% |
Методика 2. Двигательный тест Н.И. Озерецкого «Уложи монетки в коробку»
Цель: изучить моторное движение детей среднего дошкольного возраста. Оценка мелкой моторики рук.
Инструкция: на стол ставится картонная коробка размером 10х10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (диаметром 2 см). По сигналу воспитателя ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой. Время выполнения для ведущей руки – 15 секунд, для второй руки – 20 секунд.
Таблица 2.2.4
Уровень сформированности группы «А».
Испытуемые |
| ||
В |
С |
Н | |
1 |
+ | ||
2 |
+ |
||
3 |
|
+ | |
4 |
+ | ||
5 |
+ | ||
6 |
+ |
||
7 |
|
+ | |
8 |
|
+ | |
9 |
+ | ||
10 |
+ |