Экспериментальное исследование развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить развитие интереса к экспериментированию и организацию работы с детьми дошкольного возраста в данном направлении.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие интереса к экспериментированию будет эффективнее, если: работа строится в центрах экспериментирования; ведущим методом выступает наблюдение в ходе обеспечения практической работы с предметами предметно-развивающей среды.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста
1.1. Проблема развития интереса у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.2. Характеристика экспериментирования как вида деятельности дошкольников
1.3. Организация работы по развитию интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста
2.1. Исследования уровня развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста
2.2. Разработка и апробация педагогической работы, направленной на использование экспериментирования в дошкольном возрасте
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик развитие интереса к экспериментированию.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)


46

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы  развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста

1.1.           Проблема развития интереса у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

1.2.           Характеристика экспериментирования как вида деятельности дошкольников

1.3.           Организация работы  по развитию интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста

Глава 2. Экспериментальное исследование развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста

2.1. Исследования уровня развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста

2.2. Разработка и апробация педагогической работы, направленной  на использование экспериментирования в дошкольном возрасте

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы. При этом исследовательская деятельность учащихся выступает как современная образовательная технология, функционально позволяющая реализовать специфическое содержание образования, ориентированное на развитие субъектной позиции школьников (Г.И. Вергелес, A.M. Матюшкин, JI.B. Лидак, А.И. Савенков).

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, JI.M. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.). Важным фактором  к проявлению исследовательской активности и творчества в дошкольном возрасте являются мотивы. Отношение современного человека к обществу, природе, процессу деятельности в значительной степени определяется теми мотивами, которые побуждают его к действию. Среди мотивов, оказывающих значительное влияние на поведение личности, важное место занимают познавательные интересы, направленные на освоение окружающего, выявление скрытых связей и зависимостей. Важным при этом является интерес к определённой деятельности, например, к  экспериментированию.

Хотя, начиная с 60-х годов, в работах психологов (А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, А.Н. Поддъяков и др.) изучается исследовательская деятельность, разновидностью которой является экспериментирование. В отечественной педагогике накоплен значительный опыт изучения познавательных интересов детей в деятельности: на материале труда по выращиванию растений (Н.К.Постникова), игровой деятельности (Н.А. Бойченко), природоведения (JI.M. Маневцова), явлений общественной жизни (И.Ч. Красовская), деятельности с компьютером (Е.В. Иванова) и др. Но в этих работах не ставилась проблема исследования возможностей взаимодействия дошкольников со взрослым для развития у детей интереса к экспериментированию.

В исследованиях И.Э. Куликовской, А.И. Савенкова, Н.Н. Совгир экспериментирование рассматривалось как часть педагогического процесса. Изучалось содержание, методы, приемы организации, результат данной деятельности, а также влияние экспериментирования на познавательное и, в меньшей степени, на личностное развитие. В последних исследованиях готовность и способность к познанию мира через экспериментирование стало рассматриваться как самостоятельная ценность. Доказано, что только в условиях специально организованной педагогической работы экспериментирование становится успешным, а исследовательская активность превращается в чрезвычайно важное качество личности, отражающее уровень ее познавательного развития и социализации.

Для развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста необходима особым образом организованная педагогическая работа. В отечественной дошкольной педагогике эта проблема совсем не изучена. В современных ДОУ  недостаточно используется  развивающий потенциал детского экспериментирования в образовательно-воспитательном процессе. Поэтому необходимо изучить подходы к организации  педагогической работы по развитию  интереса к экспериментированию, которую можно рассматривать в качестве  деятельности, удовлетворяющей  возрастным интересам детей дошкольного возраста, создающей благоприятные условия для дальнейшего развития  их познавательных интересов.

В связи с актуальностью и недостаточной разработанности проблемы, нами была выбрана тема для написания работы: «Развитие интереса  к экспериментированию у детей дошкольного возраста».

Объект изучения: развитие интереса к экспериментированию детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: организация работы с детьми дошкольного возраста, направленная на  развитие интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить развитие интереса к экспериментированию  и организацию работы с детьми дошкольного возраста в данном направлении.

Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие интереса к экспериментированию будет эффективнее, если: работа строится в центрах экспериментирования; ведущим методом выступает наблюдение в ходе обеспечения практической работы с предметами предметно-развивающей среды.

Задачи:

1.                          Изучить проблему развития интереса к экспериментированию в психолого-педагогической литературе.

2.                          Охарактеризовать эксперимент как  вида деятельности детей дошкольного возраста.

3.                          Разработать и апробировать  педагогическую работу, направленную  на развитие интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

      анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

      педагогический эксперимент;

      беседа, тестирование;

      количественный и качественный анализ результатов исследования.

 

Глава 1. Теоретические основы  развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста

1.1. Проблема развития интереса у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

 

С целью выявления проблемы  развития интереса к экспериментированию в психолого-педагогической литературе, нами были выявлены подходы к определению понятий, составляющих понятие  «интерес» - интерес, познавательный интерес.

Проблему интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина [21; 22], Н.Г.Морозова [10].

Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:

- и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- и как мощный побудитель активности личности;

- и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам. [21] Н.Г. Морозова характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов. [10]

Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый  тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса  учения, стремление  углубляться  в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Важнейшая область общего феномена  интереса – познавательный интерес. Его предметом является  самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать  в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательный интерес, будучи включённым  в познавательную деятельность, тесно связан  с формированием многообразных личностных  отношений:  избирательного отношения  к той или иной области науки,  познавательной деятельности,  участию в них,  общению с соучастниками  познания. Именно на этой основе  - познания предметного мира  и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, которому способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все  психические процессы  человека, на высоком уровне  своего развития, побуждает  личность к постоянному поиску  преобразования  действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения  в них творческого начала.

Особенностью познавательного интереса  является его способность обогащать  и активизировать  процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало  имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в  осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человека, одухотворённый познавательным интересом,  совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес -  важнейшее образование личности, которое складывается в процессе  жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования  и никоим образом не является  присущим человеку от рождения [10].

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях [32,38].

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. П.И. Шамова условно различает последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.

На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с  занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен  от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, Н.И.Рейнвальд, А.И.Крупнов и др.

В работе Кудинова С.И. любознательность представлена как целостная структура мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к освоению новой информации. Морозова Г.Н. считает, что любознательность близка к интересу, но она «диффузна, не сосредоточена на определенном предмете или деятельности».

Щукина Г.И. рассматривает любознательность как ступень развития интереса, отражающую состояние избирательного отношения ребенка к предмету познания и степень влияния его на личность.

Рамонова К.М. подчеркивает то, что любознательность является своеобразной формой активности, отличающейся рядом особенностей:

- любознательность – первоначальный этап формирования устойчивой познавательной направленности, связана с ориентировочным рефлексом и ориентировочной деятельностью;

- выступает как первоначальная форма познавательного интереса и представляет собой непосредственное и познавательное недифференцированное отношение;

- является условием успешной умственной деятельности, которая проходит с наименьшим  утомлением и затратной энергии;

- развитие любознательности происходит при условии демонстрации ребенку противоречивых  фактов, побуждающих выявить причины явлений. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях,  направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста