Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 19:04, курсовая работа
Цель исследования: выявление и экспериментальные подтверждения педагогических условий, при которых формирование гуманного отношения детей к природе в совместной деятельности в экологоразвивающей среде будет эффективной.
Объект исследования: процесс формирования гуманного отношения к природе в совместной деятельности в экологоразвивающей среде.
Предмет исследования: методика формирования у детей гуманного отношения к природе в совместной деятельности в экологоразвивающей среде.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологоразвивающей среды как
средства формирования дошкольников гуманного отношения к природе 6
1.1 Отношение к природе как результат экологического
образования дошкольников 6
1.2 Психолого-педагогические исследования роли
экологоразвивающей среды в формировании у детей гуманного
отношения к природе 16
Глава 2. Экспериментальное исследование роли экологоразвивающей
среды в формировании у детей гуманного отношения к природе 23
2.1 Выявление уровня сформированности у дошкольников
гуманного отношения к природе 23
2.2 Экспериментальная проверка педагогических условий обеспечивающих
формирование у дошкольников гуманного отношения к природе с
использованием экологоразвивающей среды 29
Заключение 36
Литература 38
Творческое общение с природой - действенный метод экологического воспитания и развития лучших человеческих качеств. Поэтому занятия начинались
с любования природой. На таких занятиях готовые знания не навязывались, а предоставлялась детям возможность делиться своими чувствами. Всё это происходило на лоне природы, с объединением музыки, трудового воспитания. Вместе с детьми составляли экологические сказки. Именно через фантазию, детское творчество лежит путь к сердцу ребёнка.
Составляющая формирования осознанного отношения к природе, как познавательной ценности, является воспроизведение приобретённых знаний о природе в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.
На занятиях по изодеятельности с помощью красок дети передавали «настроение» природы. Если природа в «хорошем настроении», о ней заботились, её оберегали, то дети использовали яркие, живые краски. Если в «плохом настроении» - о ней не заботились, её загрязняли, дети использовали мрачные, тёмные цвета.
Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуков (шум воды, шелест листьев, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природы давало возможности ребёнку прочувствовать его состояние, например, рака, грибка, зайчика, цыплёнка, капельки воды. Проведение праздников экологического характера также помогало детям ощутить себя частью природы. (Приложение 2).
В эксперименте мы показали методику совершенствования реализации цели исследования, обозначили использованные средства работы по воспитанию экологической культуры детей среднего дошкольного возраста и её содержание. Длился эксперимент 8 недель( с середины ноября по середину января). Эксперимент затронул два времени года (конец осени и начало зимы).
Заключение
Данная работа была ориентирована на воспитание гуманного правильного отношения к природе детей 5-6 лет.
Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста ведётся слабо.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе ДОУ № 26 города Междуреченска Кемеровской области по воспитанию осознанного правильного гуманного отношения к природе через формирование экологической культуры. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности экологических знаний в процессе экспериментальной работы. Анализ результатов эксперимента до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Группа улучшила свои результаты.
В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос всё ещё остаётся актуальным. Однако в плане развития методики по воспитанию осознанного правильного отношения к природе детей 5-6 лет через формирование экологической культуры переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей среднего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.
Экологические знания в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности (труде в природе, наблюдениях, играх и других). Данная работа опиралась на следующие основные принципы:
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что формирование гуманного отношения детей к природе будет эффективным, если будут созданы педагогические условия для совместной деятельности в экологоразвивающей среде будет осуществляться успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях подтвердилась.
Литература
Приложение
Приложение 1
Экскурсия. Тема «В водном царстве, прибрежном государстве...»
Задачи.
Ход экскурсии
Педагог. Бывали вы когда-нибудь на пруду? Как он выглядел?
Дети. Вода грязная, темная, холодная, по берегам растет трава, цветов нет и т.д.
Педагог. Заметили ли не нем каких-нибудь насекомых, водоплавающих птиц, растения?
Дети. Бабочки, утки.
Педагог. Каких насекомых, животных и какие растения вы знаете?
Дети. Стрекозы, бабочки, лягушки, рыбы, жуки , водоросли.
Педагог. Как они выглядят? (Ответы детей) Сейчас я покажу вам картинки, а вы попробуйте найти на них тех животных и растения, которые вам известны. (Реплики детей.)
Педагог. А теперь вспомните правила поведения около воды. Как надо себя вести?
Дети. Не шуметь, не брать в руки жуков, не рвать растения, не толкаться, не ловить стрекоз и бабочек, не подходить близко к воде.
Смотришь на реку,
Кажется, в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу, не зная куда.
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет.
(Г. Ладонщиков)
Педагог. Ребята, сейчас каждый из вас найдет такое место, откуда, как ему кажется, пруд выглядит наиболее красиво. Постойте там и полюбуйтесь, как красив пруд, как блестит вода. А теперь закройте глаза, просто послушайте песню воды. Что вы слышите?
Дети. Вода журчит, всплески воды.
Подойти к каждому ребенку, спросить, почему он выбрал именно это место, попросить придумать эпитеты, рассказать, на что похожа река.
Подойти ближе к реке, рассмотреть растения, насекомых, земноводных.
Педагог. На пруду множество насекомых и растений. Кто первым увидит что-то интересное, например, малька, стрекозу, кувшинку, лягушку, пусть покажет другим и расскажет, что знает об этом объекте.
Педагог. Пруд красивый - вода голубая, прозрачная, теплая, блестит на солнце, в воде много рыбы, мальков - они плещутся в воде, по поверхности воды передвигаются водомерки, будто хотят измерить ее. Цветет кубышка желтая, над ней летают стрекозы, бабочки, берега пестреют цветами, растет камыш, плавают улитки - прудовики.
Давайте поиграем в игру «Угадай по описанию». Один ребенок описывает предмет, не называя его (маленькие, обтекаемая форма тела с чешуей, у них есть плавники и т. д.), а другие дети должны отгадать.
А теперь я буду загадывать вам загадки:
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка)
С ветки на тропинку,
С травинки на былинку
Прыгает пружинка -
Зелененькая спинка. (Кузнечик)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. ( Стрекоза)
Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба)
Глаза на рогах,
А домик на спине. (Улитка)
Педагог. Чем вам нравится пруд летом? В чем сходство и отличие пруда от реки? Какие насекомые, рыбы, растения, которых мы видели, приспособились к жизни в воде и около нее? (ответы детей)
Кроме животных, насекомых и растений в пруду плавает много лишнего – это различный мусор. Это очень плохо, для мусора есть специальные контейнеры, весь мусор нужно уносить и в них выбрасывать.
Проводятся игра «Хорошо-плохо».
Педагог предлагает детям побегать по берегу. Читает им стихотворение Г. Ладонщикова.
Видишь - семеро ребят
На лужайке встали в ряд.
Все готовы вдоль реки
Побежать вперегонки.
Если быстро бегать можешь,
Становись к ребятам тоже,
А не можешь - посмотри...
Кто быстрее? Раз, два, три!
Дети вместе со своим педагогом снова рассматривают реку с какой-нибудь возвышенной точки. Педагог (читает).
Никуда не побегу -
Отдохну на берегу.
Тут тростник стоит высокий,
Рыба плещется в осоке,
Мотыльков веселый рой
Звонко вьется над травой,
И кузнечик маленький
Бьет по наковаленке.
Хорошо на берегу -
Никуда не побегу!
(Г. Ладонщиков)
Педагог. Полюбуйтесь еще раз как красив пруд летом. Посмотрите внимательно и запомните, а когда придете в детский сад, нарисуем пруд. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на пруду.
Приложение 2
Сценарий праздника «Наш дом Земля»
Цель: формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников.
Задачи:
Ход праздника:
Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. Пятое июня - Всемирный день охраны окружающей среды. В преддверии этого дня мы проводим КВН "Наш дом – Земля". Вопрос первый: что же такое окружающая среда?
Ребенок.
Все – от тополя у забора
До большого темного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А еще и медведь, и лось,
И котенок Васька, небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь
И в саду отражение крыш,
Брать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису.
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
Л. Фадеева
Ведущий. Да, мир огромен. О его многообразии мы и будем говорить сегодня. Для проведения игры нам необходимо разделиться на команды.
Дети получают карточки с изображением животных. В соответствии с изображением на картинке (травоядное животное или хищник) разделяются на две команды и надевают эмблемы: "травоядные" – медальон с зеленой ветвью, а "хищники" – с изображением кости. Команды выбирают капитанов и жюри. Для каждой команды выложена полоса препятствий из спортивных снарядов, в конце полосы – модели материков. Команды получают по набору картинок с изображением овощей, фруктов, технических культур и т.п.