Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:29, курсовая работа
Гипотеза исследования: мы предположили, что пальчиковая игра будет являться эффективным средством развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста, а именно развитию памяти, воображения, речевых и сенсомоторных функций; выступит новым способом взаимодействия ребенка с окружающим миром через игровую деятельность.
Задачи:
выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
анализ психологических новообразований старшего дошкольника;
осуществить теоретический анализ понятия "игра";
проанализировать особенности игровой деятельности старшего дошкольного возраста;
изучить влияние пальчиковой игры на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные направления развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
…………………………………………………………………………………5
1.2 Анализ психологических новообразований старшего дошкольника…9
Глава 2. Пальчиковая игра и ее использование как средство развития умственных способностей старшего дошкольника………………………..…..17
2.1 Понятие "игра"………………………………………………...………...17
2.2. Особенности игровой деятельности старших дошкольников……….23
2.3. Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте.…………………………………………………………………………27
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности пальчиковых игр как средства развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...32
3.1 Организационный аспект построения эксперимента…………………32
3.2 Анализ и обсуждение результатов экспериментального обследования..
………………………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………49
Все большое приближение к жизненным положениям изображаемых в игре, показывают, насколько укрепились знания детей. Возросший опыт знаний детей порождают у них и другие требования в игре. Жизненная точность распространяется на игру, должна содержать ряд существующих деталей, требующая умственную активность детей, которая связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит.
Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправится в полет на Луну, необходимо соорудить ракету; для открытия магазина (чтобы он заработал) надо подобрать подходящие товары и т.п.
В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.
В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач.
Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.
Для старших дошкольников свойственно внесение разнообразия в театрализованные игры (драматизация по ролям, настольный театр, кукольный театр на ширме). В обучающих играх продолжается развитие интеллектуально-перцептивных способностей дошкольников; формируются наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал).
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения
На основе режиссерских и ролевых игр развиваются игры-драматизации. Игры эти создаются на каком-либо готовом содержании (например, на сказке), роли берутся из текста сказки или рассказа. Большая или меньшая близость игры к сюжету и тексту литературного произведения особого значения не имеет, поэтому не следует на этом особо настаивать, однако желательно вести руководство этими играми в направлении использования детьми замысла сказки, рассказа, их текста, ролей, предоставляя детям возможность вносить в игру свою инициативу. В такой игре ребенок менее свободен, чем в игре, отражающей жизнь.
Для старших дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для данного возраста важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.
Новые возможности воображения в старшем дошкольном возрасте являются источником развития новых игр - игр с правилами. Е.Е. Кравцова вслед за Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным отмечает, что настоящая игра с правилами является прямым продолжением сюжетно-ролевой игры. В играх с правилами главное - решение поставленной задачи. Ребенок должен осмыслить правила в соответствующем виде игры и наоборот, выделить правила из разного рода ситуаций.
Е.Е. Кравцова указывает на необходимость соблюдения двух условий при игре с правилами: вначале предлагаются сюжеты близкие играм с правилами, а затем превращать в игру с правилом любое другое содержание; введение субъекта, которому необходимо объяснение заданных в игре правил. Такая работа научит детей не только выделять и формулировать правила в игре, но и подготовит к освоению обратного действия. При обучении обратному действию, ребенок становится в ситуацию, когда для объяснения существующих в игре правил необходимо ввести в нее сюжет и роли.
Осваивая постепенно игры с правилами и соответствующие им действия, дети старшего дошкольного возраста постепенно к завершающему этапу развития игры - этапу сюжетосложения. Сюжетосложение представляет собой обозначение и развертывание последовательности событий преимущественно в речевом плане с минимальным их опредмечиванием. На данном этапе ребенок действует со смыслами, помогающими ему преодолеть ограниченность функционально-ролевых отношений и лежащих в их основе социальных норм, и приблизиться к собственно человеческим отношениям.
Подводя итог, можно сказать, что по мере развития игры ребенок становится способным управлять ею на разных уровнях. При этом уровень развития субъекта игровой деятельности не является строго возрастным показателем, ребенок приобретает способность управлять собой в качестве играющего. Он может конструировать игру, находясь в реальной и в условной позиции. При этом дети с развитым уровнем субъекта игровой деятельности строят свою деятельность из условной позиции, каждый раз моделируя ее в зависимости от своих целей и намерений.
2.3 Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте
Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе (пальчиковая игра). Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.
Мамы часто играют с детьми раннего возраста в "Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила", но стоит напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками.
У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст, для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот - жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры "Ладушки", "Сорока - Белобока", "Коза - Рогатая" и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие.
Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Согласно наблюдениям М.М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Выдающиеся ученые Л.С. Высотский, Л.С. Волкова, М. И Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Если у ребенка недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук, значит, не сформирована артикуляционная моторика и недостаточно развита речь.
В играх детей всегда присутствует определенный сюжет или воображаема ситуация. Пальчиковая игра также характеризуется наличием какого-либо целостного сюжета или воображаемой ситуации, которая может задаваться текстом вербальным сопровождением, в которое включены движения пальцев или неким игровым образом.
Кроме того, именно включенность движений пальцев в целостную воображаемую ситуацию отличают пальчиковые игры от пальчиковых упражнений и самомассажа, а так же целый ряд дидактических игр к которым можно отнести плетение, лепка, нанизывание на нитку и штырьки бусин и колец, шнуров, мозаика, конструкторы, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. Они способствуют развитию творческой активности, мышления и речи ребёнка, мелкой моторики рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В пальчиковой игре движения пальцев всегда соответствуют некоторому образу (животному, человеку, предмету и т.п.), причем воображаемый игровой образ соответствует реальному. Так как, по словам Л.С. Выготского, именно действие, стоящее между образом (в данном случае его создают руки и пальцы) и его значением, которое определяется словом, обуславливает связь реального предмета и воображаемого.
По определению Е. Борисовой, пальчиковая игра - это инсценировка в воображаемой ситуации, каких - либо рифмованных историй, стихов и сказок при помощи пальцев рук отражающих реальности окружающего мира.
История существования пальчиковых игр исчисляется столетием. Пальчиковые игры очень увлекательны.
Традиционные пальчиковые игры можно разделить на две группы:
1. игровой фольклор - прибаутки, потешки,
забавы, обращённые к детям
2. игры с правилами для детей постарше.
Игры часто "растут" с детьми. Одна и та же игра, постепенно усложняясь, может сопровождать ребенка от младенчества до отрочества. Сюжет игры остается тем же, но внутри него происходит переход от пассивных движений к активным, от простейших условий к трудным. В старшем дошкольном возрасте для пальчиковой игры характерна развернутость движений. Дети пробуют придумывать новые образы и движения, которые важны для формирования чувства уверенности, ловкости, мышления и воображения.
В старшем возрасте ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными.
Нужно произносить стихи, то, повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма.
К пальчиковым играм старших дошкольников можно отнести игры с пальцами, где дети изображают с помощью пальцев различные предметы, птиц, животных. Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых.
Изготовив пальчиковый театр, можно показать небольшие игры - инсценировки, проведенные в форме диалога: "Две лягушки", "Девочка и медведь", сказки "Колобок", "Теремок", "Репка". Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Такой театр создает эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно.
В театре теней особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, движения. Путем складывания определенным образом пальцев можно получить изображение птиц, животных, и др. персонажей. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, согласованности движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
Пальчиковые игры со скороговорками и стихами. Скороговорки всегда можно "переложить на пальцы", т.е. придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая выполняет другое) Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению.
Пальчиковые игры широко представлены в литературе работами О.И. Крупенчук, И. Лопухиной, М.С. Рузиной, Н.В. Новотворцевой и др. Они считают что, играя с пальчиками, ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст во время игры.
Стихи, сопровождающие движения рук и пальцев, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).
А неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно - двигательного образа каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации движений.
Можно сделать вывод, что пальчиковая игра - это театр, актеры которого всегда рядом с нами. Она является эффективным средством развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Благодаря пальчиковой игры у детей развивается речь и обогащается словарный запас, улучшается память и развивается воображение. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться.
С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки.
Благодаря таким играм, у детей развивается воображение и фантазия, умение действовать в воображаемой ситуации. Овладев играми, дети в старшем возрасте начинают "рассказывать руками" целые истории.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА