Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:29, курсовая работа
Гипотеза исследования: мы предположили, что пальчиковая игра будет являться эффективным средством развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста, а именно развитию памяти, воображения, речевых и сенсомоторных функций; выступит новым способом взаимодействия ребенка с окружающим миром через игровую деятельность.
Задачи:
выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
анализ психологических новообразований старшего дошкольника;
осуществить теоретический анализ понятия "игра";
проанализировать особенности игровой деятельности старшего дошкольного возраста;
изучить влияние пальчиковой игры на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные направления развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
…………………………………………………………………………………5
1.2 Анализ психологических новообразований старшего дошкольника…9
Глава 2. Пальчиковая игра и ее использование как средство развития умственных способностей старшего дошкольника………………………..…..17
2.1 Понятие "игра"………………………………………………...………...17
2.2. Особенности игровой деятельности старших дошкольников……….23
2.3. Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте.…………………………………………………………………………27
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности пальчиковых игр как средства развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...32
3.1 Организационный аспект построения эксперимента…………………32
3.2 Анализ и обсуждение результатов экспериментального обследования..
………………………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………49
Таким образом, общий уровень психического развития в контрольной группе низкий у 70% детей, средний у 20% детей, высокий у 10% детей.
Сводные данные об уровне развития умственных способностей в экспериментальной группе
Имя ребёнка |
Параметры развития умственных способностей | |||||||||
1 блок |
2 блок |
3 блок |
4 блок |
5 блок |
Общий уровень | |||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 | ||
Настя П |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Сергей С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
Н |
Н |
С |
Катя В |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Оля П |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Дарья А |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Камина Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Андрей М. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Наталья Е |
С |
Н |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
Н |
С |
Настя И |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Таня Ф |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Таким образом, общий уровень психического развития в экспериментальной группе низкий у 70% детей, средний у 20% детей, высокий у 10% детей.
Диаграмма 1. Уровень развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
В ходе анализа данных, полученных в экспериментальном исследовании, было выявлено, что дети контрольной и экспериментальной группы затрудняются в ориентировке в форме, размере, цвете, у них слабо развита словесно-логическая память, при нахождении аналогий они с трудом выполняют задание, при выполнении заданий принимает не все правила, а в процессе работы теряет и их, работает хаотично, от проверки сделанного отказывается.
Низкий уровень развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста подразумевает проведение формирующей работы. Мы считаем, что в качестве эффективного средства психического развития детей старшего дошкольного возраста может выступать пальчиковая игра.
Далее нами был проведён формирующий эксперимент, целью которого было на практике апробировать систему пальчиковых игр.
При проведении формирующего эксперимента требовалась предварительная работа, в ходе которой необходимо было обогатить запас знаний об окружающем, обучить ребенка адекватной позе во время работы с мелким материалом, развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку.
Для экспериментальной группы мы использовали серию пальчиковых игр, используемых на занятиях в соответствии с тематическим планом лексических тем. А также включение в свободную деятельность игры с цветными палочками, обыгрывание с помощью пальцев любимых скороговорок и стихотворений, пальчиковый театр и театр теней.
Лексическая тема |
Коррекция мелкой моторики (пальчиковая игра) |
Коррекция общей моторики (координация речи с движением) |
Одежда. Материалы, из которых она сделана. |
"В понедельник я кроила…" |
"Стирка" "Портной устал" |
Обувь. Материалы, из которых она сделана. |
"Новые кроссовки" |
"Вот ботинки для Маринки…" |
Перелетные птицы |
"Птичек стая" |
"Отлёт птиц" |
Дикие животные |
"Есть у каждого свой дом" "Теремок" "Дикие животные" |
"На водопой" "Игра" |
Домашние животные |
"Кролик" "Пять поросят" |
"Сочини стихотворение" |
Домашние птицы |
"Гуси" |
"На лугу" |
Зима. Зимние развлечения. Новый год |
"Украшаем ёлку" |
"Мы идём" |
Зима. Приметы зимы. |
"Лепим снеговика" |
"Закружились, завертелись" |
Зимующие птицы |
"Снегирь и сорока" |
"Вороны" "Хочу быть птичкой" |
Мебель |
"Наша квартира" |
"Едем в магазин" |
Посуда |
"Помощники" |
"Посуда" |
Продукты питания |
"Оладушки" "В булочной" |
"Мы тесто месили" |
Наше тело, предметы гигиены |
"Кран откройся" "Потягушки" |
"Наши ручки маленьки. " "Ножки" "Мы умываемся" |
8-е Марта - праздник наших мам. |
"Прищеплю прищепки" |
"Маму я свою люблю" "Цветы" |
Весна. Прилетели птицы. |
"Птички", "Скворечник" |
"Солнышко, солнышко" |
Наша страна. Наш город. Моя улица. |
"Дом на горе" "Строим дом" |
"Строим дом" |
Цель данных игр: развитие мелкой и общей моторики, координацию движений в соответствии с заданным текстом, обогащение словарного запаса, улучшить произношение и обогатить лексику.
В свободное время от занятий использовались игры "Спичечного королевства". В данных играх развивается внимание, терпение, развитие фантазии, освоение ориентировки на плоскости.
Для развития фантазии и проявления творческих способностей, умение управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат, ощутить радость взаимопонимания при инсценировках использовали "Театр теней" и "Пальчиковый театр".
Для анализа эффективности пальчиковой игры как средства психического развития детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный этап эксперимента.
В проведении контрольного эксперимента принимали участие дети старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп. Нами использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте, был изменён стимульный материал.
Результаты контрольного эксперимента отражены в таблицах.
Сводные данные об уровне развития умственных способностей в контрольной группе детей
Имя ребёнка |
Параметры развития умственных способностей | |||||||||
1 блок |
2 блок |
3 блок |
4 блок |
5 блок |
Общий уровень | |||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 | ||
Алена Б |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Лиля Б |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Максим К |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Данил П |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
Н |
С |
Паша А |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Богдан К |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Дарья Ч |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Рита П |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Арнольд К |
С |
Н |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
Н |
С |
Максим В |
С |
С |
Н |
С |
С |
Н |
Н |
С |
С |
С |
Таким образом, общий уровень психического развития в контрольной группе низкий у 60% детей, средний у 30% детей, высокий у 10% детей.
Сводные данные об уровне развития умственных способностей в экспериментальной группе
Имя ребёнка |
||||||||||
1 блок |
2 блок |
3 блок |
4 блок |
5 блок |
Общий уровень | |||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 | ||
Настя П |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
Сергей С |
В |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
В |
Катя В |
Н |
Н |
С |
Н |
С |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Оля П |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
С |
Н |
Дарья А |
С |
С |
С |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
Камина Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
С |
Н |
Андрей М. |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Наталья Е |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Настя И |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
Таня Ф |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
Таким образом, общий уровень психического развития в экспериментальной группе низкий у 40% детей, средний у 30% детей, высокий у 30% детей.
Диаграмма 2. Уровень развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста
В ходе анализа данных, полученных в экспериментальном исследовании, было выявлено, что дети контрольной группы затрудняются в ориентировке в форме, размере, цвете, у них слабо развита словесно-логическая память, при нахождении аналогий они с трудом выполняют задание, при выполнении заданий принимает не все правила, а в процессе работы теряет и их, работает хаотично, от проверки сделанного отказывается.
В экспериментальной группе большинство детей имеют высокий и средний уровень психического развития: дети хорошо ориентируются в форме, размере, цвете, у них развита словесно-логическая память, хорошо умеют находить аналогии, достаточно на высоком уровне развита речь.
Достоверных различий в результатах первого и второго обследования контрольной группы не было, то есть динамику психического развития можно считать несущественной.
По результатам первого и второго обследования экспериментальной группы не имеющих различий до начала эксперимента, через три месяца достоверно различались между собой по всем показателям.
Итак, результатами экспериментальной работы мы подтвердили эффективность пальчиковой игры как средства развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К дошкольному возрасту относится период от 3 до 6-7 лет. Это достаточно большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и стремится включиться в этот мир, проявляя свою возрастающую самостоятельность. Дошкольный возраст имеет большое значение в физическом и психическом развитии ребенка. Старший дошкольный возраст - это 5-7 лет.
В ходе анализа исследований ведущих отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других), были выявлены основные движущие силы психического развития ребёнка дошкольного возраста, этапы, условия развития, источник развития.
Основными психическими процессами, развивающимися в дошкольном детстве, являются мышление, речь, память, восприятие. Мы выявили основные особенности развития психических процессов в период старшего дошкольного возраста. Было выявлено, что к моменту поступления в школу данные психические процессы достигают высокого уровня развития, при этом для старших дошкольников характерно наглядно-образное мышление, начинает развиваться логическое мышление, произвольное запоминание, достаточно высокий уровень сенсорно-перцептивного развития, высокий уровень развития связной речи.