Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:12, курсовая работа
Цель: определить роль экспериментирования в формировании естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.
Для достижения выбранной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретическую сущность проблемы формирования естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;
определить значение экспериментирования в формировании естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;
изучить особенности организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста.
У малышей формируются
способности сосредоточивать
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Многие известные педагоги и философы обращали внимание и необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше. Это Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.
Особую роль природы в развитии мышления подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственные наблюдения окружающей природы составляют первоначальные логические упражнения мысли, а сама логика есть отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.
Очень важно, чтобы дошкольник
умел рассматривать один и тот
же объект с разных точек зрения,
умел видеть разные объекты в одном
аспекте, совмещать их, находить общность
объектов в подчиненности одной
и той же зависимости. Свидетельством
осмысленности усвоенных знаний
будет их практическое применение и
обоснованное предсказание новых фактов.
При формировании естественнонаучных
представлений у дошкольников, необходимо
учитывать и практически
Многочисленными исследованиями А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что если детей специально обучать, то у них быстро меняется ход мыслительного процесса. В работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова отмечается, что мышление не может развиваться самостоятельно, необходимо целенаправленно развивать, создавая для этого условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.
Великий учёный И.М. Сеченов доказал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарных форм познания - практических действий ребёнка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности. Эта концепция И.М. Сеченова легла в основу понимания отечественными учёными процесса развития мышления у детей.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.
В первые 7 лет жизни чисто вербальные методы обучения в дошкольных учреждениях неприемлемы. Настоящее тем более важно подчеркнуть, что в последнее десятилетие в методической литературе доминируют методические рекомендации, построенные по типу спектаклей или литературного монтажа, основанного на большом количестве стихов. Естественнонаучные знания, переданные в чисто вербальных формах, без опоры на наглядность и собственную продуктивную деятельность, дети не усваивают.
Психолого-педагогические исследования Н.Ф.Виноградовой, И.А.Хайдуровой, Н.Н.Кондратьевой доказывают возможности освоения дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе. Важной особенностью является ещё и то, что в дошкольном возрасте ребёнок наиболее любознателен. В этом возрасте дети владеют в совершенстве только одним способом познания - запечатление объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе формирования естественнонаучных представлений ведущими являются наглядные методы обучения - наблюдение и экспериментирование. Особенность формирования представлений дошкольников заключается и в том, что благодаря наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. Познавательные возможности дошкольников естествознанию и экологии настолько велики и интерес детей к природе выражен так сильно, что никакая программа не может быть реализована на занятиях по экологии.
Итак, наиболее общими и важными задачами экологического развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности). В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
В настоящее время в
системе дошкольного
2.Значение
экспериментирования в
Экспериментирование является
одним из видов познавательной деятельности
детей и взрослых в детском
саду. Поскольку закономерности проведения
экспериментов взрослыми и
«Современный словарь иностранных слов» (1994) содержит такое определение: «эксперимент – это научно поставленный опыт, наблюдения исследуемого явления в научно – учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий».
Исследования (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, И.С.Фрейдкин, Л.А.Парамонова, Н.Е. Веракса, А.И.Савенков, О.В.Афанасьева) показывают, что детское экспериментирование можно определить как преобразующую деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества объектов окружающего мира. В процессе экспериментирования изменяется сам ребенок и его отношение к миру (А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса).
Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В основном придерживаются определения, предложенного Поддьяковым Н.Н.: «детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой». [ 23, с.6 ]
Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, а также одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Исследования (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, И.С.Фрейдкин, Л.А.Парамонова, Н.Е. Веракса, А.И.Савенков, О.В.Афанасьева) показывают, что детское экспериментирование можно определить как преобразующую деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества объектов окружающего мира. В процессе экспериментирования изменяется сам ребенок и его отношение к миру (А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса). Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет
обогащение памяти ребенка, активизируются
его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят
В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
Своими корнями
В экспериментаторстве достаточно
четко представлены моменты саморазвития:
преобразование объекта, производимые
ребенком, раскрывают перед ним новые
стороны и свойства объекта, а
новые знания об объекте, в свою очередь,
позволяют производить новые, более
сложные и совершенные
Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования, психическое развитие ребенка затормаживается.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например: наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.
В процессе
Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддьякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений:
Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики. [ 22,с.6 ]
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные
представления о различных
- идет обогащение памяти
ребенка, активизируются его
Информация о работе Экспериментирование в развитии детей дошкольного возраста