2.2
Анализ результатов исследования.
В данном исследовании участвовало:
15 девочек и 13 мальчиков, 3 «1» класса
МБОУ гимназии № 13 города Махачкала.
Анализируя особенности мотивации
учащихся третьих классов, выяснилось,
что: 37% школьников имеют высокую школьную
мотивацию; 25% учащихся - среднюю школьную
мотивацию; 38% учащихся показали низкий
уровень школьной мотивации (см. рис. 1)
Рис. 1. Уровень школьной
мотивации учащихся третьих классов
Следует отметить, что большинство
(38%) учащиеся третьих классов имеют
низкий уровень развития школьной мотивации.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают
пропускать занятия и находить для этого
различные причины. На уроках они часто
занимаются посторонними делами, играми.
Часто испытывают серьёзные затруднения
в учебной деятельности. Часто испытывают
проблемыв общении с одноклассниками,
во взаимоотношениях с учителем. В отдельных
случаях такие дети могут проявлять агрессию,
отказываться выполнять задания, следовать
тем или иным нормам и правилам.
Высокий уровень
школьной мотивации имеют 37% учащихся
третьих классов. У таких детей есть познавательный
мотив, стремление наиболее успешно выполнять
все предъявляемые школой требования.
Ученики стараются чётко следовать всем
указаниям учителя. Они добросовестны
и ответственны, сильно переживают, если
получают неудовлетворительные оценки.
Средний уровень развития школьной мотивации
имеют 25% учащихся третьих классов. Такие
дети достаточно благополучно чувствуют
себя в школе, однако чаще ходят в школу,
чтобы общаться с друзьями или с учителем.
Им нравится ощущать себя учениками, иметь
красивый портфель, тетради.
Рис. 2. Уровень тревожности учащихся
третьих классов
Важно отметить, что среди учащихся
третьих классов больше половины детей
(49%) имеют высокий уровень тревожности.
Такие учащиеся отличаются повышенным
беспокойством, неуверенностью, эмоциональной
неустойчивостью. Тревожные дети очень
чувствительны к своим неудачам, склонны
отказываться от той деятельности, в которой
испытывают затруднения. Вне занятий это
живые, общительные и непосредственные
дети, на занятиях они зажаты и напряженны,
отвечают на вопросы учителя низким и
глухим голосом. Речь их может быть как
очень быстрой, торопливой, так и замедленной,
затрудненной. Как правило, возникает
двигательное возбуждение: ребенок теребит
руками одежду, манипулирует чем-нибудь,
грызёт ногти.
Анализируя факторы проявления
тревожности мы выявили, что: 30% учащихся
третьих классов показывают низкую физиологическую
сопротивляемость стрессу; 17% школьников
имеют страх самовыражения и страх не
соответствовать ожиданиям окружающих;
13% учащихся испытывают страх ситуации
проверки знаний; 10% школьников имеют проблемы
и страхи в отношении с учителем; 6% - испытывают
переживания социального стресса; 5% учащихся
показали общую тревожность по школе;
2% - имеют фрустрацию потребности в достижении
успеха (см. рис.3).
Большинство учащихся имеют
низкую физиологическую сопротивляемость
стрессу - 30% и имеют такие особенности
психофизиологической организации, которые
снижают приспособляемость ребёнка к
ситуациям стрессогенного характера и
повышают вероятность неадекватного,
деструктивного реагирования на тревожный
фактор среды.
Страх не соответствовать ожиданиям
окружающих испытывают 17% учащихся.
У таких школьников наблюдается ориентация
на значимость других (особенно родителей)
в оценке своих результатов, поступков,
мыслей. Такие дети имеют высокую тревогу
по поводу оценок и боязни наказания.
Страх самовыражения имеют
17% школьников. Такие учащиеся испытывают
негативные эмоциональные переживания
ситуаций, сопряжённых с необходимостью
раскрытия, предъявления себя другим,
демонстрации возможностей.
Рис. 3. Факторы проявления
тревожности учащихся третьих классов
Также большая часть детей (13%)
испытывают повышенную и высокую степень
тревожности по отношению к проверке знаний.
Такие учащиеся имеют негативное отношение
и переживание тревоги в ситуациях проверки
знаний, особенно – публичной.
Важно отметить, что 10% учащихся
испытывают проблемы и страхи в отношении
с учителями. Данные учащиеся показывают
общий негативный эмоциональный фон отношений
со взрослыми в школе, снижающий как успешность
обучения, так и школьную мотивацию в целом.
Переживания социального
стресса испытывают 6% учащихся. Такие
дети часто испытывают эмоциональные
переживания, на фоне которых
развиваются его социальные контакты,
прежде всего – со сверстниками.
Учащиеся, имеющие фрустрацию потребности
в достижении успеха (2%) испытывают
неблагоприятный психический фон,
который не позволяет им развивать
свои потребности в успехе, достижении
высокого результата,потребности в
успехе, достижении высокого результата.
Выявляя взаимосвязь
между школьной мотивацией и тревожностью
учащихся третьих классов, получаем следующие
данные: у большинства учащихся, имеющих
высокий уровень тревожности (66%) отмечается:
в 70% случаях - низкий уровень школьной
мотивации, в 26% случаях - высокий
уровень школьной мотивации, в 4%
случаях - средний уровень школьной мотивации
Рис. 4. Показатели
школьной мотивации при высоком уровне
тревожности
Учащиеся с низкой мотивацией
посещают школу неохотно, предпочитают
пропускать занятия по любому возможному
поводу. На уроках часто занимаются посторонними
делами, играми. Находятся в неустойчивой
адаптации к школе. Многие из них испытывают
проблемы в общении с одноклассниками,
во взаимоотношениях с учителями. Другая
часть детей посещают школу с целью общения
с одноклассниками, а учебный процесс
их мало привлекает. На основании полученных
результатов, мы можем говорить о том,
что прослеживается взаимосвязь тревожности
и уровня школьной мотивации. Учащиеся,
имеющие высокие уровни тревожности в
70% случаях показывают низкий уровень
школьной мотивации. Следовательно: высокий
уровень тревожности снижает уровень
школьной мотивации.
Анализ особенности самооценки
учащихся третьих классов показал.что:
5% учащихся имеют адекватную самооценку;
71% - завышенную; 24% - заниженную самооценку
(см. рис. 8).
Следует отметить, что главной
особенностью самооценки младшего школьника
является ее высокий уровень. Этот факт
подтверждают и результаты нашего исследования.
Больше половины учащихся второго класса
(50%) имеют высокую самооценку.
Рис. 5 Уровень
самооценки учащихся третьих классов
Дети с высокой самооценкой
отличаются активностью, стремлением
к достижению успеха в учебной деятельности.
Их характеризует максимальная самостоятельность.
Такие учащиеся уверены в том, что собственными
усилиями смогут добиться успеха в учебной
деятельности.Такие дети не обязательно
расхваливают себя, но зато они могут охотно
браковать все, что делают другие. Как
правило, у данных учащихся самооценка
своей учебной деятельности ориентирована
на оценки, выставленные в журнал, но часто
школьники ведут оценку своих знаний параллельно,
но не согласованно с учителем.
Выявляя взаимосвязь между
школьной мотивацией и самооценкой
учащихся третьих классов, получили следующие
данные: у большинства учащихся (71%),
имеющих высокий уровень самооценки отмечается:
в 55% - случаях высокий уровень школьной
мотивации; в 28% - низкий уровень школьной
мотивации; в 17% - средний уровень школьной
мотивации.
Рис. 6 Показатели
школьной мотивации при высоком
уровне самооценки
Показатели школьной мотивации
при высоком уровне самооценки
На основании полученных результатов,
мы можем говорить о том, что прослеживается
взаимосвязь самооценки и уровня школьной
мотивации. Учащиеся, имеющие высокий
уровень самооценки в 55% случаях показывают
и высокий уровень школьной мотивации. Следовательно, высокий уровень самооценки
повышает уровень школьной мотивации.
На заключительном этапе исследования
нами были разработаны психологические
рекомендации учителям для повышения
школьной мотивации детей младшего школьного
возраста с учётом их личностных особенностей.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.
Неуспеваемость – сложное и многогранное
явление школьной действительности, требующее
разносторонних подходов при ее изучении.
В психолого-педагогической литературе
неуспеваемость трактуется как несоответствие
подготовки учащихся обязательным требованиям
школы в усвоении знаний, развитии умений
и навыков, формировании опыта творческой
деятельности и воспитанности познавательных
отношений.
Младший школьный возраст является
наиболее ответственным этапом школьного
детства. Основные достижения этого возраста
обусловлены ведущим характером учебной
деятельности и являются во многом определяющими
для последующих лет обучения.
Проведя изучение психологических
причин неуспеваемости можно сделать
следующие.выводы:
1. Психологическими причинами
неуспеваемости младших школьников могут
быть:
- недостатки в развитии
мотивационной сферы детей,. любая
деятельность, в том числе и
учебная, должна чем-то побуждаться,
то есть иметь мотив, иначе
она просто не осуществляется;
-повышенный уровень тревожности
младшего школьника.
В данной работе мы хотели
рассмотреть причины неуспеваемости младших
школьников. Для этого ознакомились
с подходами ученых в исследовании данной
проблемы, изучила психологические причины,
способы предупреждения и преодоления
неуспеваемости.
Педагог, зная психологические
причины неуспеваемости младших школьников,
может оказать помощь в преодолении и
предупреждении этих трудностей.
Перспектива продолжения работы
по изучению психологических причин неуспеваемости
обусловлена тем, что успеваемость младших
школьников является важнейшим фактором,
влияющим на весь дальнейший процесс обучения
в средней школе. Получение штампа «неуспевающего»
ученика в младшем школьном возрасте часто
определяет во многом дальнейшую судьбу
человека, его отношение к обучению в средней,
средне-специальной или высшей школе.
В то же время неуспеваемость в начальных
классах часто обусловлена субъективными
причинами, но отнюдь не общим недостатком
развития или отсутствием способностей
у ребенка. Изучая психологические причины
неуспеваемости, учитель сможет организовывать
свою работу так, чтобы процесс обучения
и воспитания был более эффективен и к
концу младшего школьного возраста ребенок
должен хотеть учиться, уметь учиться
и верить в свои силы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве главных личностных
причин, оказывающих отрицательное влияние
на формирование школьной мотивации выделяют
следующие:
недостаточность развития
мотивационной сфер, наличие тревожности,
а также неадекватной самооценки.
В ходе практического исследования
было выявлено что учащиеся, имеющие высокие
уровни тревожности и агрессивности, показывают
низкий уровень школьной мотивации, а
учащиеся, имеющие высокие уровни самооценки,
показывают высокий уровень школьной
мотивации.
Данное исследование показало
то, что высокий уровень тревожности
и агрессивности снижает школьную мотивацию,
а высокий уровень самооценки повышает
школьную мотивацию.
Практическая значимость исследования
состоит возможности использования
его результатов на практике в младших
классах. Нами были разработаны рекомендации
учителю для повышения школьной мотивации
детей младшего школьного возраста.
Таким образом, личностные особенности
младшего школьного возраста способствуют
формированию школьной мотивации, что
благотворно влияет на дальнейшее развитие
познавательных способностей.
Главный вывод к который
мы доказали в данной дипломной работе
заключается в том, что причинной неуспеваемости
младшего школьника, являются нарушения
в аффективно-позновательной сфере
ученика.
Каждому педагогу необходимо
знать как причины, так и пути преодоления
неуспеваемости. Для более эффективного
процесса преодоления трудностей в учебной
деятельности младшего школьника необходима
интенсивная совместная работа с учащимися,
так и с родителями.. Можно утверждать:
педагог может оказать помощь в преодолении
и предупреждении трудностей, возникающих
у младших школьников в учебной деятельности,
зная конкретные психологические причины
этих трудностей
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические
особенности индивидуальности школьников:
учёт и коррекция. –М.: Академия, изд- е
2-е, 2005. – 231с.
Безруких М.М., Дубровинская
Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребёнка.
– М.; Воронеж, 2005. – 164с.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое
обследование младших школьников. – М.:
Владос, изд-е 2-е, 2006. – 160с., ил. – (Б-ка школьного
психолога).
Волков, Б.С. Младший школьник.
Как помочь ему учиться / Б.С. Волков –
М.: Академ. Проект, 2004. – 144 с.
Выготский Л.С. Проблема обучения
и умственного развития в школьном возрасте
// Л.С.Выготский. Педагогическая психология
/ Под.ред. В.В.Давыдова. – М.: АСТ, Астрель,
Люкс, 2005. – 419с.
Гани С.В. Развитие мотивации
в младшем школьном возрасте. / Автореферат
дисс… канд.психол.наук. – М. – 2009.
Горлова А.Л. Центральное психологическое
новообразование младшего школьного возраста
как основа развивающего обучения. / Автореферат
дисс… канд.психол.наук. – М., - 2006.
Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика
учебной мотивации учащихся от первого
ко второму классу // Вестник практической
психологии образования. – 2005. – № 4(5)
октябрь-декабрь. – с. 16-22.