Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: создать оптимальные условия обучения детей развитию диалогической речи через занятие с использованием сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через занятия средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить основные методы, формы использования сюжетно ролевой игры в процессе развития диалогической речи детей и разработать методику их комплексного применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....……………………………………………………………........….….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста …………………………………………………………..….5
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста……….………5
1.2. Особенности развития диалогической речи у дошкольников.……….…....12
Выводы..…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………………………..…..……………...…19
2.1. Программа исследования…………………………………...…………………19
2.2. Проведение констатирующего эксперимента……………..…………..……..20
2.3. Программа формирующего эксперимента……………………..……….…..23
2.4 Контрольный эксперимент.…………………………………………….……...28
Выводы …………...………………………...………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….……36

Вложенные файлы: 1 файл

курсов диалог.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

 

Выводы:

1. Дошкольный возраст, занимая  по шкале физического развития ребенка  в период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребёнка.

Развитие речи дошкольника идет в нескольких направлениях. Совершенствуется ее практическое употребление. Речь становится основой перестройки психических процессов.  В этот период продолжает расти словарный запас речи за счет местоимений, числительных, соединительных слов. Наблюдаются большие индивидуальные различия. Ребёнок практически усваивает строение родного языка, типы склонений, спряжений. В этом возрасте ребенок проявляет наибольшую чуткость к языку. Продолжает развиваться фонематический слух. Ребенок хорошо дифференцирует слова, звуки.

          Связная речь – как важнейшее  новообразование дошкольника.           Осознание речи происходит к концу дошкольного возраста с помощью специального обучения.

2. Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

3. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция -назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.

4. Диалогическая речь- это речь обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого развития, но и исторически первая. Диалог –это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них -ребенок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

 

2.1. Программа  исследования

 

          Цель исследования: создать оптимальные условия обучения  детей развитию диалогической речи через  занятие с использованием сюжетно-ролевой игры.

Объект исследования – диалогическая   речь детей дошкольного возраста.

            Предмет исследования – развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через занятия средствами сюжетно-ролевой игры.

Цель, объект и  предмет исследования определили необходимость  постановки и решения следующих задач:

            1. Определить основные методы, формы использования сюжетно ролевой игры в процессе развития диалогической речи   детей и разработать методику их комплексного применения.

    1. Проследить динамику изменения уровня развития  диалогической речи в процессе экспериментальной работы.
    2. Сделать соответствующие выводы

Гипотеза исследования: предположение о том, программа, состоящая из серии занятий с использованием  сюжетно-ролевых игр с учётом современных требований  способствует повышению уровня  развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Согласно выдвинутой гипотезе мы организовали эмпирическое исследование, включающее в себя три этапа:

1 этап – констатирующий  эксперимент;

2 этап – формирующий  эксперимент;

3 этап – контрольный  эксперимент.

 

2.2. Проведение  констатирующего эксперимента

 

Исследование проводилось  в старшей группе МДОУ № 44 «Колобок».    В исследование участвовало 10 человек детей, из них 4 мальчика и 6 девочек.  Возраст 5-6 лет.

Констатирующее обследование предполагало проведение диагностики  детей, целью которой являлось изучение и выявление уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

В качестве основных методов решения, поставленных в констатирующем эксперименте задач были использованы: наблюдение за детьми, беседа с детьми. Кроме того, была использована психодиагностическая методика:

Методика исследования:

1. Методика «Диагностика диалогической речи»

Во время проведения задания должен быть установлен контакта с каждым ребенком, создана атмосфера  дружеского общения. Воспитатель посредством  непринужденной беседы выясняет, на каком  уровне дети 5-7 лет могут вести разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.

Беседа представляет собой ряд вопросов:

1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

2. Какой детский сад, группу ты посещаешь?

3. Тебе нравится общаться с детьми? У тебя много друзей?

4. Ты с ними часто ссоришься? Почему?

5. Какие обязанности ты выполняешь в группе?

6. Ты помогаешь ребятам, а взрослым?

7. Тебе нравятся твои воспитатели? Чем?

8. Что тебе в них не нравится?

9. Ты сам справляешься с заданиями на занятиях или просишь помощи у взрослых?

10. Ты помогаешь родителям?

11. У тебя есть друзья во дворе?

12. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

13. Каким ты хочешь, чтобы был человек?

Обработка результатов:

Высокий уровень: 8-10 баллов

Средний уровень: 4-7 баллов

Низкий уровень 1-3 балла

На начальном этапе  мы провели методику  «Диагностика диалогической речи» среди детей старшего дошкольного возраста.

Цель: изучение уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты по методике «Диагностика диалогической речи представлены в таблице 1, 2  и рисунке 1.

Таблица 1

Результаты  показателей по методике «Диагностика диалогической речи»

Ф.И.

Степень выраженности

развития  диалогической речи в баллах

Уровень

1. Аня В.

9

высокий

2. Оля К.

9

высокий

3. Кира Т.

6

средний

4. Олег З.

6

средний

5.Ваня Н.

5

средний

6. Оля В.

2

низкий

7. Артём В.

2

низкий

8. Ира Ж.

2

низкий

9. Миша К.

3

низкий

10. Лена П.

2

низкий


 

 

 

 

 

Таблица 2

Распределение детей по уровню развития диалогической речи по  методике «Диагностика диалогической речи»

 

№ п/п

Уровни

Абсолютное число

%

1

высокий

2  человек

20 %

2

средний

3  человек

              30%

3

низкий

5  человек

50 %


 

Рисунок 1- Распределение детей по уровню развития  диалогической речи по методике «Диагностика диалогической речи»

 

Таким образом, по методике «Диагностика диалогической речи»   было  получено, что у 20% детей старшего школьного возраста отмечается высокий уровень развития диалогической речи, у детей наблюдалось  полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность детей в общении, проявление ими интереса, понимание инструкции с первого раза.

У 30% детей старшего дошкольного возраста отмечается средний уровень развития диалогической речи, у этих детей отмечаются  отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, дети участвуют в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуются невербальными средствами общения.

У 50% детей старшего дошкольного возраста отмечается низкий уровень развития диалогической речи, у этих детей нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, дети не проявляют активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна.

  Таким образом, мы получили, что основной процент детей (50%)  имеют низкий уровень развития диалогической речи,  следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

 

2.3. Программа   формирующего  эксперимента

 

Цель: разработать и апробировать систему занятий с использованием сюжетно-ролевой игры по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. выявить основные пути и методы по работе с детьми;
  2. обучать детей простейшим формам ролевого взаимодействия, демонстрировать образцы содержательных ролевых диалогов;
  3. развивать речевую активность детей, отражающую их ролевое поведение;
  4. воспитывать у ребёнка желание играть со сверстниками.

Предварительная работа:

1. Чтение произведения  К. И. Чуковского «Айболит».

2. Экскурсия в медицинский  кабинет. 

3. Беседа с детьми  о культуре поведения в общественных  местах (больнице, магазине, парикмахерской).

4. Обыгрывание отдельных  игровых сюжетов: дочка заболела; день рождения; покупка продуктов в магазине; поездка в автобусе; стрижка в парикмахерской.

5. Д/и «Семья»; «Мамины  помощники»; «Профессии»; «Кому,  что надо».

Создание игровых зон  и игровые атрибуты:

- «Семья»: столик со  стульями, мойка для посуды, плита, микроволновая печь, пылесос, кроватки с постельными принадлежностями, стиральная машинка, миксер, чайник, посуда, куклы, набор для мытья посуды.

- «Больница»: стол для  врача, кушетка для больных,  халаты, медицинские инструменты.

- «Магазин»: прилавок  для продуктов, касса, весы, овощи,  фрукты, коробки из – под конфет, молока, чая, баночки от йогурта  и т. д. 

- «Парикмахерская»: набор  для парикмахера: фен, бигуди, расчёска, косметичка, флаконы из  – под шампуня, кремов и  т. п. 

- «Автосервис»: машины, различные инструменты, рули.

- Различные предметы  – заместители, сумки, корзинки.

Методическая помощь воспитателя:

1. Воспитатель вступает  в ролевое взаимодействие, даёт  образцы ролевых диалогов, затем  подключает детей. 

2. Включение в игру малоактивных детей.

3. Ориентация на игровые  отношения: обращаться друг другу  по роли, обозначать свою роль  для партнёра в процессе развития  игры, подкреплять свою роль соответствующими  игровыми действиями.

4. Использование предметов  – заместителей, что способствует сокращению игровых действий, делая их условными.

5. Развёрнутые речевые  диалоги, введение прилагательных, наречий, деепричастных оборотов, обращений и т. д. 

6. Наблюдение за характером  игры: протеканием сюжета, разнообразием игровых действий, речевой активностью детей.

Информация о работе Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста