Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа
Цель исследования: создать оптимальные условия обучения детей развитию диалогической речи через занятие с использованием сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через занятия средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить основные методы, формы использования сюжетно ролевой игры в процессе развития диалогической речи детей и разработать методику их комплексного применения.
ВВЕДЕНИЕ....……………………………………………………………........….….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста …………………………………………………………..….5
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста……….………5
1.2. Особенности развития диалогической речи у дошкольников.……….…....12
Выводы..…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………………………..…..……………...…19
2.1. Программа исследования…………………………………...…………………19
2.2. Проведение констатирующего эксперимента……………..…………..……..20
2.3. Программа формирующего эксперимента……………………..……….…..23
2.4 Контрольный эксперимент.…………………………………………….……...28
Выводы …………...………………………...………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….……36
Выводы:
1. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка в период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребёнка.
Развитие речи дошкольника идет в нескольких направлениях. Совершенствуется ее практическое употребление. Речь становится основой перестройки психических процессов. В этот период продолжает расти словарный запас речи за счет местоимений, числительных, соединительных слов. Наблюдаются большие индивидуальные различия. Ребёнок практически усваивает строение родного языка, типы склонений, спряжений. В этом возрасте ребенок проявляет наибольшую чуткость к языку. Продолжает развиваться фонематический слух. Ребенок хорошо дифференцирует слова, звуки.
Связная речь – как важнейшее
новообразование дошкольника.
2. Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
3. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция -назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.
4. Диалогическая речь- это речь обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого развития, но и исторически первая. Диалог –это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них -ребенок.
Глава 2. Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста
2.1. Программа исследования
Цель исследования: создать оптимальные условия обучения детей развитию диалогической речи через занятие с использованием сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через занятия средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Определить основные методы, формы использования сюжетно ролевой игры в процессе развития диалогической речи детей и разработать методику их комплексного применения.
Гипотеза исследования: предположение о том, программа, состоящая из серии занятий с использованием сюжетно-ролевых игр с учётом современных требований способствует повышению уровня развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Согласно выдвинутой гипотезе мы организовали эмпирическое исследование, включающее в себя три этапа:
1 этап – констатирующий эксперимент;
2 этап – формирующий эксперимент;
3 этап – контрольный эксперимент.
2.2. Проведение констатирующего эксперимента
Исследование проводилось в старшей группе МДОУ № 44 «Колобок». В исследование участвовало 10 человек детей, из них 4 мальчика и 6 девочек. Возраст 5-6 лет.
Констатирующее обследование предполагало проведение диагностики детей, целью которой являлось изучение и выявление уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве основных методов решения, поставленных в констатирующем эксперименте задач были использованы: наблюдение за детьми, беседа с детьми. Кроме того, была использована психодиагностическая методика:
Методика исследования:
1. Методика «Диагностика диалогической речи»
Во время проведения задания должен быть установлен контакта с каждым ребенком, создана атмосфера дружеского общения. Воспитатель посредством непринужденной беседы выясняет, на каком уровне дети 5-7 лет могут вести разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.
Беседа представляет собой ряд вопросов:
1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
2. Какой детский сад, группу ты посещаешь?
3. Тебе нравится общаться с детьми? У тебя много друзей?
4. Ты с ними часто ссоришься? Почему?
5. Какие обязанности ты выполняешь в группе?
6. Ты помогаешь ребятам, а взрослым?
7. Тебе нравятся твои воспитатели? Чем?
8. Что тебе в них не нравится?
9. Ты сам справляешься с заданиями на занятиях или просишь помощи у взрослых?
10. Ты помогаешь родителям?
11. У тебя есть друзья во дворе?
12. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
13. Каким ты хочешь, чтобы был человек?
Обработка результатов:
Высокий уровень: 8-10 баллов
Средний уровень: 4-7 баллов
Низкий уровень 1-3 балла
На начальном этапе мы провели методику «Диагностика диалогической речи» среди детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучение уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты по методике «Диагностика диалогической речи представлены в таблице 1, 2 и рисунке 1.
Таблица 1
Результаты показателей по методике «Диагностика диалогической речи»
Ф.И. |
Степень выраженности развития диалогической речи в баллах |
Уровень |
1. Аня В. |
9 |
высокий |
2. Оля К. |
9 |
высокий |
3. Кира Т. |
6 |
средний |
4. Олег З. |
6 |
средний |
5.Ваня Н. |
5 |
средний |
6. Оля В. |
2 |
низкий |
7. Артём В. |
2 |
низкий |
8. Ира Ж. |
2 |
низкий |
9. Миша К. |
3 |
низкий |
10. Лена П. |
2 |
низкий |
Таблица 2
Распределение детей по уровню развития диалогической речи по методике «Диагностика диалогической речи»
№ п/п |
Уровни |
Абсолютное число |
% |
1 |
высокий |
2 человек |
20 % |
2 |
средний |
3 человек |
30% |
3 |
низкий |
5 человек |
50 % |
Рисунок 1- Распределение детей по уровню развития диалогической речи по методике «Диагностика диалогической речи»
Таким образом, по методике «Диагностика диалогической речи» было получено, что у 20% детей старшего школьного возраста отмечается высокий уровень развития диалогической речи, у детей наблюдалось полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность детей в общении, проявление ими интереса, понимание инструкции с первого раза.
У 30% детей старшего дошкольного возраста отмечается средний уровень развития диалогической речи, у этих детей отмечаются отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, дети участвуют в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуются невербальными средствами общения.
У 50% детей старшего дошкольного возраста отмечается низкий уровень развития диалогической речи, у этих детей нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, дети не проявляют активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна.
Таким образом, мы получили, что основной процент детей (50%) имеют низкий уровень развития диалогической речи, следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
2.3. Программа формирующего эксперимента
Цель: разработать и апробировать систему занятий с использованием сюжетно-ролевой игры по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Предварительная работа:
1. Чтение произведения К. И. Чуковского «Айболит».
2. Экскурсия в медицинский кабинет.
3. Беседа с детьми
о культуре поведения в
4. Обыгрывание отдельных игровых сюжетов: дочка заболела; день рождения; покупка продуктов в магазине; поездка в автобусе; стрижка в парикмахерской.
5. Д/и «Семья»; «Мамины помощники»; «Профессии»; «Кому, что надо».
Создание игровых зон и игровые атрибуты:
- «Семья»: столик со стульями, мойка для посуды, плита, микроволновая печь, пылесос, кроватки с постельными принадлежностями, стиральная машинка, миксер, чайник, посуда, куклы, набор для мытья посуды.
- «Больница»: стол для врача, кушетка для больных, халаты, медицинские инструменты.
- «Магазин»: прилавок для продуктов, касса, весы, овощи, фрукты, коробки из – под конфет, молока, чая, баночки от йогурта и т. д.
- «Парикмахерская»: набор для парикмахера: фен, бигуди, расчёска, косметичка, флаконы из – под шампуня, кремов и т. п.
- «Автосервис»: машины, различные инструменты, рули.
- Различные предметы
– заместители, сумки,
Методическая помощь воспитателя:
1. Воспитатель вступает в ролевое взаимодействие, даёт образцы ролевых диалогов, затем подключает детей.
2. Включение в игру малоактивных детей.
3. Ориентация на игровые
отношения: обращаться друг
4. Использование предметов – заместителей, что способствует сокращению игровых действий, делая их условными.
5. Развёрнутые речевые
диалоги, введение
6. Наблюдение за характером игры: протеканием сюжета, разнообразием игровых действий, речевой активностью детей.