Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: создать оптимальные условия обучения детей развитию диалогической речи через занятие с использованием сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через занятия средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить основные методы, формы использования сюжетно ролевой игры в процессе развития диалогической речи детей и разработать методику их комплексного применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....……………………………………………………………........….….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста …………………………………………………………..….5
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста……….………5
1.2. Особенности развития диалогической речи у дошкольников.……….…....12
Выводы..…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………………………..…..……………...…19
2.1. Программа исследования…………………………………...…………………19
2.2. Проведение констатирующего эксперимента……………..…………..……..20
2.3. Программа формирующего эксперимента……………………..……….…..23
2.4 Контрольный эксперимент.…………………………………………….……...28
Выводы …………...………………………...………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….……36

Вложенные файлы: 1 файл

курсов диалог.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Занятие № 1 «Магазин»

Цель:

- обучать детей простейшим формам ролевого взаимодействия;

- развивать диалогическую  речь;

- развивать речевую активность детей, отражающую их ролевое поведение

Содержание:

 Педагог: Внимание, внимание! У нас в группе открывается очень хороший магазин. В нём будут продаваться разные вещи для врачей, парикмахеров, мам, шоферов, которые вам пригодятся. Для всех найдётся что – нибудь интересное. Приходите ко мне!

(Воспитатель звенит колокольчиком)

- Магазин открыт. Здравствуйте! Добро пожаловать ко мне в  магазин! Проходите, пожалуйста! Не спешите, вставайте в очередь.  «Поспешишь – людей насмешишь!  », «Тише едешь – дальше  будешь! ». Вещей много, всем  хватит.

- Кто первый? Что вы выбрали? Вы хотите купить шприц и трубочку? Значит, вы врач? Сейчас я заверну вашу покупку, чтобы вам было удобнее донести. Заплатите три рубля. А где будет ваша больница? Вам ещё что – нибудь нужно для больницы? Я позвоню вам, когда привезут лекарства. Только не забудьте оставить мне ваш номер телефона.

- Кто следующий? Что  вы выбрали, что хотите купить? Печенье? У вас есть сын или  дочка? Может быть, вам ещё что  – нибудь нужно для дочки?  У меня есть очень вкусный,  густой йогурт и спелые, сочные  яблоки. Яблоки есть зелёные, красные, жёлтые. Какие больше нравятся вашей дочке? И т. п.

(Педагог – продавец  продаёт предметы для врача,  водителя, парикмахера) 

 Педагог по ходу  игры переходит от одного ребёнка  к другому, берёт дочку –  куклу, идёт с ней в «гости на чай», в кафе, едет на автобусе, идёт в больницу, в парикмахерскую. По ходу игры воспитатель может поручать детям новые роли, например, кондуктор в автобусе, доставка продуктов, автосервис и т. д.

Занятие № 2 «Мастерская».

Цель:

- обучать детей простейшим формам ролевого взаимодействия;

- развивать диалогическую  речь;

- развивать речевую активность детей, отражающую их ролевое поведение

Содержание ролевого взаимодействия:

 а) Здравствуйте, будьте  любезны, скажите, мастерская  открыта? Что вы можете налаживать (починить? У меня сломался магнитофон (утюг, пылесос, машина, могли бы вы мне помочь, вы сможете его отремонтировать? Мы с дочкой слушали на магнитофоне сказку «Колобок» и вдруг совершенно пропал звук. Что бы это могло быть, мы в полном замешательстве и не знаем, что делать, поэтому решили обратиться к вам. (Ребёнок – «мастер» чинит принесённую вещь).

- Давайте послушаем,  появился ли звук? Да, звук есть. Спасибо вам большое. Сколько  я вам должна заплатить за  вашу работу?

 б) Здравствуйте! Что  у вас сломалось? Сильно гудит мотор, быть может, он вышел из строя? Непорядок. Давайте внимательно посмотрим. Да, действительно, сломался. (Педагог – «мастер» чинит и спрашивает: «Расскажите, как же вы так быстро ехали, что даже железные гайки отлетели? Крутые были повороты, понятно. Мотор я вам починю быстро, осталось только одну гайку подкрутить. Мотор готов, он совсем как новенький и даже лучше. Проверяйте, как он работает, будьте внимательны, не торопитесь. А может, вы сами накачаете колесо? Помогите мне, пожалуйста, я ограничен во времени. До свидания. Если у вас сломается машина, звоните мне по телефону, не смущайтесь. Я вам с радостью посоветую, как лучше починить машину»).

Занятие № 3 «Больница».

Цель:

- обучать детей простейшим формам ролевого взаимодействия;

- развивать диалогическую  речь;

- развивать речевую активность детей, отражающую их ролевое поведение

Содержание ролевого взаимодействия в игре:

 Пациент: Здравствуйте, доктор! Помогите мне, пожалуйста, у меня заболела дочка. Я  очень расстроена из – за её состояния. Может быть, это какое – нибудь опасное заболевание?

 Доктор: Здравствуйте, присаживайтесь и расскажите, что  случилось с вашей дочкой. Какие  у неё симптомы? В чём проявляется  заболевание? 

 Пациент: Она что  – то очень сильно кашляет,  словно у неё комок застрял в горле.

 Доктор: А, может,  она второпях выпила холодный  сок? Давайте я послушаю вашу  заболевшую дочку. Вы уже лечили  дочку? Расскажите как. Пробовали  ли вы какие – нибудь народные  средства? Я вот ещё что думаю:  на улице весна – то прохладно, то жарко, то дует ветер, может быть, вы слишком легко одевали вашу дочку? Не надели на неё ветрозащитную куртку, а гуляли в тонкой кофте? Или на голове у неё была слишком тёплая шапка, она вспотела, а потом её продуло. Я вам назначаю сироп от кашля и горчичники. Сходите в ближайшую аптеку и купите. А придя домой, уложите вашу дочку в постель. Давайте ей лекарство 3 раза в день через 4 часа и поставьте горчичники. Будьте осторожны, чтобы не обжечь её кожу, нужно точно выдержать время – 5 минут. До свидания, выздоравливайте.

- Кто следующий? Что  случилось с вашим ребёнком? Как  же он поранил ногу? Бедненький. Сейчас ему так больно, что  его ничего не радует. Вы давали  ему обезболивающие? Вот вам замечательная  мазь и стерильная повязка.  Перелома, по всей видимости, нет. Есть только сильный ушиб, который его беспокоит. Сделаем повязку. Придёте домой, положите больного спать. Если будет сильно плакать, позвоните мне по телефону. Можете это сделать даже поздно ночью, я вам скажу, что можно сделать, чтобы облегчить боль. До свидания, выздоравливайте.

Занятие № 4 «Почта».

Цель:

- обучать детей простейшим формам ролевого взаимодействия;

- развивать диалогическую  речь;

- развивать речевую активность детей, отражающую их ролевое поведение

Содержание ролевого взаимодействия в игре:

-Дзинь, дзинь! Здравствуйте, вам пришла посылка с подарком  ко дню рождения вашего сыночка.  Надеюсь, она подоспела вовремя?  Приходила ваша бабушка и просила  меня вручить внуку вот эту  поздравительную открытку.

 Хотели бы вы  что – то передать своей бабушке, ведь она живёт в другом городе, и вы не имеете возможности часто встречаться. Хорошо, я скажу, что вы благодарите её за такой замечательный подарок. До свидания.

Занятие № 5 «Парикмахерская».

Цель:

- обучать детей простейшим формам ролевого взаимодействия;

- развивать диалогическую  речь;

- развивать речевую активность детей, отражающую их ролевое поведение

Содержание ролевого взаимодействия в игре

- Здравствуйте, я решила  зайти в вашу парикмахерскую, поскольку я хочу изменить свою прическу. Я хотела бы сделать модную стрижку и своей дочке. Могли бы вы мне что – то посоветовать? Хорошо. А каким шампунем мне следует мыть голову, чтобы мои волосы были мягкими и пушистыми? А для моей дочки? Спасибо, этот шампунь действительно лучше, при попадании в глаза, он не вызывает раздражения и не щиплет глазки. Большое спасибо за совет. Я так вам благодарна! До свидания.

Детям очень понравились  занятия, они проявляли активность и интерес к игре.

 

2.4 Контрольный  эксперимент

 

 

Для того, чтобы проверить  эффективность разработанных нами занятий с использованием сюжетно-ролевой  игры на развитие диалогической речи мы повторно провели диагностику.

 Мы повторно провели методику  «Диагностика диалогической речи» среди детей  старшего дошкольного возраста.

Цель: изучение уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты по методике  «Диагностика диалогической речи представлены в таблице 3, 4  и рисунке 2.

Таблица 3

Результаты  показателей по методике «Диагностика диалогической речи»

Ф.И.

Степень выраженности

развития  диалогической речи в баллах

Уровень

1. Аня В.

10

высокий

2. Оля К.

10

высокий

3. Кира Т.

10

высокий

4. Олег З.

10

высокий

5.Ваня Н.

10

высокий

6. Оля В.

6

средний

7. Артём В.

7

средний

8. Ира Ж.

7

средний

9. Миша К.

10

высокий

10. Лена П.

3

низкий


 

Таблица 4

Распределение детей по уровню развития диалогической  речи по  методике «Диагностика диалогической  речи»

 

№ п/п

Уровни

Абсолютное число

%

1

высокий

6  человек

60 %

2

средний

3  человек

              30%

3

низкий

1  человек

10 %


 

Рисунок 2- Распределение детей по уровню развития  диалогической речи по методике «Диагностика диалогической речи»

 

Таким образом, по методике «Диагностика диалогической речи»   было  получено, что у 60% детей старшего школьного возраста отмечается высокий уровень развития диалогической речи, у детей наблюдалось  полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность детей в общении, проявление ими интереса, понимание инструкции с первого раза.

У 30% детей старшего дошкольного  возраста отмечается средний уровень развития диалогической речи, у этих детей отмечаются  отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, дети участвуют в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуются невербальными средствами общения.

У 10% детей старшего дошкольного  возраста отмечается низкий уровень  развития диалогической речи, у этих детей нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, дети не проявляют активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна.

  Таким образом, мы получили, что основной процент детей (60%)  имеют высокий уровень развития диалогической речи,  значит, система занятий с использованием сюжетно-ролевой игры способствует развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Далее мы провели  сравнение показателей  развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста до и после проведения формирующего этапа эксперимента.

По методике «Диагностика диалогической речи»   мы получили результаты представленные в таблице 5 и рис 3.

Таблица 5

Сравнение показателей  по методике «Диагностика диалогической речи»   у детей  старшего дошкольного возраста  до и после проведения формирующего этапа эксперимента

Уровни

До программы

Уровни

После программы

Кол-во человек

В %

Кол-во человек

В %

Высокий

2

20

Высокий

6

60

Средний

3

30

Средний

3

30

Низкий

5

50

Низкий

1

10


 

Рисунок 3- Показатели по методике «Диагностика диалогической речи»   до и после формирующего эксперимента

 

В результате мы получили, что у детей  старшего дошкольного возраста в ходе эксперимента значительно повысился уровень  развития  диалоговой речи. Так, по методике «Диагностика диалогической речи»   уровень развития  диалоговой речи по завершении исследования повысился: шесть  детей получило высший балл (было двое), средний уровень – трое детей (было трое), детей с низким уровнем – один (было пять).

Анализ результатов  до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности  разработанного нами комплекса методов  и приёмов. Дети улучшили  свои результаты. Процент детей с низким уровнем  развития диалоговой речи уменьшился на сорок процентов, соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития диалоговой речи увеличился на сорок процентов.

 

 

 

 

 

Выводы:

1. На первом этапе исследования по методике «Диагностика диалогической речи»   было  получено, что у 20% детей старшего школьного возраста отмечается высокий уровень развития диалогической речи, у 30% детей старшего дошкольного возраста отмечается средний уровень развития диалогической речи, у 50% детей старшего дошкольного возраста отмечается низкий уровень развития диалогической речи.

Информация о работе Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста