Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:57, курсовая работа
Речевое пространство города, поселка, любого населенного пункта всегда интересно. Оно говорит о многом: о древности корней, об истории развития общественно-экономических аспектов, об уровне языковой культуры региона. Белгородская область в настоящее время является объектом исследования историков-краеведов, а также ученых-филологов, которые активно изучают топонимику нашего края.
Результаты опроса таковы: касаемо эргонимов, содержащих в своей структуре абстракцию «мир», респонденты отметили, что 85 % таких сочетаний вызывают у них нейтральную реакцию. Это сочетания типа: «Мир окон», «Строймир», «Мир обуви», «Мир сладостей», «Мир одежды», «Мир лекарств», «Мир дверей», «Мир шитья», «Мир спецодежды», «Спортивный мир», «Ситцевый мир», «Мир драгоценностей». Они являются банальными и не пробуждают желания иметь дело с торговой организацией, носящей подобное название. В негативе оценены 5 % подобных наименований. Это сочетания типа: «Мир табака», респонденты назвали его неблагозвучным, название «Мир оконных технологий», которое было признано заумным, сложным для восприятия, наименование «Мир дерева» респонденты назвали немотивированным, так как потенциальному покупателю не понятно, что продают в данном магазине. Сочетание «Авто world» не понравилось участникам опроса, поскольку оно содержит иноязычное вкрапление и является трудным для восприятия. Магазин с названием «Мир», торгующий продуктами, респонденты также оценили в негативе, поскольку посчитали данное название немотивированным. И только 10 % наименований из этой группы вызвали у участников опроса положительную реакцию. Это сочетания типа: «Мир музыки», «Мир кожи и меха», «Детский мир», «Мир подарков», «Сладкий мир», «Мир бытовой техники». Что касается эргонимов, которые содержат в своей структуре абстракцию «империя», выяснилось, что 99 % подобных названий вызывают у респондентов негативную реакцию. Это сочетания типа: «Империя окон», «Империя белья», «Империя посуды», «Империя сумок». Названия «Империя» (такси), «Империя» (музыкальные товары) респонденты назвали глупыми и нелогичными. Наименование «Империя чувств» для участников опроса является непонятным, немотивированным. И лишь 1 % таких названий респонденты оценили в позитиве. Это сочетание типа «Империя детства». Возможно, такой низкий процент положительной реакции среди респондентов связан с незначительностью, с прозаичностью слов, стоящих рядом с абстракцией «империя». Исключение составляет лишь сочетание «Мир детства». Назвать слово «детство» прозаичным мы не можем, отсюда и положительная оценка респондентов. Что касается эргонимов, содержащих в своей основе абстракцию «дом», оказалось, что 30 % таких сочетаний вызывает у респондентов отрицательную, 70 % - нейтральную реакцию. Нейтрально оценены сочетания типа: «Дом книги», «Дом ткани», «Дом антенн», «Аптечный дом», «Дом свечей». Эти названия участники опроса называют банальными, но вполне мотивированными. В негативе оценены эргонимы «Дом дверей», «Дом - сад». Наименование «Дом дверей» удивило респондентов своей парадоксальностью. Название «Дом - сад» вызвало вопрос о виде товара, который предлагает этот магазин. Названий, которые вызывают положительную реакцию респондентами выделено не было. Касаемо сочетаний, включающих абстракцию «планета», необходимо отметить, что 75 % подобных сочетаний вызывают у респондентов нейтральную реакцию, так как данные сочетания являются банальными, не пробуждающими интерес к предлагаемому товару («Планета плитки», «Планета обуви»). 20 % были оценены в позитиве. Это сочетания: «Планета детства», «Планета звука», «Планета спорта». 5 % подобных сочетаний вызвали отрицательную реакцию участников опроса. Это сочетание типа «Планета лодок», которое респонденты назвали неблагозвучным. Относительно сочетаний, содержащих абстракцию «дружба», необходимо заметить, что 100 % подобных наименований вызывает у респондентов отрицательную реакцию («Дружба» (книги), «Дружба» (аудио), «Дружба» (одежда и обувь)), так как не несет информативной насыщенности, не дает представления о том, чем занимается организация. А, например, название «Дружба», принадлежащее магазину, торгующему бензопилами, и вовсе вызвало страх у 99 % респондентов. Касаемо эргонимов, содержащих в своей структуре абстракции «любовь», «надежда», «интерес», необходимо заметить, что подобных наименований на территории Белгородской области крайне мало. В общей сложности это всего 4 % от всех эргонимов, включающих в свою основу абстрактные лексемы. Что же касается восприятия этих названий респондентами, отметим, что 99 % участников опроса сказали, что подобные эргонимы нелогичны, немотивированны. 100 % таких эргонимов вызвали отрицательную реакцию респондентов. («Республика любви» (одежда), «Надежда» (шторы), «Интерес» (шубы)). Таким образом, около 70 % эргонимов Белгородской области, включающих в свою основу абстрактную лексику, являются вполне мотивированными, дающими представление о товаре, предлагаемом той или иной организацией. Но в то же время они вызывают нейтральную реакцию горожан, так как по большей степени являются банальными, не побуждающими к покупке, не вызывающими интерес («Мир обуви», «Аптечный дом», «Планета плитки»). Около 20 % эргонимов, содержащих абстрактную лексику, вызывают отрицательную оценку участников социолингвистического опроса, поскольку они не являются мотивированными, не дают информацию о товаре, бывают глупы и нелогичны, непонятны и заумны, парадоксальны и неблагозвучны («Мир табака», «Империя чувств», «Дом дверей»). И лишь около 10 % подобных наименований оценены респондентами позитивно, так как эти сочетания мотивированны, вызывают интерес потенциальных покупателей, благозвучны («Мир подарков», «Мир музыки», «Планета спорта»).
3.3 О грамотности эргонимики Белгорода
Грамотность городских эргонимов - показатель грамотности горожан. Стилистические, грамматические, а тем более орфографические ошибки на вывесках города просто недопустимы. С радостью отмечаем тот факт, что в эргонимах, включающих в свою структуру абстрактные лексемы, владельцы торговых организаций ошибок не допускают. Подобные факты зафиксированы не были. Но к сожалению, безграмотность изобилует в других группах эргонимов. Например, в центре города находится парикмахерская с интригующим названием «Эллегия». Номинатор допустил орфографическую ошибку: удвоенная «л», увы, в этом слове отсутствует.
Рядом располагается магазин женского белья со странным названием «Алюр». Удивляет, что владелец при выборе эргонима не уточняет его орфографию, тогда бы он заметил две «л» - «аллюр». Любимым местом покупок белгородцев является торговый центр «Гостиный двор». На главной вывеске магазина ошибки отсутствуют, но в самом центре бросается в глаза яркая рекламная надпись «Гостинный двор», в ней появилась еще одна буква «н». Пока эргонимов с ошибками в городе очень мало, но количество торговых объектов с каждым годом увеличивается, а уровень грамотности населения не повышается. Таким образом, эргонимика города является показателем грамотности номинаторов. Названия городских объектов обязательно должны контролироваться представителями власти. Необходимо следовать примеру администрации города Санкт-Петербург, где существует Топонимическая комиссия, которая следит за уровнем грамотности эргонимов.
3.4 О развитии новых значений у слов-абстракций, входящих в состав эргонимов
Проводя социолингвистический опрос, мы просили респондентов отметить те ассоциации, которые вызывает у них тот или иной эргоним, содержащий в своей структуре абстрактную лексику. Интересно отметить, что абстракции «мир», «планета», «империя» вызывали схожие ассоциации. Респонденты отмечали, что это - что-то большое, огромное, разнообразие чего-либо. Мы обратились к толковым словарям Ожегова и Даля и нашли там подобных значений у указанных лексем. Ниже приведем словарные статьи из толкового словаря Ожегова в подтверждение наших слов. Сразу отметим, что в словаре Даля указанных нами значений тоже не нашлось. МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная область Вселенной, планета. Звездные миры. 3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире.
Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.). 4. Объединенное по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м. 5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений. 6. ед. (предл. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. 7. (предл. на миру). Сельская община с ее членами (устар.). С миру по нитке - голому рубашка (посл.). * Всем миром (разг.) - все вместе, сообща. На миру и смерть красна (посл.) - все можно перенести не в одиночку, вместе с другими. Не от мира сего - о человеке, не думающем о практической стороне жизни, не приспособленном к жизни. По миру (пойти, пустить, ходить) - о нищенстве. В иной мир (уйти, переселиться) (устар.) - умереть. Сильные мира сего (устар. и ирон.) - люди, занимающие высокое положение в обществе. || уменьш. мирок, -рка, м. (к 5 знач.; разг.). Замкнутый м. || прил. мировой, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.) и мирской, -ая, -ое (к 6 и 7 знач.). Мировое пространство. Мировое сообщество. Мирская жизнь. Мирская молва - что морская волна (посл.). МИР 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить мир на Земле. 2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. За-ключить м. 3. Спокойствие, тишина (высок.). М. полей. М. вашему дому! М. праху его (добрые слова об умершем). * С миром отпустить кого - дать кому-н. уйти спокойно. || прил. мирный, -ая, -ое. Мирное время. М. договор. М. труд. ИМПЕРИЯ 1. Монархическое государство во главе с императором; вообще государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемых из единого центра. Римская и. Британская и. (название Англии с колониями; устар.). Падение империи. 2. перен. Крупная монополия, осуществляющая контроль над целой отраслью промышленности, над какой-н. деятельностью. Газетная и. Опиумная и. || прил. имперский, -ая, ое (к 1 знач.). ПЛАНЕТА Небесное тело, движущееся вокруг Солнца и светящееся его отраженным светом. П. Земля. || прил. планетный, -ая, -ое и планетарный, -ая, -ое. Планетное ядро. Планетарные туманности.
Таким образом, мы можем говорить о возникновении новых значений у слов-абстракций, входящих в состав эргонимов. А именно значения «разнообразия», «многообразия» у абстракций «мир», «планета», «империя».
Анализ
ассоциаций респондентов на эргонимы,
включающие неназванные выше абстракции,
не позволяет нам выявить новых
значений у слов «дом», «дружба», «любовь»,
«надежда», «интерес».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Названия
деловых объединений людей города Белгород
и Белгородской области представляют
большой интерес для изучения. Они активно
функционируют в речи людей. Это постоянно
развивающийся, видоизменяющийся пласт
лексики, достойный глубокого лингвистического
анализа. Проанализировав особенности
эргонимов Белгородской области как культурно
значимых именований, решив основные задачи
такие, как сбор фактического материала,
анализ ассоциативных связей, установление
лингвистической природы