Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:18, курсовая работа
Б.М. Неменского говорит о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов"
Век информационных технологий принес с собой новые возможности воспитания и одновременно требования к последнему. В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны, их можно разделить на целенаправленные и нецеленаправленные. Нецеленаправленных факторов становится все больше: это уже не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и др. Это является серьезнейшей проблемой, особенно в дошкольном и школьном возрасте, когда активно ид
СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………….…....……...2
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………….………...3
ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания школьников……………………………………………………………….……..5
1.1. Понятие эстетического воспитания …………………….…………..5
1.2. Психологические аспекты эстетического воспитания в среднем школьном возрасте ………………………………………………………….........8
1.3. Методы эстетического воспитания…………………………….…. 10
ГЛАВА II. Компьютерная графика как средство эстетического воспитания………………………………………………………………....……14
2.1. Роль компьютерной графики в процессе эстетического воспитания среднего школьного возраста………………………………….……….…..…..14
2.2. Анализ методик обучения компьютерной графике…………….....17
2.3.Разработка программы кружка «Компьютерная графика»……….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….….…..24
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..……..26
Значимой особенностью
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира
подростков показывают, что одной
из самых главных моральных
проблем среднего школьного
В этом возрасте подросток
весьма подражателен. Это может
привести его к ошибочным и
даже аморальным
Классному руководителю нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:
школа семья общество ребенок.
Организуя
работу с учащимися, классный руководитель
должен выступать не в роли исполнителя,
а в роли дирижера оркестром по
имени «класс».[1, c. 34–43]
1.3. Методы эстетического воспитания
В
основе методики эстетического воспитания
лежит совместная деятельность педагога
и ребенка по развитию у него творческих
способностей к восприятию художественных
ценностей, к продуктивной деятельности,
осознанного отношения к
Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.
Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. Например, при просмотре телепередачи взрослый предлагает ребенку обратить особое внимание на отдельные персонажи, их поведение, повадки.[17, c. 7-26]
По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные.
Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки. [17, c. 7-26]
Существо
методов эстетического
Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
— метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
—
метод побуждения к сопереживанию,
эмоционально-положительной
В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Известные дидакты М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер пишут по этому поводу: «...любой метод предполагает поставленную цель, соответствующую ей деятельность (систему действий), необходимые средства, процесс изменения объекта, достигнутую цель (результат применения метода)» .
Цель эстетического воспитания и его конкретные задачи сформулированы в «Программе воспитания в детском саду». Художественная деятельность соответствует различным видам искусства, литературы и направлена на приобщение детей к рисованию, лепке, пению, танцам, театрализованным играм и т. д. К используемым при этом средствам можно отнести литературные, музыкальные произведения, иллюстрации, малые скульптуры, принадлежности кукольных, теневых театров, художественные материалы для аппликаций и т. д. Они помогают усвоению разных способов действий, в ходе которых возникает процесс эстетического развития ребенка. Полученные результаты свидетельствуют о достигнутой цели. При ознакомлении с ними оценивается развитие каждого ребенка.
Таким образом, при разучивании произведений или решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.
Разносторонний характер действий педагога вызывает соответствующую реакцию у детей. Например, объяснительно-иллюстративный метод вызывает исполнительские, репродуктивные действия («Нарисуй, как я показываю». — Ребенок точно следует указаниям). Метод объяснительно-побуждающий ориентирует на самостоятельный поиск
В современной педагогической практике широко применяются творческие задания, являющиеся наиболее эффективным методом развития творческих способностей дошкольников. Воспитатель вызывает у ребят желание импровизировать. Выполнение этих условий позволяет сделать обучение существенным фактором, стимулирующим творческий процесс. [17, c. 7-26]
Важным условием художественной деятельности детей являются их самостоятельные действия, которые, в свою очередь, находятся во взаимосвязи с действиями взрослых.
Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют друг друга. Вот некоторые из них:
— слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные-методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;
— приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;
— показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;
— приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность.
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное художественное развитие ребенка. [17, c. 7-26]
Глава II.
Компьютерная графика
как средство эстетического
воспитания
2.1. Роль компьютерной графики в процессе эстетического воспитания среднего школьного возраста
Красота человека проявляется в процессе общения, в умении обратиться к людям, тепло улыбаться, красиво стоять, сидеть, идти. Человек привлекателен, если во внешнем облике, отражается его прекрасная внутренняя сущность. Такой человек совершенствует себя и других по законам красоты.
На эстетический аспект воспитание ребенка большое влияние оказывает сказка, с ее увлекательным и волшебным миром. Эстетические чувства формируются и проявляются в творческой деятельности. По средством рисования, лепки из пластилина, танца.
Для
дошкольного и школьного
От современной медиа-среды никуда не деться, поэтому с ней нужно научиться сотрудничать или хотя бы нейтрализовывать ее негативные воздействия. Факторы медиа-среды воздействуют на развитие ребенка не систематично, не контролируемо, не преднамеренно, но оказывают влияние, воспитывают ребенка, способствуют формированию его мировоззрения. Медиа-среда включает в себя все разнообразие средств массовой информации и современных технологий, с которыми соприкасается ребенок. Одним из первых и важных представителей медиа-пространства являются мультипликационные (анимационные) фильмы. Под мультфильмами мы будем понимать не только произведения, созданные по технологии умножения, но и все современные произведения, созданные посредством компьютерной графики, «ожившие», которые мы можем отнести к понятию «мультфильм».
Мультфильм как один из
Мультфильм
– это продукт не только медиа-среды,
но и один из видов искусства. Общепризнанно
воспитывающее влияние
Дети
через мультфильмы получают положительные
эмоции, радуются, сопереживают, плачут.
Дошкольники очень
Информация о работе Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики