Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании роли произведений искусства в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Введение …………………………………………………………………………..3
Основная часть. Роль произведений искусства в процессе эстетического
воспитания детей дошкольного возраста……………………………………….5
§1. Теоретические подходы к проблеме эстетического
воспитания детей дошкольного возраста…………………………….....5
§2. Искусство как средство эстетического воспитания
детей дошкольного возраста…………………………………………..…13
§3. Методические рекомендации по использованию
произведений искусства в эстетическом воспитании детей
дошкольного возраста……………………………………………..…….19
Заключение ………………………………………………………………………25
Список литературы …………………………………………………..………....28
На третьем уровне художественное
восприятие перерастает в художественное
видение. Это особый способ организации
воспринимаемого материала, выделения
в нём художественно значимых
моментов, оценки предметов и явлений
с точки зрения соответствия их художественному
идеалу. Характер эстетических переживаний
углубляется, происходит обогащение художественного
восприятия. Восприятие достигает целостного
характера. Образ и форма воспринимаются
как единое целое, в процесс перцепции
включается эмоциональный и
Художественное восприятие проходит несколько стадий:
- предкоммуникативная, т.е.
предшествующая контакту
- коммуникативная, включающая время этого контакта;
- посткоммуникативная, когда
контакт уже прерван, а живое
влияние произведения ещё
Таким образом:
1. Художественное воспитание
представляет собой сложный
2. Результатом художественного
воспитания является
§3. Методические рекомендации по использованию произведений искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это грамотная организация деятельности детей, которая способствует формированию эстетических чувств ребенка, формированию представлений, а также знаний о прекрасном в жизни, развитие эстетического отношения ко всему, что окружает.
Изучение публикаций педагогических
журналов по проблеме исследования
позволило познакомиться с
И.А.Юева, воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения №11 города Армавир, план работы с детьми старшего дошкольного возраста разработал в форме блоков: «Красота в природе», «Красота в искусстве», «Красота вокруг нас», «Красоту творим мы» и т.д. Все блоки дополняют друг друга, решая специфические задачи: развитие наблюдательности, формирование способности живо откликаться на события окружающей действительности, видеть красоту, которую дарит природа, и красоту, создаваемую художниками. [23]
Авторы комплексной программы «Детство», основными задачами, стоящими перед работающим педагогом, считают следующие:
Педагоги дошкольного общеобразовательного учреждения №35 поселка Дунай Приморского края и педагоги дошкольного общеобразовательного учреждения №7 «Незабудка» поселка Анна Воронежской области создали у себя подобие картинной галереи. С помощью родителей собрали качественные репродукции с картин известных мастеров, сделали для них рамки и повесили на стену. Педагоги предполагают, что музеи, существующие в рамках дошкольных образовательных учреждений, обладают огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом, позволяют на качественно новом уровне пробудить у детей искренне горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Такая выставка помогает и развивает эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание.
То, что связано с мировой культурой, нужно обязательно показывать в книгах, в иллюстрациях. [5]
Известный врач и педагог Е.А.Аркин в статье «Родителям о воспитании» пишет: «Основным неисчерпаемым источником эстетических впечатлений является природа во всех ее чудесных превращениях и произведениях человеческого искусства» [1]
Надо дать ребенку возможность на прогулке, во время экскурсий за город или пребывание в деревне, на даче видеть природу во всей ее красе, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, видеть землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения ее к новой жизни.
Пусть
ребенок четырех-пяти лет не
в состоянии еще испытать на
себе во всей полноте обаяние
раскрывающейся перед ним
Эстетическое воспитание детей дошкольного детства применяет данные эстетики и является одной из философских наук, наукой о закономерности освоения человеком мира, о сущности, законах и значимости искусства в жизни. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста содержит в себе три звена: приобретение опыта эстетических переживаний, практическую эстетическую деятельность и художественное образование.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую связано с физическим, нравственным, а также интеллектуально-познавательным воспитанием.
Работа строится на последующих принципах:
- эстетическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в тесной взаимосвязи с воспитательно-образовательной работой;
- творчество детей связано
с жизнью, данная связь обогащает
содержание детской
- ознакомление с вариативностью форм и методов художественной деятельности. [20]
Эстетическое воспитание проходит множество этапов, которые зависят от возраста детей. Уже с рождения ребенка приобщают к природе, учат видеть красот. Но только в учреждении дошкольного образования эстетическое воспитание приобретает систематический характер.
Во второй младшей группе у детей начинают формировать интерес к изобразительному искусству. Они учатся замечать яркость цветовых образов в картинке, иллюстрации. На первом этапе только рассматривают иллюстрации, затем они овладевают умением выделять средства выразительности. Педагог показывает, как художник изобразил цветущий луг, падающий снег. Дети рассказывают, что изображено, называют средства выразительности (мышка бежит, колобок поёт, медведь слушает и т.д.) На таких занятиях надо подбирать иллюстрации, на которых персонаж изображен крупным планом. В дальнейшем педагог должен создавать условия для рассматривания детьми иллюстраций в их самостоятельной художественной деятельности.
В раскрытии сложного мира человеческой души ведущее место среди художественных жанров принадлежит картине. Однако ограниченный опыт и возможности маленького ребёнка не позволяют ему постигнуть эту сложнейшую сферу человеческой культуры. Для этого ребенку необходим взрослый, который сможет помочь ему проникнуться тем отношением и настроением, которое выражено в произведениях изобразительного искусства, и приобщит к способам его постижения. В результате специального изучения установлено, что эмоциональный отклик у детей, не достигших четырёх лет, вызывают те произведения искусства, в которых переданы чувства и отношения более близкие и понятные ребенку этого возраста.
На пятом году ребенок
начинает выходить за пределы окружающей
его действительности. Ребенку становится
интересным весь мир. Но для того, чтобы
малыш мог проникнуться чувствами
и переживаниями, которые царят
в окружающем мире, необходимо отобрать
содержание, которое доступно его
пониманию. Рекомендуется начать работу
с постепенного погружения малышей
не в реальный, а вымышленный мир
сказочных персонажей.
При рассматривании иллюстраций необходимо
добиться, чтобы дети поняли, что в произведениях
искусства не только рассказывается о
чем-либо, но и обязательно присутствует
определенное настроение.
В старшей группе детей продолжают знакомить с творчеством художников – иллюстраторов детской книги Ю.Васнецова, Е.Рачёва, Е.Чарушина и т. д. [8]
После чтения художественного произведения педагог организует рассматривание иллюстраций, рассказывает, как художник изобразил персонажей, какие средства выразительности использованы. Каждый художник имеет свой оригинальный почерк, своё видение окружающего мира, своё понимание образа.
Начиная со старшей группы, детей знакомят с произведениями живописи: портретом, пейзажами. Педагог учит их видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года. Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но и чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть).
Можно организовать рассматривание 2-3 картин разных художников с изображением одного и того же времени года, чтобы дети могли находить сходство и различие в их творческой манере.
В подготовительной группе продолжается работа по закреплению представлений об иллюстрациях к детским книгам Ю.Васнецова, В.Лебедева, Е. Чарушина, Е.Рачёва. В. Конашевича и знакомство детей дошкольного возраста с произведениями живописи. [3]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условия в дошкольном общеобразовательном учреждении выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:
Спецификой эстетического воспитания является воздействие и восприятие индивидуальных, конкретных, объективных явлений, отдельных предметов и присущих им эстетических свойств. Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства. [3]
Проблема эстетического
воспитания довольно полно разработана
в отечественной и зарубежной
литературе. Это позволило провести
тщательный анализ литературы по этой
проблеме и сделать выводы. Эстетическое
воспитание действительно занимает
важное место во всей системе учебно-
Информация о работе Эстетическое воспитание с использованием предметов искусства