Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:38, творческая работа
В процессе формирования гармонически развитой личности особое место занимает эстетическое воспитание, органически входящее в преподавание всех школьных дисциплин. Важную роль в эстетическом воспитании играет умелое преподавание математики. Математика имеет много только ей присущих возможностей для решения этой важной проблемы. Дети любят красивое, увлекательное. Всем этим богата математика. Вдумчивые учителя из урока в урок показывают, что математика замечательна своей стройностью, точностью, связанностью всех своих частей.
1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Теоретическая интерпретация опыта…………………………………..4
3.Проблемы эстетического воспитания посредством математики …...7
4.История математики – благодатный материал
для развития эстетического вкуса школьников…………………………..9
5."Красивые" задачи – ключ к пониманию изящества математики..…10
6.Практическое применение……………………………………………….11
7.Заключение…………………………………………………………………14
8.Литература……………………………………………………………….17
3.Целесообразность,
в контексте которой красота
представляет в несколько
Выявленные признаки красоты позваляют более полно охарактеризовать эстетический потенциал при обучении математике. Эстетический потенциал математики как совокупность возможностей ее эстетического воздействия, результатом которого является возникающее у учащихся эстетическое чувство, в котором учащиеся познают специфически эстетическое качество-красоту, и раскрывается содержание этого понятия с выявлением в нем двух аспектов, условно названных внешним и внутренним.
Под внешним аспектом следует понимать математический аппарат, являющийся необходимым инструментом познания законов гармони объективного мира. В данном случае речь идет, идет о внешней красоте. Основу этого математического аппарата составляют учения о симметрии и таких ее частных проявления как пропорция(золотое сечение), периодичность и т.д.
Внутренний аспект связан с красотой интеллектуальной, доступной только разуму, содержание которого составляют такие особенности математических объектов( факторов, теорем, задач, способов рассуждения), как упорядоченность, проявляющаяся в соразмерном сочетании аналитических и геометрических факторов, в симметрии формы; возможность установления неожиданных связей: контраст между глубиной, сложностью выводимого факта и простотой используемых средств; достаточно высокая степень общности.
Исходя из содержания эстетического потенциала математики, а также, учитывая психолого-педагогические особенности личности учащихся, выделены четыре этапа реализации эстетического потенциала математики в процессе обучения:
-сенсуальный
этап, связанный с созданием
-прикладной
этап, на котором раскрывается
полезность математики в
-процессуальный этап, нацеленный на реализацию эстетических возможностей самого процесса решения задачи, осуществляемую при рассмотрении различных способов решения задачи одной о той же задачи, оценки их с точки зрения эстетической привлекательности, обусловленной простотой, наглядностью, неожиданностью и другими признаками красоты математического объекта, составляющими внутренний аспект;
-теоретический
этап, раскрывающий такие компоненты
внутреннего аспекта, как достаточно
высокая степень общности
Как уже выше отмечалось, эстетическое воспитание является существенным компонентом педагогического процесса вообще. На протяжении веков пути математики и различных видов искусства нередко переплетаются. Поэтому исторические сведения предоставляют благодатный материал для развития эстетического вкуса школьников.
На уроках с целью эстетического воспитания мною привлекается различный исторический материал. Сильное впечатление производит на ребят использование оригинальных формулировок задач, теорем, их доказательств, известных из истории.
При рассмотрении темы
"Формулы сокращенного
Эстетическое воздействие на обучающихся оказывает и привлечение сведений об истории создания некоторых терминов и символов.
Нередко можно услышать
высказывания о том, что математика
– "сухая наука", а "сами математики
похожи на отлаженные
Последовательная работа на уроках по использованию исторического материала показывает обучающимся, что ценность науки определяется не только тем, что она помогает создать какие-либо материальные блага, среди которых мы живем. Наука формирует и интеллектуальную атмосферу. Природа совершенна, и у неё есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся в различных видах искусства.
О красоте математики написано немало. Многие авторы видят её в гармонии чисел и форм, геометрической выразительности, стройности математических формул, решении задач различными способами, изяществе математических доказательств, порядке, универсальности математических методов. Под понятие красоты подводится широкий спектр различных объектов, начиная от схем зверушек, составленных из отрезков, до представления красивой модели, удовлетворяющей требованиям простоты, неожиданности, изоморфизма.
И та, и другая формулы созвучны: в них красота математического объекта обусловлена взаимодействием его обобщенного образа, созданного нашей психикой, и оригинальности, выделяющей этот объект из множества других.
В качестве источников эстетической привлекательности математических объектов (понятий, теорем, задач, доказательств и т.д.) выступают категория порядка, проявляющаяся в гармонии отдельных частей, их симметрии, в логической стройности, и категория простоты, раскрывающаяся в неожиданности, обусловленной контрастом между трудностью проблемы и простотой методов, используемых для её решения.
Формируя и развивая эстетический вкус обучающихся при решении "красивых" задач, учитель помогает школьникам более полно воспринять красоту математики вообще, старается повысить их математическую и общую культуру.
6.Практическое применение:
Задача №1
Информация о работе Эстетическое воспитание учащихся при обучении математике в 5-7 классах