Этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье, детском саду, школе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезными и привычными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА……………………………………......5
1.1 Правила семейного этикета………………………………………………….5
1.2Особенности семейного воспитания………………………………………..11
1.3 Обучение детей правилам семейного этикета……………………………..18
1.4 Роль учителя в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………..21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА ………………………………………28
2.1Диагностика уровня сформированности знаний о семейном этикете и семейном воспитании у детей ………………………………………………….28
2.2 Программа мероприятий по ознакомлению детей с правилами семейного этикета……………………………………………………………………………32
Выводы по главе 2……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..52

Вложенные файлы: 1 файл

этикет.docx

— 104.64 Кб (Скачать файл)
4.      Подростки должны предупреждать своих родителей, если задерживаются где-то по своим делам.
5.      Задавая вопросы ребенку, следите за своим тоном. Это не допрос.
6.      Вопросы ребенку задавайте деликатно, чтобы ребенок не считал ваш интерес к его жизни простым контролем.
7.      Дети не должны переходить рамки дозволенного, даже если отношения с родителями не идеальные.
8.      Не оскорбляйте ребенка обидными подозрениями. Не повышайте голос и не употребляйте бранные слова.
9.      Если ваш сын встречается с девочкой, то пригласите ее в гости. Так вы покажите, что уважаете право на личную жизнь.
10.  Не навязывайте ребенку свое мнение, даже если оно правильное. Пусть ребенок учиться на своих ошибках.

 

 

11.  Прежде чем заключить брак, необходимо познакомиться с родителями друг друга. Представлять мужа или жену после свадьбы – неуважение по отношению к родителям.
12.  Перед свадьбой молодые должны познакомить своих родителей.
13.  Если решили устроить помолвку, то принимать гостей должна невеста и ее родители.
14.  Если родителям не по душе избранник (избранница) их дочери (сына), то они не должны показывать это.
Таким образом, можно отметить, что семейный этикет  – важная часть общественной культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной  культуры о красоте, порядке, благоустройстве.

1.2. Особенности семейного воспитания

Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. [18, с.68]

Семья для ребенка - это место  рождения и основная среда обитания. В семье формируются все личностные качества. В семье у него близкие  люди, которые понимают его и принимают  таким, каков он есть, - здоровый или  больной, добрый или не очень, покладистый  или колючий и дерзкий - там  он свой. Именно в семье ребенок  получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.

Семья - это определенный морально-психологический  климат, для ребенка - это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления  ребенка о добре и зле, о  порядочности, об уважительном отношении  к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. Особенностью семейного воспитания является органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также  широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек  испытывает даже тогда, когда он вне  дома: в школе, на работе, на отдыхе в  другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, движется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда - замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного  воспитания является тот факт, что  семья представляет собой разновозрастную  социальную группу: в ней есть представители  двух, трех, а иногда и четырех  поколений. А это значит - различные  ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные  идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети - мамы, папы - бабушки и дедушки - прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены  семьи садятся за один обеденный  стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают  определенные традиции, вступают в  самые различные по характеру  взаимоотношения.

Семья - важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут.

На протяжении какого-то времени  семья вообще является для ребенка  единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать  в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Как  правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью. В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это  включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей  психологии, методов воспитания. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям:

- в результате целенаправленного  процесса воспитания;

- по механизму социального научения.

Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная  деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и  решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения  между родителями и детьми.

Семья выступает и как социальный институт. Функции семьи - это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

Основная, первая функция семьи - репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство  населения в общественном плане  и удовлетворение потребности в  детях - в личностном плане. Наряду с  этой основной функцией семья выполняет  еще ряд других важных социальных функций:

- воспитательная - социализация молодого  поколения, поддержание культурного  воспроизводства общества;

- хозяйственно-бытовая - поддержание  физического здоровья членов  общества, уход за детьми и  престарелыми членами семьи;

- экономическая - получение материальных  средств одних членов семьи  для других, экономическая поддержка  несовершеннолетних и нетрудоспособных  членов общества;

- сфера первичного социального  контроля - моральная регламентация  поведения членов семьи в различных  сферах жизнедеятельности, а также  регламентация ответственности  и обязательств в отношениях  между супругами, родителями и  детьми, представителями старшего  и среднего поколений;

- духовного общества - развитие  личностей членов семьи, духовное  взаимообогащение;

- социально-статусная - предоставление  определенного социального статуса  членам семьи, воспроизводство  социальной структуры;

- досуговая - организация рационального  досуга, взаимообогащение интересов;

- эмоциональная - получение психологической  защиты, эмоциональной поддержки,  эмоциональная стабилизация индивидов  и их психологическая терапия.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

- создать максимальные условия  для роста и развития ребенка;

- стать социально-экономической  и психологической защитой ребенка;

- передать опыт создания и  сохранения семьи, воспитания  в ней детей и отношения  к старшим;

- научить детей полезным прикладным  навыкам и умениям, направленным  на самообслуживание и помощь  близким;

- воспитать чувство собственного  достоинства, ценности собственного  «я».

Главная задача семьи - выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Целью семейного воспитания является формирования таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни. Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.

Семейное воспитание имеет и  свои принципы. Наиболее общие из них: Там же.

- гуманность и милосердие к  растущему человеку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность  семьи как равноправных участников;

- открытость и доверительность  отношений с детьми;

- оптимистичность взаимоотношений  в семье;

- последовательность в своих  требованиях (не требовать невозможного);

- оказание посильной помощи  своему ребенку, готовность отвечать  на вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного  воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и  дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все  принципы, однако, сводятся к одной  мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а  дети хорошие и с ними легко  оттого, что им рады.

Всеобъемлющее влияние родителей  на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются методами и механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. [8, c.45]

Подкрепление - формирование типа поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Идентификация - признание ребенком родителей, их авторитета, подражание им, в большей или меньшей степени ориентация на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. Наказание - воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. С психологической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Стимулирующая роль поощрения - ориентация на хорошее, доброе в развивающейся личности, закрепление стремления и продвижения ребенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребенка бодрость, способствует благоприятному самочувствию.

Семейному воспитанию присущи и  свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Информация о работе Этикет