Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:58, реферат
Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.
С учетом всех отмеченных признаков можно определить расы как территориальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое проявляется внешне в определенном физическом сходстве по многим признакам. При этом далеко не все телесные наследственные особенности людей могут считаться расовыми, а только те из них, которые имеют известный ареал своего распространения. Наследственный характер и наличие географического ареала распространения - вот два необходимых условия для того, чтобы какой-нибудь конкретный физический признак мог считаться расовым.
Совершенно очевидно, что все вышеописанные расовые признаки являются второстепенными, не существенными для общего направления биологической эволюции и исторического развития человечества. Несомненно видовое единство всех современных людей, общность происхождения рас. Изучение расовых признаков очень важно для доказательства единства происхождения человечества, равноправия народов и рас. Это важно также для разрешения многих биологических и исторических проблем, связанных с происхождением человека и его рас, их расселением на Земле, смешением и взаимодействием. Хотя расовые признаки сами по себе не имеют ничего общего с уровнем общественного развития разных групп человечества, эти признаки во многих случаях служат показателями родства и взаимодействия народов, своего рода метками, по которым можно проследить исторические судьбы разных этнических общностей.
6 вопрос: Языковая классификация этносов.
Исторически языковая и этническая
принадлежность часто совпадают, что
делает языковую классификацию важной
основой при выделении и
Сравнительное языкознание, основываясь на анализе фонетики, грамматики и словарного состава (лексики), устанавливает наличие или отсутствие родства между языками. Два или более языка называются родственными в том случае, когда они являются следствием эволюции одного и того же языка. Это позволяет объединять родственные по происхождению языки в языковые семьи, являющиеся основными единицами лингвистической классификации. Такого рода языковые семьи развивались в ходе истории из "языка-основы". Но язык — это исторически развивающееся и изменяющееся во времени явление, поэтому родственные по происхождению языки в наше время не только могут сильно отличаться один от другого, но также не иметь многих признаков, характеризующих их языковую семью в целом. Поэтому языки классифицируются не по их современному состоянию, а по принципу исторического генетического родства. Например, родственные по происхождению русский, английский, персидский и другие языки относятся к одной индоевропейской языковой семье, так как восходят к общему языку-основе. Но их историческое развитие шло совершенно по-разному, и сегодня взаимопонимание между носителями этих языков невозможно. Со временем внутри языка развиваются диалекты, которые могут стать самостоятельными языками. В отличие от языка, служащего средством общения для целой я этнической общности, диалект (говор, наречие) - это региональный вариант внутри языка, употребляемый ограниченной группой людей, связанных территориальной, а иногда и социальной или иной общностью.
Язык - общественное явление и может существовать только в обществе. Как историческое явление язык непрерывно развивается, изменяются главные его элементы: грамматика, лексика, фонетика. Чаще всего совершается спонтанное изменение, являющееся следствием преемственности поколений и накоплением новшеств в языке без заимствования из чужих языков. Наблюдаются также изменения, связанные с заимствованиями из чужих языков. Наконец, происходит смена населением языка. Как считают лингвисты, в областях с давно сложившимися цивилизациями, смена языка была по крайней мере один раз, но нередко и чаще. При этом прежний язык как субстрат оказывал влияние на развитие нового языка. Все эти явления приводили к разветвлению первоначального языка-основы, складыванию языковых семей, их ветвей и более мелких групп. И так как этносы и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения.
Ученые пытаются обнаружить связи
между целыми языковыми семьями,
восходящие к еще более древним
временам и языкам—основам, однако
эта проблема еще гипотетична. Так,
в частности выдвинуто
Число языковых семей, а тем более их групп (языковых ветвей), языков и . говорящих на них народов, очень велико, в связи с чем здесь приходится ограничиться перечислением лишь основных семей и групп, а также языковых семей и языков хотя и небольших народов, но имеющих по тем или иным причинам особое значение для этнологии и истории первобытного общества.
7вопрос: Хозяйственно- культурная классификация этносов.
В этом этническом многообразии
обращает на себя внимание сходство культур
народов, живущих по соседству. Это
обстоятельство послужило основанием
для еще одного вида классификации
народов мира, получившего название
хозяйственно-культурной классификации.
Хозяйственно-культурная классификация базируется на этнологических методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами культурных и исторических отношений между народами. Методологической основой такой типологизации является выделение хозяйственно-культурных типов.
Авторы хозяйственно-культурной
классификации рассматривали
Основы хозяйственно-культурной классификации народов мира начали разрабатываться задолго до того, как этнология выделилась в качестве самостоятельной науки. Еще в античности предпринимались попытки связать этапы развития общества с определенными стадиями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие. Это соответствовало переходу от дикости к варварству и цивилизации. Очевидно, что такой подход фиксировал все более высокую производительность труда: 1) тип с преобладанием в хозяйстве охоты, собирательства и отчасти рыболовства; 2) тип мотыжного (ручного) земледелия и пастушеского животноводства; 3) тип плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных.
Сама концепция ХКТ была разработана в нашей стране и используется сейчас для изучения этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры. Определяющие признаки хозяйственно-культурного типа -характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но нерешающее значение. Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур и не идет дальше средних веков.
В первобытно-общинной эпохе мы выделяем группу присваивающих хозяйственно-культурных типов - это бродячие охотники и собиратели: специализированная охота и собирательство в тропиках; охота, рыболовство и собирательство в умеренном поясе; пешая таежная охота; арктическая охота на морского зверя, охота на оленя; охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства.
Затем выделяется группа производящих (ранних) хозяйственно-культурных типов, в которых постепенно ведущее место занимают земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство, плужное земледелие.
Эта классификация хороша для ранних этапов развития общества, но даже при этом она имеет границы применения. Так, многие этносы окажутся расчлененными: например, среди чукчей выделяются оленеводы и охотники на морского зверя.
Отличительной особенностью
хозяйственно-культурной классификации
является подчеркивание исключительной
зависимое хозяйственно-
В развитие этих идей была разработана
концепция историко-
С позиций такого методологического
подхода выделяются историко-этнографические
области разного уровня - историк
этнографические провинции, области,
подобласти и местные историко-
Использование хозяйственно-культурной
классификации и народов
Прочие классификации. В дополнение к рассмотренным можно назвать еще несколько видов классификаций этнических общностей. Из них следует отметить прежде всего конфессиональную принадлежность (христианство: католицизм, протестантизм, православие; ислам: суннизм, шиизм и др.); тип культуры; форму семьи; вид орудий труда и оружия; форму жилищ и поселений и т.п. Все они имеют важное значение при изучении частных проблем этнологической науки и могут выполнять вспомогательную роль при рассмотрении общей этнической картины мира. Каждый отдельный вид классификации не в состоянии отразить все этническое многообразие мира, и поэтому все они должны использоваться лишь в совокупности или отдельно с учетом конкретных исследовательских задач.
8вопрос: Примордиалистский и конструктивистский подходы в этнологии
Примордиалистский подход
Наиболее научное обоснование
в советское время получила теория
этноса. Основным достижением советской
методологии в изучении человеческого
общества, в том числе этногенезиса,
был ее историзм, то есть осмысление социальных
явлений в их продолжительном развитии.
Весомое место в этих исследованиях занимают
работы П. Кушнера, в частности, в его монографии
«Этнические территории и этнические
границы», акцентируется внимание на значении
территориального взаимодействия этнических
сообществ для процессов их формирования
и развития, а также определялась роль
национального (этнического) самосознания
как этнического определителя. Для различения
народов он предлагал обращать внимание
на язык, а также формы жилья, одежды, кулинарию
и другие элементы материальной культуры.
По мнению научного работника, значительно
сложнее использовать для этой цели отличия
в области социального порядка и явления
духовной культуры.
Вообще П. Кушнер отстаивал мысль о том,
что объективные элементы культуры и субъективное
этническое самосознание выступают равнозначными
индикаторами принадлежности людей к
этническому сообществу, а место каждого
из них в определении этнической принадлежности
населения зависит от конкретных обстоятельств.
Исследователь выступал против единого,
пригодного для любых условий рецепта
в определении этнической принадлежности
людей.
Среди основателей теории этноса следует
отметить С. Токарева, который в работе
«Проблемы типологии этнических общностей»
обращает внимание на то, что ни один из
признаков этноса, а именно: язык, территория,
общее происхождение, экономические связи,
политические объединения, культурные
особенности, религия не обязательно должны
быть присущи каждому этносу.
В разработке теории этноса ведущая роль
принадлежит Ю. Бромлею, который определял
этносы как устоявшиеся совокупности
людей, которые характеризуются определенными
собственными этническими свойствами
(языком, культурой, этническим самосознанием,
закрепленным в самоназвании). Эти свойства
формируются лишь при соответствующих
условиях — территориальных, естественных,
социально-экономических, государственно-правовых.