Этнопедагогика. Объект, предмет, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:58, реферат

Краткое описание

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Вложенные файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 201.73 Кб (Скачать файл)

Существенное значение для  этногенетических исследований имеют  письменные источники. В них особое внимание уделяется этнонимам и  топонимам, легендам, преданиям, сказаниям.

Изучение явлений материальной и духовной культуры - сочетания  основных занятий, набора орудий труда, пищи, утвари, жилищ, одежды, социальных и семейно-брачных отношений - позволяется  выявить этническую специфику и  связи с другими народами.

Ранний этап этногенеза. Сопоставляя материалы отмеченных наук, сегодня можно построить схему самого раннего этапа этногенеза. Исходные популяции были малочисленными, эндогамны и относительно оседлы, т.е. имели обширную охотничью территорию, в пределах которой и передвигались более или менее регулярно. Замкнутость популяции была относительна, и она периодически, хотя и случайно, включала в свой состав инородных членов, особенно при встрече с другими популяциями на границах охотничьих территорий. Антропологически эти популяции были специфичны, хотя в пределах крупных территорий обнаруживали сходные вариации единичных морфологических признаков, которые затем становились специфическими характеристиками образующихся рас. В пределах этих популяций закреплялись традиции обработки камня и навыки изготовления орудий, а также формировалось первичное самосознание на основе противопоставления своих чужим.

Первичные языки охватывали, скорее всего, несколько популяций, говоривших на одном языке, а распространение языка между группами популяций, говорящих на других языках, было затруднено.

 

 

16 вопрос: Культура этноса в контексте современной социокультурной ситуации.  

Современное состояние культуры определяется ускорением исторической динамики, глобальным продуцированием  референтных культурных образов, норм социальной престижности, актуализацией процесса групповой и личностной самоидентификации.   

 Возрастание социокультурной  динамики и появление новых  форм и способов бытия человека  в культурном пространстве происходят  в контексте перехода к обществу  позднего модерна, интенсификации  процессов социальной и географической  мобильности. В то же время,  несмотря на некоторую тенденцию  унификации культуры, наблюдается  многообразие культурного оформления  мира. Идеи плюрализма, многообразия  культур, актуализированные современной  наукой, в свою очередь, оказали  влияние на межкультурное взаимодействие  и контакты, в которых обе стороны  культурного взаимодействия стали  признаваться равноправными независимо  от их продвижения по линейной  шкале прогресса.  

 Большой интерес вызывают  пути развития национальных культур  в условиях модернизации. Актуальным  представляется соотнесения модернизационных процессов с национальной культурной традицией, ценностями, идентификациями.   

 Необходимость теоретического  осмысления проблемы российской  модернизации во многом обусловлена  все более высокими темпами  исторической и социокультурной  динамики. Взрывное ускорение перемен,  вызывающее шок столкновение  с новыми реалиями, ценностями  и моделями поведения изменяют  смысловую непрерывность жизненного  мира, требуя от нас творческой  интерпретации повседневности.  

 Мы видим не только  новые проблемы, но и новые  возможности, вошедшие в нашу  жизнь вместе с модернизационными вызовами начала нового тысячелетия.  

 Позитивный рост свобод, открытости социокультурной сферы,  возможности более свободной  социализации и инкультурации личности, интериоризации новых ценностей, образа жизни, моделей поведения дополняется трудностями, связанными с уменьшением социальной и личной безопасности, социальной дифференциацией общества, с коррупцией и преступностью, с конфликтами между обществом и личностью.  

 Для российского общества  в течение последних десяти  лет характерны радикальное усиление  неравенства, изменения в стратификации,  восходящая и нисходящая личностная  и групповая мобильность, формирование  среднего класса.  

 Годы реформ со всей  определенностью показали, что для  позитивной адаптации к рыночной  социокультурной системе требуется  высокое качество человеческого  капитала, личность, склонная к инноватике, творческой интерпретации в выработке адаптационных моделей поведения, акцентирующая индивидуальные способы достижения успеха. В последние несколько лет стала проявляться и определенная корреляция уровня доходов с уровнем образования, прежде всего высшего. Это во многом связанно как с приходом на российский рынок транснациональных корпораций, так и с постепенной передачей управленческих позиций от собственников промышленных, добывающих предприятий, торговых фирм к менеджерам, специалистам, то есть лицам наемного труда. Этот процесс особенно ускорился после кризиса 1998 года.   

 В повседневную жизнь  россиян входят новые ценности, целевые установки, утверждаются  новые жизненные практики и  модели поведения.  

 Уровень экономического  развития, темпы экономического  роста в России во многом  оказывают решающее влияние на  становление политической демократии, формирование сильного среднего  класса, толерантности в отношении  различных вероисповеданий, приоритета  личности.  

 Все мы являемся  свидетелями исторического перехода  от универсалистской, имперской  социокультурной системы к национальной. Болезненность этого процесса, связанного, в частности, с потерей статуса сверхдержавы, достаточно очевидна.  

 В практическом плане  модернизация российской социокультурной  системы предполагает, прежде всего,  полномасштабные изменения в  институциональной сфере.  

 Ценностная система  российского общества также переживает  серьезную трансформацию. Процесс  этот плавный, поскольку векторная  динамика ценностной системы  была характерна для последних  советских десятилетий. В недрах  советского протосреднего класса формировалась система ценностей, в определенной степени отличающаяся от официальной. Эта частичная ценностная переориентация во многом способствовала постсоветской адаптации к взрывной динамике социокультурной системы той его части, которой удалось наиболее далеко продвинуться в переоценке ценностей. Адаптационные возможности личности прямо зависят от ее ресурсов, культурного, экономического, социального и символического капитала, который включает в себя репутацию и престиж. В нашей жизни возросла роль материальных ценностей: денег и богатства, уменьшилось значение ценностей нематериальных.  

 Мы рассматриваем модернизационные процессы как направленные изменения институциональной сферы культуры, социальной, политической и экономической систем, как изменение ценностей и идеологии.  

 Важнейшей задачей,  которую необходимо решить в  процессе модернизационного перехода к новой российской социокультурной системе, является массовый переход к внутреннему локусу контроля, т. е. самоконтролю личности, ее способности принимать решения и нести за них всю полноту ответственности, в отличие от внешнего контроля, характерного для традиционного общества. Самоконтроль, готовность ввести свое поведение в рациональные, законные рамки - необходимое условие функционирования гражданского общества. Формирование внутреннего локуса контроля является, по-видимому, главной задачей современного российского воспитания и образования. Решение этой задачи позволит во многом снизить интенсивность различных форм девиантного поведения.  

 В постсоветский период  Россия, ее социокультурная сфера  имеет реальный шанс на позитивное  завершение модернизации, предполагающее, прежде всего, определенную синхронизацию  исторической и социокультурной  динамики с единой Европой,  западной цивилизацией в целом.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 вопрос: Этническая культура в контексте современной социокультурной ситуации.

социокультурная ситуация

Социокультурная ситуация — это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:

а) социально-культурную среду (поля жизнедеятельности);

б) соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).

Социокультурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социокультурным  окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих  сфер жизнедеятельности), которые и  подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.

В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие — поля жизнедеятельности (которые одновременно могут выступать областями проектной деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования):

1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности);

2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;

3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);

4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);

6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).

Каждое поле социокультурной  среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:

1. Предметно-пространственное  окружение человека: памятники истории  и культуры, архитектура поселений,  производственные, бытовые и общественные  интерьеры, производственное и  бытовое оборудование и т.д.;

2. Информационная составляющая  среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);

3. Ценностно-ориентационная  составляющая (смысловая и ценностная  нагрузка элементов среды).

Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента (поля) среды.

Основными сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются: образовательная(представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального);производственная (характеризуется видами производственных структур, определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности); досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-экскурсионными учреждениями);физкультурно-оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей); информационная (библиотеки, средства массовой информации).

Проблемы функционирования учреждений, соответствующих определенному  полю социокультурной среды или  сфере жизнедеятельности, относятся  к разряду отраслевых проблем, которые также учитываются при разработке социально-культурных программ.

Выбор и оценка человеком  тех или иных полей жизнедеятельности (элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего времени и энергии между ними и определяет образ жизни, понимаемыйкак совокупность типичных видов и способов деятельности человека (социальной группы, общества), определяемая системой его ценностей и условиями жизни.

Таким образом, социокультурная ситуация — это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социокультурной ситуации — среда и сферы жизнедеятельности — являются одновременно областями проектной деятельности.

Каждое социокультурной  поле среды и сфера жизнедеятельности  имеет соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены а) потенциалами (по каждому полю среды) и б) инфраструктурой, т.е. учреждениями, выполняющими различные функции по формированию и реализации всех составляющих образа жизни.

В условиях конкретного региона, в зависимости от характера и  интенсивности проблем и имеющихся  ресурсов, те или иные составляющие социокультурной среды могут  выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики и  социокультурного проектирования.

Социокультурная среда жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона) является ключевой в технологии социокультурного проектировании в силу того, что  она поддается изменению, преобразованию. Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности, среда в  то же время изменяется, преобразуется  под влиянием творческой активности человека, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями  развития личности, условиями ее самореализации. Следовательно, в рамках социально-культурной программы можно поменять условия  формирования и реализации образа жизни, изменив ситуацию путем:

Информация о работе Этнопедагогика. Объект, предмет, задачи