Ян Амос Каменский: жизнь и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике — в искусство использования этих закономерностей, т.е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.
Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендации. Так зародилась народная педагогика, включавшая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявившиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, yстной народной речи.
Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Биография и основные идеи Я.А. Коменского………….….6
I.1.Жизнь и творчество Я.А. Коменского……………………………...6
I.2.Обоснование «универсального искусства всех всему учить» в «Великой дидактике» Я.А. Коменского……………………………………..11
I.3.Разработка вопросов дошкольного воспитания в «Материнской школе» Я.А.Коменского………………………………………………………17
ГлаваII. Педагогика как наука и развитие идей Я.А. Коменского на современном этапе развития образования. …………………………………….
II.1.Современная педагогика как наука…………………………………..
II.2.Развитие идей Я.А.Коменского современной дидактикой и теорией воспитания……………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

ФилимоноваКоменский.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 

 

В отчет по НИР вложите титульный лист курсовой работы с темой работы

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

Глава  I.  Биография и основные идеи Я.А. Коменского………….….6

I.1.Жизнь и творчество Я.А. Коменского……………………………...6

I.2.Обоснование «универсального искусства всех всему учить» в «Великой дидактике» Я.А. Коменского……………………………………..11

I.3.Разработка вопросов  дошкольного воспитания в «Материнской школе» Я.А.Коменского………………………………………………………17

ГлаваII.  Педагогика как наука и развитие идей Я.А. Коменского на современном этапе развития образования. …………………………………….

II.1.Современная педагогика как наука…………………………………..

II.2.Развитие идей Я.А.Коменского современной дидактикой и теорией воспитания……………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования: развитием научной педагогики занимались различные ученые-педагоги и эта тема была актуальна и в Древней Греции и по сегодняшний день.

Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике — в искусство использования этих закономерностей, т.е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.

Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендации. Так зародилась  народная педагогика, включавшая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявившиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, yстной  народной речи.

Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Демократические идеи Я. А. Коменского были отражены в этой работе, которые были написаны на опыте работы народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ. Многие из высказанных в ней идей не утратили актуальности и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории.

Многие педагогические идеи Я.А.Коменского сохраняют свое значение и в наше время, развиваются в трудах видных педагогов-исследователей современности. Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить П.Ф. Каптерева (учение о педагогическом процессе), СТ. Шацкого (социальная педагогика), Н.К. Крупскую (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения), А.С. Макаренко (учение о коллективе), Л.В. Занкова и  Д.Б. Эльконина (теория развивающего обучения), П.Я. Гальперина  (теория поэтапного формирования умственных действий), И.Я. Лернера и  М.Н. Скаткина (теория содержания образования и методов обучения), Ю.К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.

Но несмотря на заинтересованность многих исследователей развитием научной педагогики этот вопрос остается нерешенным, так как каждый из них раскрывает лишь отдельные стороны изучаемого вопроса.

Все выше сказанное позволяет говорить об актуальности выбранной нами темы исследования: « Я.А. Коменский-основатель научной педагогики».

Проблема исследования: состоит в том, что существует необходимость изучения вклада Я.А.Коменского в развитие научной педагогики.

Объект исследования: научная педагогика.

Предмет исследования: вклад Я.А. Коменского в развитие научной педагогики.

Цель исследования: изучить вклад трудов Я.А. Коменского в развитие научной педагогики.

Гипотеза исследования: педагогические труды Я.А. Коменского внесли большой вклад в развитие научной педагогики.

Задачи исследования:

-   ознакомиться с биографией Я.А. Коменского;

- изучить педагогические труды Я.А. Коменского в области воспитания, дидактики;

 -   определить как педагогические идеи Я.А. Коменского воплощаются сегодня;

- обобщить результаты исследования и представить в виде данной курсовой работы.

Методы исследования:1) теоретический и сравнительный анализ историко-педагогической литературы; 2) методы теоретического исследования: абстрагирование и конкретизация, анализ и синтез; 3) научное оформление результатов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Биография и основные идеи Я.А. Коменского

I.1. Жизнь и творчество Я.А. Коменского

Педагогическая деятельность Я.А. Коменского (1592-1670)-выдающегося философа-гуманиста, общественного деятеля, ученого -протекала в эпоху грандиозных общественных столкновений , входе которых в Европе возникла буржуазная формация, происходили поистине революционные изменения в духовной культуре, решительно пересматривалась концепция человека и мира.

Я.А. Коменский занял видное место в борьбе прогрессивных сил против отживших и отживающих нории средневековья в науке и культуре, в воспитании и образовании.

Жизненный путь Я.А. Коменский тесно связан с трагической и мужественной борьбой чешского народа за свою национальную независимость. Он был среди тех, кто возглавлял общину «чешских братьев» - прямых наследников традиций национально – освободительного гуситского движения.

Выходец из семьи члена общины «чешских братьев» , Я.А. Коменский получил начальное образование в братской школе. Блестяще закончив латинскую (среднюю) школу, в дальнейшем он приобрел наилучшее для своего времени образование. В Пражском Карловом, Герборнском и Гейдельбергском университетах Я.А. Коменский изучает творчество античных мыслителей, знакомится с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. После путешествия по Европе  в 1614 г. Я.А. Коменский возвращается в Чехию, где принимает пост руководителя латинской школы, которую ранее сам закончил. Спустя четыре года он переезжает в Фульпек, где возглавляет школу.

Начавшаяся в 1618 г. тридцатилетняя война в Европе навсегда прерывает сравнительно спокойную педагогическую деятельность Я.А. Коменского. В результате репрессий, которым подверглись протестанты со стороны католической церкви и габсбургской  монархии, община «чешских братьев» принуждена была покинуть родину. В 1628 г. Я.А. Коменский  начал жизнь скитальца. Вместе с общиной он перебирается в Лешно (Польша), где находился с перерывами около двадцати восьми лет. За эти годы Я.А. Коменский посетил Англию, Венгрию, Нидерланды.

В Польше Я.А. Коменский попытался осуществить ранее задуманную реформу латинской школы. В Лешно он закончил одно из своих наиболее крупных педагогических сочинений – «Великую дидактику». Им был написан и ряд школьных учебников, в которых он ставил перед собой задачу дать детям целостную картину мира. Учебники принесли автору европейскую и мировую известность.

В 1641-1642 гг. Я.А. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф. Бэкона в Англии. Он разрабатывает при этом обширные планы улучшения общества посредством реформ школы. В Швецию Я.А. Коменского повлекла надежда получить  помощь в борьбе против Габсбургов. В обмен на такую поддержку Я.А. Коменский предложил свои услуги при подготовке учебников для шведских средних («городских») школ.

Не оставил своих педагогических замыслов Я.А. Коменский и во время пребывания в венгерском городе Шарош – Патаке в 1650-1654 гг. Здесь, однако, которая отдаляла широкие планы улучшения образования. В условиях почти поголовной неграмотности в Венгрии следовало решать более скромные задачи, и Я.А. Коменский направляет свои усилия прежде всего на организацию первоначального обучения. Им были предложены новые формы учения и преподавания. Будучи в Венгрии, Я.А. Коменский издает ряд педагогических сочинений. В Шарош – Патаке он завершает труд «Мир чувственных вещей в картинках», пишет несколько школьных пьес, создает школу. В Венгрии чешский педагог сумел лишь отчасти осуществить свои планы совершенствования школьного дела.

Тридцатилетняя война разрушила надежды «чешских братьев» на освобождение родины. Много горя принесла война и самому Я.А. Коменскому. В 1656 г. в Лешно сгорели все его рукописи. За годы изгнания Я.А. Коменский потерял детей, жену, немало близких людей.

Последние годы жизни он проводит в Амстердаме. В Голландии ему удалось издать многие свои труды. Так, в 1657 г. в составе дидактических трудов Я.А. Коменского впервые увидела свет на латинском языке «Великая дидактика». За четыре года до смерти Я.А. Коменский публикует часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих» - главного труда своей жизни. В этом своеобразном завещании потомкам Я. А. Коменский выступает  как выдающийся деятель Возрождения, призывая человечество к миру и сотрудничеству.

Педагогические взгляды Я.А. Коменского непосредственно выражают его общее философское видение мира. Мировоззрение его складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере исключали друг друга: Античной философии, религии, идей Возрождения. Мировоззрение Я.А. Коменского  является своеобразным знаменателем новых и уходящих идей, когда чаша  весов неизменно склонялась в сторону прогресса и гуманизма.

Я.А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. В этом он шел от гуманистических традиций предшественников, в первую очередь деятелей Возрождения – Рабле и Монтеня. У Я.А Коменского человек предстает как «микрокосм». Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, тесно взаимосвязанных с глобальными законами природы. Природное в человеке, считал Я.А. Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, Я.А. Коменский формулирует как закономерность воспитания принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта идея наиболее полное воплощение получила  работе Я.А. Коменского «Выход из школьных лабиринтов». Требование природосообразности воспитания, безусловно, было для своего времени громадным шагом вперед в педагогике.

Главным путем воспитания в эпоху Я.А. Коменского было подчинение (безусловное) воспитанника, т.е. решающим в формировании личности оказывались внешние по отношению к ней обстоятельства, формирующие ее по своим  законам, независимым от потенциала самой личности, от ее активности и воли. Коменский же провозглашает понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.

Принцип природосообразности получил последовательное выражение  в дидактике Я.А. Коменского, прежде всего в так называемом естественном методе образования, который, по мысли ученого, обеспечивал необходимое соответствие природных законов и законов педагогических. Обратимся в этой связи к упомянутой работе Я.А. Коменского «Выход из школьных лабиринтов». Здесь рассмотрены четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая – автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая – автопраксия (практическое осуществление); третья – автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая – автолексия (умение самостоятельно излагать результаты своей деятельности).

Главное достижение педагогики Я.А. Коменского состоит в том, что он пришел к выводу о наличии объективных закономерностей учебно – воспитательного процесса. Ему первому удалось подняться до осознания наличия объективных законов воспитания и обучения.

Призывая к формированию  человека в соответствии с идеалами добра и общественно пользы, Я.А. Коменский особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания. Все основные его труды, прежде всего «Великая дидактика» и «Всеобщий совет», проникнуты высокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда оставался заветной мечтой Я.А. Коменского. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение», - читаем мы в первых строках «Великой дидактики»[2, С.9].

Фундаментальной идеей педагогики Я.А. Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

Подводя итоги своих размышлений о целях и сущности воспитания, Я.А. Коменский писал во «Всеобщем совете», что мудрым и полезным человек становится лишь тогда, когда видит основную цель жизни – «благополучие человеческого рода»[2].

Педагогика Я.А. Коменского противостояла схоластическому воспитанию эпохи феодализма. Бичуя бессистемность обучения, пустословие и грубость, господствующие в школе, Я.А. Коменский стремился к формированию самостоятельного, деятельного мышления, способности к разнообразному труду и гуманизма (благочестия – на его языке).

Я.А. Коменский решительно отстаивал гуманистическую программу школьного дела. Он отдал всего себя превращению учебного заведения из места бессмысленной зубрежки, телесных наказаний, подавления детей в храм разумного, радостного воспитания и обучения. Я.А. Коменский видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная школа должна была стать «лабораторией» подготовки проникнутых гуманизмом людей, обученных эффективно действовать на «поприще труда». Такая школа виделась Я.А. Коменскому как заведение непрестанного умственного труда учащихся, соревнования умов и дарований, борьбы за искоренение нравственных пороков. Разумно организованное обучение, считал Я.А. Коменский, требовало от наставника и воспитанника усилий на пределе своих возможностей[2].

Я.А. Коменский удивительно современен. И это видит всякий, кто обращается к его педагогическому наследию. Ему принадлежит заслуга привнесения в педагогическую мысль кардинально новых идей, оплодотворивших ее развитие на века вперед. Я.А. Коменский создал стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, сочетании гуманитарного и научно – технического общего образования,  о классно – урочной системе.

Информация о работе Ян Амос Каменский: жизнь и творчество