Государство – основной институт политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении места государства в политической системе.
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные теории происхождения государства, его признаки и функции.
2. Охарактеризовать модель белорусского государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 4
2. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА 11
3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 13
4. МОДЕЛЬ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по политологии.docx

— 57.47 Кб (Скачать файл)

Министерство образования республики Беларусь

Учреждение образования

 

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

 

Институт информационных технологий

 

 

Специальность Программное обеспечение информационных  технологий

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по курсу Политология

Тема: «Государство – основной институт политической системы»

 

Студент-заочник 3 курса

Группы № 281021 - 2

ФИО Буткевич Марта Сергеевна

Адрес Гродненская обл.,

г. Ошмяны, ул. Серегина-25

Тел. 8-(044)-7919353

 

Минск, 2015

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. Социальное государство является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Объективные причины его возникновения связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение "государство - личность" пришло на смену отношению "государство - общество".

Почему государство является основным институтом политической системы общества? Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.

Представленная работа посвящена теме «Государство как основной институт политической системы».

Актуальность работы заключается в рассмотрении специфики государства как основного политического института, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Целью контрольной работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней.

Цель работы состоит в изучении места государства в политической системе.

В рамках достижения поставленной цели мною  были поставлены и решены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные  теории происхождения государства, его признаки и функции.

2. Охарактеризовать модель  белорусского государства.

 

  1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теория отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процессов происхождения и развития государства. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

 

К основным теориям происхождения государства принято относить:

  1. Патриархальную (отеческая);
  2. Теологическую (религиозная, божественная);
  3. Общественного договора;
  4. Насилия (внутреннего и внешнего);
  5. Экономическую (марксистская, классовая);

 

Патриархальная теория происхождения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.).

Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.

Р. Филмер (XVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории:

  • монарх является отцом всего народа;
  • благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;
  • король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
  • власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
  • подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:

  • способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
  • культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

  • в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;
  • монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа;
  • монарх не является родственником подавляющего большинства населения;
  • зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);
  • вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.

 

Теологическая теория возникновения государства

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 -1274 XIII в., Аврелий Августин Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".

Теологическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

  • вечны, незыблемы и святы;
  • их возникновение и упразднение не зависит от человека;
  • являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

  • принять государство и власть как данность, полученную свыше;
  • признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи – представители Папы и через него, Бога в своих государствах).
  • полностью и во всем подчиняться власти – небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, то есть монархами государству;
  • не пытаться изменить установленный Богом порядок.

К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:

  • способствует сплочению общества, уважению, почитанию государственной власти;
  • культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Недостаток теории в том, что она основана на вере в Бога, а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

Современным инвариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

 

Договорная теория возникновения государства

Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:

  • Гуго Гроций (1583 -1646) - голландский мыслитель и правовед;
  • Джон Локк (1632 -1704), Томас Гоббс (1588 -1679) - английские философы;
  • Шарль-Луи Монтескье (1689 -1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 -1778) - французские философы - просветители;
  • А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.

Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно - правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

  • первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);
  • каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
  • чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

Информация о работе Государство – основной институт политической системы