Государство – основной институт политической системы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:38, контрольная работа
Краткое описание
Цель работы состоит в изучении места государства в политической системе. В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены и решены следующие задачи: 1. Рассмотреть основные теории происхождения государства, его признаки и функции. 2. Охарактеризовать модель белорусского государства.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 4 2. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА 11 3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 13 4. МОДЕЛЬ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
Институт информационных
технологий
Специальность Программное
обеспечение информационных технологий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу Политология
Тема:
«Государство – основной институт политической
системы»
Студент-заочник 3 курса
Группы № 281021 - 2
ФИО Буткевич Марта Сергеевна
Адрес Гродненская
обл.,
г. Ошмяны, ул.
Серегина-25
Тел. 8-(044)-7919353
Минск, 2015
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы о государстве,
его понятии, сущности и роли в обществе
с давних пор относятся к числу основополагающих
и остродискуссионных в государствоведении.
Рожденное обществом, его противоречиями,
государство само неизбежно становится
противоречивым, противоречивы его деятельность
и социальная роль. Как форма организации
общества, призванная обеспечивать его
целостность и управляемость, государство
выполняет функции, обусловленные потребностями
общества, а, следовательно, служит его
интересам. Социальное государство является
очередной ступенью эволюционного развития
государственности. Объективные причины
его возникновения связаны с изменением
роли человека на производстве, когда
ведущее отношение "государство - личность"
пришло на смену отношению "государство
- общество".
Почему государство
является основным институтом политической
системы общества? Это объясняется рядом
причин. Общество делегирует государству
в лице его органов основные властные
функции и полномочия. В руках государства
сосредоточены основные рычаги воздействия
на общество (экономические, политические,
военные и другие), оно обладает всей полнотой
власти на определенной территории. Государству
принадлежит исключительное право издания
законов и других нормативных актов, обязательных
для выполнения всеми гражданами и другими
субъектами на его территории. Только
государству дается право на легальное
применение силы, в том числе право физического
принуждения.
В функциях государства
выражается его сущность, его предназначение,
а структура государства, т.е. его внутреннее
строение, определяется в первую очередь
его назначением и направлением деятельности,
которую оно осуществляет.
Представленная работа посвящена
теме «Государство как основной институт
политической системы».
Актуальность работы заключается
в рассмотрении специфики государства
как основного политического института,
которое стремится к обеспечению каждому
гражданину достойных условий существования,
социальной защищенности, соучастия в
управлении производством. Целью контрольной
работы является рассмотрение вопроса
о месте государства в политической системе
общества и его роли в ней.
Цель работы состоит в изучении
места государства в политической системе.
В рамках достижения поставленной
цели мною были поставлены и решены
следующие задачи:
1. Рассмотреть основные
теории происхождения государства,
его признаки и функции.
2. Охарактеризовать модель
белорусского государства.
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА
За время существования юридической,
философской и политической наук были
созданы десятки самых разных теорий и
доктрин. Их разнообразие связано с одной
стороны, многогранностью таких явлений,
как государство и право, с другой – с
тем, что каждая теория отражает субъективизм
ученых или различные взгляды и суждения
тех или иных классов, других социальных
общностей, или взгляды на разные аспекты
процессов происхождения и развития государства.
В основе таких взглядов и суждений всегда
находились и находятся различные экономические,
финансовые, политические и иные интересы.
К основным теориям происхождения
государства принято относить:
Патриархальную (отеческая);
Теологическую (религиозная,
божественная);
Общественного договора;
Насилия (внутреннего и внешнего);
Экономическую (марксистская,
классовая);
Патриархальная
теория происхождения государства
Основоположником патриархальной
теории считается древнегреческий философ
Аристотель (384-322 до н. э.).
Аристотель считал, что люди
как коллективные существа стремятся
к общению и образованию семей, а развитие
семей ведет к образованию государства.
Аристотель трактовал государство как
продукт размножения семей, их расселения
и объединения. По Аристотелю, государственная
власть есть продолжение и развитие отцовской
власти. Он отождествлял государственную
власть с патриархальной властью главы
семьи.
В Китае эту теорию государства
как большой семьи развил Конфуций (551
- 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял
власти отца, а отношения правящих и подданных
- семейным отношениям, где младшие зависят
от старших и должны быть преданными правителям,
почтительными и слушаться во всем старших.
Правители же должны заботиться о своих
подданных, как о детях.
В более современную эпоху ее
развили Филмер и Михайловский.
Р. Филмер (XVII в.) в работе "Патриарх"
доказывал, что власть монарха неограниченна,
поскольку исходит от Адама, который получил
свою власть от бога. Поэтому Адам не только
отец человечества, но и его властелин.
Монархи как преемники Адама унаследовали
от него свою власть.
Суть патриархальной теории
в том, что, по мнению ее авторов, государство
возникает по модели семьи (то есть, государство
- своеобразная "большая семья", состоящая
из множества обычных семей). Государство
возникает из разрастающейся из поколения
в поколение семьи.
Следовательно, власть правителя
(короля) является продолжением отцовской
власти в семье. Согласно патриархальной
теории:
монарх является отцом всего народа;
благосостояние общества невозможно
без королевской (отцовской) заботы;
король действует во благо подданных,
охраняет и защищает их (как отец членов
семьи);
власть короля (отца) ничем не
ограничена и незыблема;
подданные обязаны чтить короля
и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
К достоинствам патриархальной теории можно
отнести то, что она:
способствует сплочению общества;
уважению, почитанию государственной
власти;
культивирует дух родства, братства,
взаимосвязанности членов общества (как
членов семьи).
Недостатком теории является прямое отождествление
государства и семьи, власти монарха и
отца. Этому противоречат следующие факты:
в семье существуют действительные
родственные связи, в то время как весь
народ (несмотря на наличие определенной
общности) вряд ли правильно объявлять
родственниками;
монарх - представитель публичной власти,
отделенной от народа, и его власть имеет
иную основу, чем власть отца в семье (отец
действительно является основателем рода,
монарх же, если и основатель, то государства,
а не народа;
монарх не является родственником подавляющего
большинства населения;
зачастую монарх призывается
из другого государства и вообще не имеет
кровнородственной связи с управляемым
государством; власть отца неформальна
и непосредственна, власть монарха сильно
формализована, сопровождена церемониалом,
осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);
вряд ли можно считать государство
прямым продолжением семьи еще и потому,
что оба эти института зарождались постепенно
и почти в одно и то же время в процессе
разложения первобытнообщинного строя.
Теологическая
теория возникновения государства
Теологическая (религиозная)
теория господствовала в средние века.
В настоящее время она наравне с другими
теориями распространена в Европе и на
других континентах, а в ряде исламских
государств (Иран, Саудовская Аравия и
др.) носит официальный характер. Ее представителями
были многие религиозные деятели Древнего
Востока, средневековой Европы христианские
философы и богословы (Фома Аквинский
— 1225 -1274 XIII в., Аврелий Августин Блаженный
- 354 - 430 н. э.), идеологи ислама и современной
католической церкви (неотомисты — Жак
Маритен, Мерсье и др.).
Во всех религиях отстаивается
идея богоустановленности государственной
власти. Например, в послании апостола
Павла римлянам говорится: "Всякая душа
да будет покорна высшим властям, ибо нет
власти не от Бога, существующие власти
от Бога установлены".
Теологическая теория имела
под собой реальные факты: первые государства
имели религиозные формы, поскольку представляли
собой правление жрецов. Божественное
право придавало государственной власти
авторитет, а решениям государства - обязательность.
Так, в Законах древневавилонского царя
Хаммурапи говорилось о божественном
происхождении власти царя: "Боги поставили
Хаммурапи править "черноголовыми".
Суть теологической теории
в том, что, по мнению ее авторов, государство
возникло по воле Бога. Следовательно,
государство, его институты, власть:
вечны, незыблемы и святы;
их возникновение и упразднение
не зависит от человека;
являются выразителями воли
Бога на земле.
Теологическая теория призывает:
принять государство и власть
как данность, полученную свыше;
признать власть монархов (распространенную
в средние века) святой и происходящей
от Бога (Папа Римский – представитель
Бога на Земле, монархи – представители
Папы и через него, Бога в своих государствах).
полностью и во всем подчиняться
власти – небесной (божественной), то есть
церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, то есть монархами государству;
не пытаться изменить установленный
Богом порядок.
К достоинствам патриархальной теории можно
отнести то, что она:
способствует сплочению общества,
уважению, почитанию государственной
власти;
культивирует дух родства, братства,
взаимосвязанности членов общества (как
членов семьи).
Недостаток теории в том, что она основана
на вере в Бога, а не на проверенном научном
знании, то есть ненаучна. Теологическую
теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо
опровергнуть.
Современным инвариантом теократической
теории является христианско-демократическая
концепция государства, основанная на
подчеркивании уникальности и самоценности
каждого человека, его уважении со стороны
государства, заботе каждого гражданина
об обществе, личности и государстве, а
также помощи со стороны государства тем,
кто самостоятельно не может себя обеспечить:
инвалидам, безработным, детям, пожилым
людям.
Договорная
теория возникновения государства
Теория общественного договора
или естественно-правовая была сформулирована
в работах раннебуржуазных мыслителей
и получила распространение в XVII - XVIII вв.
Теория общественного договора противостояла
феодальному сословному государству,
царящему в обществе произволу, неравенству
людей перед законом. Ее авторами и сторонниками
в разное время являлись:
Гуго Гроций (1583 -1646) - голландский мыслитель и правовед;
Джон Локк (1632 -1704), Томас Гоббс
(1588 -1679) - английские философы;
А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский
философ и писатель-революционер.
Теория, выдвинутая данными
авторами, получила также название естественно
- правовой или естественного права. В
большинство концепций входит идея «естественного
права», т. е. наличия у каждого человека
неотъемлемых, естественных прав, полученных
от Бога или от Природы.
Характерно, что в работах многих
представителей указанной школы обосновывалось
право народа на насильственное, революционное
изменение строя, который нарушает естественные
права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это
положение свое отражение и в Декларации
независимости США.
Суть естественно-правовой
теории в том, что, по мнению ее авторов,
в основе государства лежит так называемый
"общественный договор", который
состоит в следующем:
первоначально люди находились
в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);
каждый преследовал только
свои интересы и не считался с интересами
других, что приводило к "войне всех
против всех", в результате которой
неорганизованное общество могло уничтожить
само себя;
чтобы этого не случилось, люди
заключили "общественный договор",
в силу которого каждый отказывался от
части своих интересов ради взаимного
выживания;