Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа
В начале работы над выбранной нами темой, перед нами стояла цель – произвести общий теоретический и правовой анализ института гражданства и связанных с ним юридических процедур и правовых статусов применительно к современной российской правовой действительности. В рамках достижения поставленной цели нами был определен ограниченный круг научных задач, в соответствие с которым и был составлен план настоящей курсовой работы. К числу таких задач относятся:
1) определение различных научных подходов к пониманию термина «гражданство» и его сущности;
2) выделение характерных черт и основных принципов гражданства;
3) рассмотрение особенностей правового регулирования исследуемого нами правового института как на международном уровне, так и на уровне внутреннего законодательства России;
4) отражение особенностей различных порядков приобретения гражданства, предусмотренных российским законодательством;
5) определение основных способов прекращения российского гражданства и их особенностей;
6) выделение государственных органов, ведающих делами о гражданстве, и специфики их деятельности;
7) отражение основных этапов производства по делам о гражданстве;
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Гражданство Российской Федерации: общие положения ……………………..6
1.1. Понятие, сущность, характерные черты
и принципы гражданства …………………………………………….6
1.2. Правовое регулирование института гражданства
в современной России ……………………………………………...10
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.
Производство по делам о гражданстве ………………………………………..13
2.1. Основания и порядок приобретения гражданства РФ ………….13
2.2. Основания и порядок прекращения гражданства РФ …………..17
2.3. Государственные органы, ведающие делами
о гражданстве в Российской Федерации. Производство
по делам о гражданстве ………………………………………..20
3. Правовой статус различных групп населения, в зависимости
от наличия у них гражданства РФ ……………………………………………..24
3.1. Правовой статус гражданина Российской Федерации
и лица с двойным гражданством (бипатрида) …………………..24
3.2. Правовое положение иностранных граждан и
лиц без гражданства (апатридов) в Российской Федерации …...27
3.3. Правовой статус беженцев и
вынужденных переселенцев в России …………………………...30
Заключение …………………………………………………………………………34
Список использованных источников и литературы ……………………………..36
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Южно-Российский институт-филиал
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра теории и истории права и государства (какая кафедра?!)
Курсовая работа
по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»
на тему: «Гражданство Российской Федерации»
Выполнил: студент 2 курса
заочной формы обучения,
2013
ПЛАН
Введение ………………………………………………………
1. Гражданство Российской
Федерации: общие положения ………
1.1. Понятие, сущность, характерные черты
и принципы гражданства …………………………………………….6
1.2. Правовое регулирование
в современной России ……………………………………………...10
2. Приобретение и прекращение
гражданства Российской
Производство по делам о гражданстве ………………………………………..13
2.1. Основания и порядок
2.2. Основания и порядок
2.3. Государственные органы, ведающие делами
о гражданстве в Российской Федерации. Производство
по делам о гражданстве ………………………………………..20
3. Правовой статус различных групп населения, в зависимости
от наличия
у них гражданства РФ ………………………
3.1. Правовой статус гражданина Российской Федерации
и лица с двойным гражданством (бипатрида) …………………..24
3.2. Правовое положение
лиц без гражданства (апатридов) в Российской Федерации …...27
3.3. Правовой статус беженцев и
вынужденных переселенцев в России …………………………...30
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников и литературы ……………………………..36
ВВЕДЕНИЕ
В соответствие со статьей 2 Конституции Российской Федерации, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»1. При этом важнейшей предпосылкой возникновения такой обязанности, прежде всего, является гражданство.
Гражданство как особая устойчивая правовая связь между личностью и государством имеет системообразующее значение. Действительно, действие многих положений Конституции и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, как правило, обусловливается наличием такой связи.
Стоит отметить, что гражданство исторически возникло как формализованное выражение и способ построения взаимоотношений государства и человека при республиканской системе правления, что позволяет утверждать, что оно всегда является показателем политического режима государства2. Институт гражданства в целом интересовал исследователей с момента своего возникновения, поэтому и в наше время научные дискуссии по поводу его отдельных теоретических аспектов не теряют своей актуальности. Здесь особо хочется отметить проблему различного понимания самого термина «гражданство» и его содержания, характерную практически для любой области юридических знаний.
При этом рассматриваемый нами институт, по вполне понятным причинам, не ограничивается только лишь сферой научных исследований, но в первую очередь направлен на практическое применение. Основной нормативно-правовой акт в данной области – Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ, также вызывает множество вопросов как у ученых, так и у юристов-практиков. Это же касается и миграционной политики государства по отношению к беженцам и вынужденным переселенцам.
Многие авторы отмечают
в своих работах и такие
практические проблемы в интересующей
нас области как затянутость
процедуры получения
В начале работы над выбранной нами темой, перед нами стояла цель – произвести общий теоретический и правовой анализ института гражданства и связанных с ним юридических процедур и правовых статусов применительно к современной российской правовой действительности. В рамках достижения поставленной цели нами был определен ограниченный круг научных задач, в соответствие с которым и был составлен план настоящей курсовой работы. К числу таких задач относятся:
1) определение различных научных подходов к пониманию термина «гражданство» и его сущности;
2) выделение характерных черт и основных принципов гражданства;
3) рассмотрение особенностей
правового регулирования
4) отражение особенностей различных порядков приобретения гражданства, предусмотренных российским законодательством;
5) определение основных
способов прекращения
6) выделение государственных органов, ведающих делами о гражданстве, и специфики их деятельности;
7) отражение основных этапов производства по делам о гражданстве;
8) определение особенностей правового статуса различных групп населения нашей страны в зависимости от наличия у них гражданства Российской Федерации.
Таким образом, в соответствие с поставленными задачами настоящая курсовая работа состоит из введения, основной части, разделенной на три главы (которые в свою очередь делятся на пункты), заключения и списка использованных источников и литературы.
Нормативной основой данной исследовательской работы, прежде всего, явились уже упоминаемые нами ранее Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О гражданстве», а также Указ Президента РФ № 1325 от 14 ноября 2002 года и ряд других федеральных нормативно-правовых актов и международных договоров.
Как уже упоминалось нами ранее, выбранная тема вызывает интерес ученых уже давнее время, в силу чего количество научной и учебной литературы в данной области более чем достаточное. В этом отношении особо хотелось бы отметить работы Ж.И. Овсепян «Гражданство в России», «Российское гражданство» под редакцией В.Я. Кикотя и учебник по конституционному праву М.В. Баглая.
В ходе подготовки к написанию данной работы нами также было прочитано и проанализировано немало тематических научных статей. Наибольший интерес при этом вызвали работы Л.В. Андриченко «Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы», А.Б. Блинова и Н.Ю. Чаплина «Гражданство России: проблемы и перспективы» и статья М.В. Варлена «Новые аспекты института российского гражданства».
В процессе работы над заявленной темой нами была достигнута общая цель, указанная в настоящем введении, а также решены поставленные задачи. Итоги произведенного исследования представлены в основной части данной курсовой работы.
1. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Понятие, сущность, характерные черты и принципы гражданства
Начиная исследование института гражданства, прежде всего, стоит разобраться в его теоретическом аспекте. Современная правовая наука признает данный термин «динамическим», так как ему изначально предшествовало понятие «подданство», что существенно влияло на его объем и сущность. Стоит отметить, что термин «подданство» и сейчас сохранился в ряде монархических государств, хотя фактически он тождественен гражданству. Изначально же подданство, в отличие от гражданства, устанавливало личную верность подданного монарху. В этом отношении мы согласны с научной точкой зрения А.Н. Кокотова о том, что необходимо различать гражданство и подданство «по критерию первичного субъекта власти в государстве», а не по «критерию формы правления»3.
Говоря же об определении интересующего нас термина «гражданства», стоит отметить, что оно законодательно закреплено в абзаце 2 статьи 3 Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»: «гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»4. Таким образом, гражданство, с одной стороны, означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государства и всех обязанностей, установленных Конституцией и законами РФ, а с другой предполагает наличие у граждан определенных прав в отношении государства и возможности потребовать от него защиты этих прав5.
Разбирая законодательное определение исследуемого нами термина нельзя не отметить также двух важнейших его сущностных черт: гражданство – это устойчивая правовая связь. Устойчивость в данном случае определяется бессрочным характером гражданства, так как при любом способе его приобретения, срок действия гражданства изначально не ограничивается6. Более того, часть 3 статьи 6 Конституции РФ изначально устанавливает принцип: «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его»7.
Правовой характер связи гражданина и государства в рамках рассматриваемого института определяется обязательным юридическим оформлением такой связи. При этом гражданину выдается документ, подтверждающий наличие указанной связи (паспорт, свидетельство о рождении и иные документы, содержащие указание на гражданство)8.
В научной среде существуют и иные точки зрения на понятие и сущность гражданства. Их можно объединить в пять основных подходов9:
1) гражданство представляет
собой принадлежность лица к
государству (при этом под
2) оно выступает в
качестве правовой или
3) оно является особым правоотношением государства и личности;
4) гражданство выступает в качестве принадлежности лица к населению, обществу, нации или народу государства;
5) данный институт указывает на государственную идентичность лица, то есть свидетельствует о наличии некоего «сочленства» в государстве.
Наиболее удачное по нашему мнению определение гражданства было дано в упоминавшемся нами во введении учебном пособии под редакцией В.Я. Кикотя: гражданство представляет собой «особое политико-правовое состояние человека, представляющее собой общую, непрерывную и устойчивую связь его с государством, вследствие чего лицо получает возможность пользоваться всеми установленными законом правами, а также обязуется выполнять определенные обязанности»11. При этом сущность гражданства состоит в установлении политико-правового состояния основной части населения страны12.
На основе анализа
законодательного и научного понимания
гражданства как правового
1. Существование института
гражданства неразрывно
2. Связь гражданина и государства всегда имеет устойчивый (в силу непрерывности и бессрочности) и правовой (в силу обязательности юридического оформления) характер.
3. Гражданство напрямую
не зависит от факта
4. Гражданство изначально
не зависит от этноса лица
и никоим образом не указывает
на его этническое
Также в рамках исследования общих положений о гражданстве, стоит отметить его основные принципы, зафиксированные в Конституции Российской Федерации и ФЗ «О гражданстве РФ» 2002 года: