Идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:04, курс лекций

Краткое описание

История возникновения термина «идеология» и его трактовки.
Языческая религия и славянская мифология.
Судьба языческих верований после принятия христианства .
Либеральные идеологии.
Консервативные идеологии.
Социал-демократизм и коммунизм.
Идеологическая перспектива.

Вложенные файлы: 1 файл

идеология.docx

— 176.28 Кб (Скачать файл)

25. Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое государство.

Термин демократия буквально означает «власть народа» или «правление народа». демократии стали уточняться.

Исходным принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти. Данный принцип закреплен в статье 3 Конституции белорусского государства, который гласит так: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».

В числе принципов демократии — разделение властей и выборность основных органов власти и должностных лиц государства. Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Важным принципом демократии считается  политический и идеологический плюрализм. В соответствии со статьей 4 Конституции демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Политические партии и другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. В соответствии с общепринятыми нормами запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Становление и развитие демократии предполагает наличие определенных политических, экономических, социальных и культурных предпосылок. Необходимой политической предпосылкой является наличие национальной государственности. Республика Беларусь и есть состоявшееся национальное государство. Экономической предпосылкой является высокий уровень экономического развития страны и многообразие форм собственности. Социальной предпосылкой является наличие гражданского общества, основы которого в Республике созданы. Культурной предпосылкой является высокая степень грамотности населения и развития культуры. Уровень того и другого в нашей стране отвечает самым высоким критериям.

26. Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся[1].

 

Стремление к социальному государству  является одним из ключевых положений  политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве  содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего  благоденствия предполагает, что  социальные гарантии обеспечиваются путём  государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой  политикой.

 

Часто считается, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны»

Этимология

 

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн[3][4][5]. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной  самоопределяющейся личности посредством  своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

[править]

История

[править]

Прусский социализм

Основная статья: Прусский социализм

 

Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства  промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер  О. фон Бисмарк, позднее кайзер Вильгельм II, прямо предупреждали о такой  угрозе. Советники канцлера О. фон  Бисмарка (особенно Г. Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных  правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп  работников, самоуправляемых товариществах  взаимного страхования. Это позволяло  аккумулировать финансовые ресурсы  как гарантии качественной медицинской  и реабилитационной помощи, высокий  уровень страховых выплат. Такая  социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» («Прусский социализм») и в модифицированном виде использовалась долгое время в  Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное  социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. —  финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни.

 

Социальное страхование от несчастного  случая было введено и в других странах: в Австрии в 1887 г., во Франции  — в 1898 г., в Норвегии — в 1894 г., Новой Зеландии -в 1900 г., Швеции — в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции — в 1891 г., в Норвегии — в 1909 г.

[править]

Государство благосостояния

 

Большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового  курса» в начале 1930-х годов в  связи с Великой депрессией.

 

В Великобритании значительным событием стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 г.), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о «модели социальной защиты» Бевериджа. Правительство лейбористов в основном реализовало эту модель в Великобритании, формируя с 1945 г. систему социальной защиты, включающую предоставление государственных гарантий для населения, установление обязанности работодателя обеспечить социальное страхование наемных работников с их частичным участием, а также обязанности работника по дополнительному личному страхованию. Обеспечивались базовые условия жизнедеятельности — государственное (бесплатное) здравоохранение, равные возможности семьям в воспитании детей (пособия на детей), предотвращение массовой безработицы.

 

В США в 8 января 1964 г. в первом послании о положении страны президент  Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны  с бедностью в Америке» как  часть программы построения «Великого  общества» (Great Society). 16 марта того же года он направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volunteers in Service to America, VISTA). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продо­вольственных купонов. Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг.[6]

[править]

Изменение отношения к идее социального  государства

 

После Второй мировой войны в  Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства[7], под которым понимался умеренный  демократический социализм. Европейское  социальное государство тех лет  характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и  добывающей промышленности. В экономике  господствовало кейнсианство.

 

Кризис идей социального государства  пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика.

[править]

Современная география

 

В качестве количественных критериев  реализации социального государства  часто используются

Уровень бедности

Относительный эффект социальных программ на уровень бедности

Доля ВВП на расходы, связанные  с социальными программами

 

Среди современных примеров реализации идеала социального государства  обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую  Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.

[править]

Социальное государство в России

 

С 1993 года Россия официально провозглашена  социальным государством (Конституция  Российской Федерации, глава 1, статья 7)[8], но на деле оно проводит ультраконсервативную социальную политику, обеспечивая достойное  существование лишь некоторым группам  пенсионеров[9].

[править]

Критика

 

Многие утверждают что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.

 

Коммунисты считают что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов — социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся

27. Светское государство — государство,  появившееся в результате отделения  церкви, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

 

Законодательство светского государства  может соответствовать (полностью  или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками.

 

В светском государстве каждый человек  вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным  институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи  всех конфессий равны перед законом.

 

Большинство мусульманских стран  не отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами[1], в конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная  форма брака является единственно  возможной. В Малайзии в последние  годы произошёл отход от светского  государства (появилась религиозная  полиция, разбирающая дела мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например, Турция и ряд стран СНГ. Кроме того, бывают случаи, когда государство имеет государственную религию и вместе с тем провозглашает себя светским (Англия, Дания, Египет, Тунис, Бангладеш и т.д).

 

Не полностью религия отделена от государства и в Израиле.

28. Государственные символы Республики Беларусь

 

Каждый народ издревле защищал  и оберегал Родину – территорию своего развития и проживания, национальную культуру, свой уклад жизни, сформированные опытом поколений нравы, обычаи, воззрения. Каждый народ гордился и гордится своей историей, славил и славит героических, трудолюбивых предков. Единению народа служили многочисленные общепринятые символы в одежде, украшениях, утвари, жилищных постройках. Эти символы, носители сущностной информации, использовались в повседневной жизни простого народа, при дворах правителей, в отношениях с иностранцами, во время военных  походов.

 

С 1919 года в Беларуси использовался  красный флаг, с 1951 года в связи  с вступлением Беларуси в Организацию  объединенных наций использовался  красно-зеленый флаг с белым орнаментом. С 1991 года в Беларуси применялся бело-красно-белый  флаг, но подавляющее большинство  населения Беларуси не считало его  национальным флагом, поскольку им пользовались немецкие пособники в  годы Великой Отечественной войны. В качестве герба применялось  изображение конного рыцаря с  мечом, служившее гербом Великого Княжества  Литовского, в его состав входила  Беларусь. Рыцарь был отвергнут, как заимствованный, не отображающий суть белорусской истории, хотя белорусские воины издревле участвовали в сражениях. 14 мая 1995 года на референдуме были утверждены Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн как символы государственного суверенитета республики.

 

Государственный герб и флаг нашей  страны воплощают ее общественный и  политический строй. Государственные  символы Беларуси отражают также  основополагающую идею равенства всех граждан Республики Беларусь независимо от социальной, национальной или религиозной  принадлежности.

 

Герб и флаг Республики наделены яркими чертами, которые сразу напоминают о нашей родной стране. Они легко  узнаваемы среди всех государственных  символов мирового сообщества. С помощью  простых и понятных средств отражают славную историю народа Беларуси и его многовековые традиции.

Информация о работе Идеология