Идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:04, курс лекций

Краткое описание

История возникновения термина «идеология» и его трактовки.
Языческая религия и славянская мифология.
Судьба языческих верований после принятия христианства .
Либеральные идеологии.
Консервативные идеологии.
Социал-демократизм и коммунизм.
Идеологическая перспектива.

Вложенные файлы: 1 файл

идеология.docx

— 176.28 Кб (Скачать файл)

Идеологические  принципы соц. пол. РБ:

  1. социальное выравнивание гр-н РБ
  2. сохранение системы льготирования
  3. широк. часть гр-н и общ-ва в усилении соц. защищённости малообеспеченных гр-н
  4. социально-ориентированная рыночная экономика

Беларусь  провозгласила, что её высшая ценность – человек. Государственная, социальная политика была и остаётся главным  приоритетом бел. идеологии, основная цель – обеспечение всем гражданам страны достойного уровня и качества жизни. Предполагается восстановить в сознании граждан такую идеолог. ценность – оплата труда в качестве основного источника дохода населения и важного стимула трудовой активности. Представляется исключительно важным восстановление традиционных ценностей – уважение трудового образа жизни, соц. справедливости. В этой связи предстоит совершенствование структуры зарплаты – надбавки, премии. Гос-во взяло на себя обязанность увеличить уровень оплаты труда до 350 долл. в месяц в 2005г.

В реальном секторе экономики означено принятие дополнительных мер для увеличения эффективности, качества и производительности труда.

В сфере образования  – выйти на наиболее высокий качественный уровень обучения через реформирование и совершенствование существующего  образования. В реализации этой политики – небольшой перенос заимствованной структуры и качества зап. стран и ничего не перенося лучшего, что сложилось до реформирования; озабоченность вызывает переход к 12 летнему обучению, тестированию, переход к двухступенчатому высшему образованию.

В области  демографической ситуации – в  Республике устойчивая тенденция депопуляции, превышения смертности над рождаемостью, старение населения, снижение продолжительности  жизни. Сложившаяся ситуации потребовала срочных мер для её разрешения. З-н «О демографической безопасности РБ»

В обл. семьи  соц. пол. гос-ва: соц. защита семей, отношения к детям-сиротам, проблема усыновления детей.

Роль семьи  в формировании нравственного здоровья нации, патриотического воспитания, преодоление негативных последствий  в семейной сфере (алкоголизм, преступность, наркомания), охрана материнства и  детства.

В обл. пол. разгосударствления и приватизации – идеология направлена на то, чтобы выиграло всё общество и социальн. направленность работы предприятий.

85,7% – разгосударствлен. и приватизир. собственности попало в коллективную собственность.

Развитие  мелкого предпринимательства, капитал. строительства, торговли и сфера услуг, рост доли отечественных товаров, падение уровня безработицы, укрепление правопорядка, возрождение села, забота о ветеранах и пенсионерах, охрана окр. среды.

Социальная  направленность экономики страны –  развитие отраслей группы Б (экономика работала бы на человека, удовлетворяя потребности). Кроме пр-ва товаров народного потребления, должна решать вопросы о строительстве жилья, дет. садов, школ, предприятий, учреждений культуры и спорт. назначения с сохранением собственников профиля и недопущения уменьшения раб. силы.

30. Функции идеологии.

 

Идеология появляется в обществе потому, что в ней возникает потребность. Но какие же функции выполняет  идеология? Во 1-х, познавательную функцию. Каждая идеологическая система предлагает свою совокупность знаний, полученных в сфере духовной культуры и на основе опыта классов и социальных групп. Основываясь на этих знаниях идеология создает свою модель истории человеческого общества и места в ней той социальной группы, этноса или конфессии, интересы которых и обосновывает данная идеология. Во 2-х, ценностная (аксиологическая) функция. Каждая идеология опирается на свою систему ценностей- политических, экономических, правовых, моральных, эстетических, культурных и т. п. Различия между идеологиями обусловлены именно ценностными ориентациями составляющих частей общества. Поэтому при классификации всех многочисленных идеологических течений именно система ценностей будет, как мы убедимся далее, главными критериями при выделении ее в определенную группу ("левые", "правые", " крестьянские", "националистические" и т. п.). Признание определенных идеологических ценностей индивидом обычно способствует также и усвоению определенных норм и правил поведения, а также нередко и предпочтений в области культуры. Гражданин, осознанно разделяющий конкретные идейные ценности в политике всегда делает сознательный выбор. Как правило, разделяющие общие ценности объединяются в политические организации (партии) для защиты своих ценностей. Отсюда вытекает и следующая функция идеологии – программно – целевая. Она показывает политические цели, которые надо достигнуть для торжества своих ценностей. В свою очередь, эти цели и способы их реализации, нуждаются в изложении их в специальном документе – политической программе. Далее можно выделить организующую функцию идеологии. Люди, имеющие сходные политические убеждения, для достижения своих целей сплачиваются в политическую организацию. Часто такие группы единомышленников превращаются в устойчивые социальные общности людей со своей традицией, чертами поведения, особым мировосприятием и даже со специфическим языком, не всегда понятным посторонним. Идеологическое единство часто создает чувство групповой солидарности, сравнимое с этническим или культурным единством. Политические убеждения часто можно установить по его внешнему виду, например, по ношению определенных элементов одежды, значков или других символических знаков, особой прическе, а также по использованию особой лексики. Подобный внешний вид играет такую же роль, как и военный мундир, сразу выделяя политического активиста в толпе, в то же время объединяя его со "своими". Так, в конце 19-го века во Франции бонапартисты носили в петлице пиджака пармскую фиалку (поскольку жена Наполеона 1 после крушения империи стала герцогиней Пармской), а в Германии в период запрета социал – демократической партии в 1878-90 гг. члены этой нелегальной партии узнавали друг друга по красной гвоздике, дешевому, чисто пролетарскому цветку. Когда в 1980-х гг. в Турции установилась военная диктатура, запретившая все политические партии и всякую политическую деятельность, особенно в университетах, то одним из первых указов военного режима стало требование всем студентам носить одинаковую прическу во имя "национального единства". Подобный указ был вызван тем, что среди турецких студентов поклонники ультралевых идей носили длинные волосы под Че Гевару, сторонники фашистской организации "Серые волки" – длинные "османские" усы, а исламские фундаменталисты брили голову, но зато отпускали окладистые бороды. Турецкие генералы почему-то считали, что введя одинаковую прическу, они добьются одинаковых мыслей у студентов. Можно выделить также мобилизующую функцию, когда осуществляется конкурентная борьба с представителями других идеологий. И наконец, идеология обладает прогностической функцией, т. е. она моделирует будущее общество, к которому призывает стремиться своих сторонников. Как видим, идеология направляет, развивает, упорядочивает, развитие общества. Без идеологии невозможно поступательное развитие политики, экономики и культуры, иначе наступает хаос во всех сферах общества. Лучше глупая идеология, чем никакой.

 

К. Манхейм, Г. Моска, В. Парето и др. сходятся на том, что идеология является действенным и незаменимым инструментом, с помощью которого осуществляется социальный прогресс, вырабатываются общие цели, аккумулируется социальная энергия людей. Т.е. идеология – это механизм работы т.н. «эгрегора» (сущность коллективного разума группы людей). Кроме того, сложение коллективных энергий происходит по определенным законам, для изучения которых необходимо расширить наше представление о Вселенной и выйти за пределы 3-х мерного измерения в 4-х мерное. Т.е. оперировать новыми научными понятиями (эффект скручивания времени и пространства, тонкоматериальное взаимодействие объектов, энергетические тела человека, коллектива и планеты и т.д.)

31. Проблема общественного прогресса была поставлена еще в XVIII веке идеологами буржуазии. Они полагали, что, несмотря на невежество и заблуждения людей в прошлом, в будущем утвердиться разумный строй, отвечающий природе людей и делающий их счастливыми. Это связано с тем, что, по их мнению, в самой природе человечества заложена способность к безграничному совершенствованию.

 

В XIX веке проблемы социального прогресса  получила свое развитие в трудах К.Маркса, К.Маркс считал, что в основе развития общества лежит сфера материального производства, которая оказывает решающее влияние на все другие стороны и области социальной жизни. Он ввел понятие «общественно-экономическая формация», то есть общество на определенном этапе своего развития с известным уровнем производительных сил, соответствующими им производственными отношениями и политической надстройкой. Именно в рамках такой формации происходит поступательное движение человечества, которое на определенном этапе закономерно приводит к переходу в новую, высшую форму, то есть к новой общественно-экономической формации.

 

Социальные процессы, происходившие  в XX в., породили много проблем и  вопросов, связанных с развитием  отдельных стран и человечества в целом. Это привело к появлению  новых теорий социального развития. Одной из таких теорий является теория модернизации. Модернизация – это  переход общества от традиционного  аграрного состояния к современному – индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

 

Индустриальное общество характеризуется прежде всего переходом к машинной технике, ориентацией на максимальное использование природных ресурсов, достижение наибольших объемов производства и выпуск массовой стандартной продукции, усилением социальной мобильности, разделением сфер частной и общественной жизни, включением широких масс населения в политический процесс, становлением и развитием гражданского общества и правового государства, идеологическим плюрализмом, развитием сферы современного образования.

 

В постиндустриальном обществе преобладает  не первичная сфера экономики (сельское хозяйство), не вторичная (промышленность), а третичная (сфера услуг), в которой  определяющую роль играет информация. Утверждается, что компьютерная революция, которая разворачивается в постиндустриальном обществе, делает именно информацию, а  не труд, фундаментальным социальным фактором, лежащим в основе развития общества.

 

Модернизация охватывает все стороны  общественной жизни. В политической сфере – это переход от традиционной политической системы к современной, которая соответствует требованиям  и реалиям развития человечества в XX – XXI вв. Этот переход связывают  с демократизацией политической системы. Выделяют два подхода к  оценке характера и перспектив демократических преобразований: либеральный и консервативный.

 

Представители либерального направления  в качестве основного критерия выдвигают  степень вовлеченности населения  в систему представительной демократии. Характер модернизации зависит от степени  открытости политических элит. Отрицательное  отношение к авторитаризму –  существенная черта этого направления  теории политической модернизации.

 

Представители консервативного направления  модернизированность общества связывают прежде всего не с уровнем демократизации политических институтов, а с их прочностью и организованностью, так как рост политического участия масс может обогнать реальный уровень их демократического развития. В связи с этим более уместен авторитарный режим, если он обеспечивает экономический рост, переход к рынку, решение социальных задач и национальное единство. Переход к демократии должен осуществляется постепенно, по мере достижения успехов в реформировании экономических и социальных отношений. Такой вариант политической модернизации в настоящее время характерен для стран СНГ, в том числе и Республики Беларусь.

 

Важнейшим направлением модернизации является переход к рыночной экономике. В мировой практике принято выделять две основные модели рыночного развития – либеральную и социально  ориентированную. В Республике Беларусь выбрана и функционирует социально-ориентированная  модель экономического развития. Характерными особенностями этой модели являются следующие:

 

1. Построение сильной и эффективной  государственной власти. Государство  – институт, представляющий все  общество и обладающий правом  внеэкономического вмешательства  в экономические отношения. Государственная власть должна: обеспечивать условия для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм, предотвращения криминализации хозяйственной деятельности; обеспечивать социальную ориентацию рыночной экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты; проводить гибкую внешнеэкономическую политику, направленную на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка; осуществлять приоритетную поддержку науки, образования и научно-технического прогресса как главного фактора повышения эффективности производства; создать систему гражданского законодательного регулирования функций государства, адекватной требованиям рыночной экономики.

 

2. Равноправное функционирование  государственного и частного  секторов экономики. Это означает, что частный сектор может и  должен развиваться в таких  же социально-экономических и  правовых условиях, что и государственный,  но не в ущерб национальным  интересам.

 

3. Приватизация не как самоцель, а как средство привлечения  заинтересованного инвестора, формирования  эффективного собственника.

 

4. Многовекторность внешнеэкономической деятельности. Беларусь должна развивать экономические связи прежде всего с теми странами и регионами мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам. При этом приоритетными являются развитие интеграции с Россией и странами СНГ.

 

5. Сильная социальная политика. Главная цель социальной политики  – обеспечение устойчивого роста  уровня и качества жизни населения,  создание условий для развития  человеческого потенциала. Стратегия  государства по реализации этой  цели направлена на повышение  денежных доходов населения как  важнейшего показателя уровня  жизни, совершенствование системы  пенсионного обеспечения, усиление  адресной социальной поддержки  слабо защищенных групп населения;  повышение доступности качественной  медицинской помощи и образования  для всех социальных групп  населения, охрана материнства  и детства. 

 

Геополитическое положение Республики Беларусь имеет принципиальное значение для определения внешнеполитического  курса государства. Внешняя политика – это действия государства и  его институтов за пределами своей  суверенной территории, направленная на взаимодействие с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств, международными и общественными  организациями. Внешняя политика любого государства является продолжением его внутренней политики, т.е. она вторична от внутренней и производна от нее.

 

Базовым принципом, на котором строится внешняя политика любого государства, являются национальные интересы. Национальные интересы - это официально выраженные или осознанные потребности страны, направленные на обеспечение благоприятных  условий для ее развития. Национальные интересы определяются характером исторических процессов, геополитическими условиями, внутренней и международной ситуацией.

 

Базовыми национально-государственными интересами Республики Беларусь являются:

 

- сохранение и укрепление независимости  и суверенитета страны, ее территориальной  целостности;

 

-  обеспечение надежной безопасности  страны;

Информация о работе Идеология