Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:42, контрольная работа
Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Однако, избирательная система не может формировать, а тем более играть существенную роль в процессе становления государственности, наоборот, государственность является институтом, полностью и исключительно отвечающим за структуру и форму избирательной системы. Цель данной работы состоит в теоретико-правовом рассмотрении сущности, понятия, функций, видов избирательной системы, акцентировании внимания на избирательной системе Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие «избирательная система» и ее структура…………………………4
2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки…………………………………………………8
3. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ…………………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………. 21
Явная несправедливость по отношению
к участвующим в выборах
Однако пропорциональная система имеет не только плюсы, но и минусы. К числу последних относится, во-первых, то обстоятельство, что голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями, следовательно, избиратель должен выбирать не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосовать за список кандидатов, из которого ему известны в лучшем случае несколько лидеров. Правда, с другой стороны, руководство партии (движения) может, таким образом, наряду с громогласными ораторами провести в парламент неизвестных широкой публике людей, которые, будучи профессионалами в различных сферах, в состоянии компетентно участвовать в разработке законов и контроле над деятельностью исполнительной власти. Впрочем, следует оговориться, что может сложиться и такая ситуация, когда эти неизвестные люди окажутся личностями бесполезными или даже одиозными.
Во-вторых, неограниченное использование
пропорциональной системы может
привести к появлению в палате
множества мелких фракций, объединенных
вокруг маловлиятельных, но амбициозных
лидеров, которые, не будучи способны к
конструктивному
Смешанная избирательная система возникает тогда, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. Характерен в этом отношении порядок выборов немецкого Бундестага, послуживший примером для ряда стран, в том числе и для России.
Согласно федеральному избирательному
закону в редакции 1994 года, половина
состава Бундестага (328 депутатов) избирается
по одномандатным избирательным
округам по мажоритарной системе
относительного большинства. Другая половина
избирается по земельным спискам
кандидатов, то есть каждая из 16 земель
(субъектов федерации) является многомандатным
избирательным округом, в котором
баллотируются земельные списки
кандидатов, составленные политическими
партиями, мандаты между которыми
распределяются по пропорциональной системе.
Соответственно каждый избиратель имеет
два голоса первый в одномандатном
избирательном округе, а второй за
земельный список. Оба голоса подаются
в одном конверте. Кандидат от партии
может одновременно баллотироваться
и в одномандатном
С определением результата выборов в одномандатном округе все ясно: кто получил больше первых голосов, чем другие кандидаты, тот и избран. Что же касается определения результатов выборов по земельным спискам, то это гораздо более сложное дело.
Сначала подсчитываются вторые голоса, поданные за каждый из земельных списков. При этом не учитываются вторые голоса тех избирателей, которые свой первый голос отдали за кандидата, победившего в избирательном округе, если этот кандидат был выдвинут не партией, а избирателями, или партией, земельный список кандидатов которой в соответствующей земле не был допущен земельным избирательным комитетом. Из общего числа депутатских мандатов от данной земли исключаются мандаты, полученные в одномандатных избирательных округах кандидатами, которые выдвинуты избирателями, а также партиями, не допущенными к распределению мандатов по пропорциональной системе (не преодолевшими заградительный пункт).
Здесь речь идет о партиях, земельные
списки которых не получили на территории
страны 5 процентов действительных
вторых голосов или не провели
своих кандидатов в депутаты хотя
бы в трех одномандатных избирательных
округах. Это ограничение не распространяется
на земельные списки кандидатов от
партий национальных меньшинств; их списки
допускаются к участию в
Таким образом, кроме вторых голосов,
поданных за земельные списки партий
национальных меньшинств, при распределении
мандатов по пропорциональной системе
учитываются вторые голоса, только
поданные за земельные списки партий,
преодолевших заградительный пункт. Оставшееся
число мандатов распределяется между
этими списками следующим образом.
Общее число этих мандатов умножается
на число вторых голосов, поданных за
земельные списки партии по стране,
и делится на общее число вторых
голосов, поданных за все участвующие
в распределении земельные
Из числа мандатов, получаемых земельным списком партии в результате пропорционального распределения, вычитается число мандатов, уже полученных ею в одномандатных избирательных округах. Соответственно при передаче мандатов кандидатам из земельного списка партии не учитываются те из них, кто избран в этих избирательных округах. Если на земельный список пришлось больше мандатов, чем в нем значится кандидатов, излишние мандаты никому не передаются. Если же партия получила в одномандатных избирательных округах больше мандатов, чем ей положено в результате пропорционального распределения, все ее мандаты сохраняются за ней, а общее число мандатов в Бундестаге соответственно увеличивается.
Одним из главных недостатков системы выборов по партийным спискам считается отсутствие прямой связи между избирателями и депутатами. Наиболее уязвима в этом отношении принятая в нашей стране система выборов по единому общенациональному округу и «закрытым» спискам. Выбор в пользу единого общенационального округа больше характерен для небольших государств, таких как Израиль.
Опишите основные параметры и особенности современной
российской избирательной системы. Объясните политический
смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ.
Современная российская избирательная система сложилась в результате проведения нескольких реформ, одна из таких, реформы 1993-1995 годов, где не последнюю роль сыграл закон «О выборах Президента РФ» [4,ФЗ]. Эта реформа началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ и нашла свое дальнейшее отражение в ряде Федеральных законов. Следующей, на мой взгляд, реформой избирательной системы России, стало вступление в силу закона от 7 декабря 2006 года нового Закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также повышение проходного барьера для политических партий до 7 процентов. Данный акт реформирует избирательную систему России, я бы даже сказала, устраняет мажоритарную составляющую и формирует депутатский корпус исключительно по партийным спискам, причем по системе так называемых «открытых» списков, когда избиратель может, голосуя за определенную партию, отмечать наиболее ему нравящихся в ней кандидатов.
В 32 статье п.2 Конституции РФ говорится о том, что «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления». В той же статье, но уже в 3 пункте определяется круг лиц, лишенных избирательного голоса: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации. Всеобщее, равное избирательное право при тайном голосовании закрепляется в 81 статье Конституции.
Понятие избирательной системы
складывается из всей совокупности правовых
норм, регулирующих порядок предоставления
избирательных прав, проведение выборов
и определения результатов
Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле – это вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, в этом смысле образуется обширный институт конституционного права, а в узком смысле – нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право).
Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное – право быть избранным. Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).
В Российской Федерации активное избирательное
право предоставляется
Предоставление гражданам
Что же касается пассивного избирательного
права, то оно основывается на дополнительных
условиях, установленных Конституцией
Российской Федерации, законами и иными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации. Так, Президентом Российской
Федерации может быть избран гражданин
Российской Федерации не моложе 35 лет,
постоянно проживающий в
Пассивное избирательное право
ограничивается и рядом других федеральных
законов и законов субъектов
Российской Федерации. Так, депутатами
законодательных органов не могут
быть судьи, прокуроры, должностные
лица органов исполнительной власти.
Военнослужащие, сотрудники органов
внутренних дел и налоговой полиции,
работники прокуратуры РФ могут
быть избраны депутатами Государственной
Думы, главами администраций
Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеются права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме. Российское избирательное право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы, так как такие ограничения не свойственны демократическим государствам.