Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:28, курсовая работа
Краткое описание
Цель моей работы состоит в рассмотрении избирательной системы и существующих видов выборов в РФ. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: 1. дать понятие избирательной системы в РФ; 2. рассмотреть принципы избирательного права в РФ; 3. обозначить важнейшие источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации; 4. рассмотреть виды избирательных систем в РФ; 5. перечислить виды выборов, существующие в РФ.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Понятие избирательной системы в РФ………………………………………..5 2. Принципы избирательного права (избирательной системы)………………..7 3. Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации………………………………………………………………………..12 4. Виды избирательных систем в РФ…………………………………………...18 - мажоритарная избирательная система……………………………………...19 - пропорциональная избирательная система…………………………….......22 - пропорциональная избирательная система………………………………...24 5. Виды выборов в Российской Федерации……………………………………27 Заключение……………………………………………………………………….31 Список литературы………………………………………………………………32
Избирательные
права граждан законодательно защищены
от любой дискриминации. Установлено,
что гражданин РФ может избирать
и быть избранным независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Не
имеют права избирать и быть избранными
граждане, признанные судом недееспособными,
а также граждане, содержащиеся в
местах лишения свободы по приговору
суда. Однако после отбытия наказания
по приговору суда гражданину возвращаются
избирательные права в полном объеме.3
Ограничения
пассивного избирательного права были
расширены. Теперь не имеют права
быть избранными также граждане с
неснятой или непогашенной на день
выборов судимостью за совершение тяжких
и особо тяжких преступлений и
преступлений экстремистской направленности.
Закон лишает права быть избранными лиц,
в отношении которых судебным решением
установлен факт нарушения некоторых
положений Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской
Федерации».
Российское
избирательное право не предусматривает
верхнего возрастного предела для
избрания на выборные должности и
в представительные органы. Такие
ограничения не свойственны демократическим
государствам. Установление в свое
время такого предела в ряде субъектов
РФ было неправомерным.
Действующим
федеральным законодательством
не закрепляется право отзыва депутатов,
допускающее возможность досрочного
лишения полномочий депутатов избирателями.
Это право встречается в демократических
странах (Австрия, Соединенные Штаты Америки),
но в целом довольно редко, большей частью
из-за сложности его практического применения
и вследствие установившейся концепции
независимости депутатов.
Равное
избирательное право трактуется
в федеральном законе как участие
граждан в выборах «на равных основаниях».
Эта скупая формула означает, что все граждане,
удовлетворяющие требованиям закона и
не отстраненные от участия в голосовании
по законным основаниям, имеют равные
права и обязанности как избиратели.
Принцип
равенства имеет вес, как для активного,
так и для пассивного избирательного права.
Граждане должны находиться в равном положении
при их регистрации как избирателей, при
выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении
гарантий в ходе предвыборной агитации,
при определении результатов голосования
и так далее, то есть на каждой из стадий
избирательного процесса.
Ни
единому избирателю нельзя предоставить
большего числа голосов, чем другим
(эта норма известна в конституционном
праве как «один человек - один
голос»). Все голоса должны иметь «равный
вес», то есть в равной степени влиять
на результат выборов.
Прямое
избирательное право означает, что
избиратели голосуют на выборах за
или против кандидатов (списка кандидатов)
напрямую. Прямые выборы позволяют гражданам
без каких-либо посредников вручать свой
мандат тем лицам, которых они знают и
которым они данный пост доверяют. Этим
прямые выборы отличаются от косвенных
или многостепенных, когда избиратели
путем выборов создают некую коллегию
выборщиков или орган, которые в свой черед
избирают какого-либо депутата или должностное
лицо.
В
ряде стран главу государства
избирает избираемый населением парламент.
Косвенные и многостепенные выборы
нельзя считать явно недемократической
формой народного волеизъявления, и
не случайно международно-правовые акты
в области избирательного права не содержат
требования, чтобы выборы обязательно
были прямыми.
Тайное
голосование - обязательный атрибут
демократической системы выборов,
абсолютная привилегия избирателей. Избиратель
проявляет свою волю без всякого контроля
над ним, давления или запугивания, а также
с сохранением своего гарантированного
права никому и никогда не сообщать о своем
выборе того или иного кандидата. Избирательные
бюллетени не подлежат нумерации, и никто
не вправе пытаться идентифицировать
использованный бюллетень, то есть установить
личность избирателя. В Российской Федерации
в отличие, например, от Соединенных Штатов
Америки не применяются машины для голосования,
а голосование проводится с помощью избирательных
бюллетеней. Для гарантирования тайны
волеизъявления избирателя на избирательных
участках создаются специально оборудованные
кабины для заполнения бюллетеней, в которых
не допускается присутствие иных лиц4
3.
Источники избирательного
права и избирательного
процесса Российской
Федерации
Необходимо
отметить, что единогласия среди
авторов в выражении правовой
основы избирательного права на данный
момент не достигнуто, что в целом
объясняется сложностью поставленной
задачи.
В
современной правовой литературе, большей
частью, вопрос о списке источников избирательной
системы общепринято рассматривать с
избирательным законодательством. Подобное
ограничение круга источников не учитывает,
что правовая регламентация избирательных
отношений может осуществляться и в форме
международного права и международных
договоров Российской Федерации, а также
публичных договоров, имеющих внутригосударственное
значение5. В связи с этим представляется,
что правовые основы избирательной системы
в России регулируются в настоящее время
законодательными актами, образующими
определенную систему по функциональному
предназначению и юридической силе.
В
соответствии с уровнем их принятия
они делятся на пять групп.
К
первой группе причисляют общепризнанные
принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской
Федерации, нацеленные на регламентирование
избирательных правоотношений. Это универсальные
международные акты, регламентирующие
права и свободы человека на участие в
проведении справедливых и свободных
выборов, на участие в управлении своей
страной, своим муниципальным образованием
непосредственно или через свободно избранных
представителей: Всеобщая Декларация
прав человека, утвержденная Генеральной
Ассамблей ООН (10 декабря 1948 г.)6;
Международный пакт о гражданских политических
правах (1966 г.)7; Европейская конвенция
о защите прав человека и основных свобод
(1950 г.)8; Конвенция о стандартах
демократических выборов, избирательных
прав и свобод в государствах-участниках
Содружества независимых государств и
др.
Если
говорить о нормативных договорах
(соглашениях) внутригосударственной
природы, то они также стали в
настоящее время непререкаемыми
источниками избирательной системы
в виде «субъектных квотных моделей
избирательных взаимоотношений
в рамках Российской Федерации»9.
Во
вторую группу относятся законы и
другие нормативные правовые акты,
принимаемые на федеральном уровне.
Это, Конституция РФ, в первую очередь,
в которой регламентируются отправные
начала формирования государственных
органов власти и органов местного
самоуправления.
Равным
образом к источникам данной группы относятся
федеральные законы, указы Президента
РФ и постановления Правительства РФ,
регулирующие формирование избирательной
системы, то есть издание которых прямо
предусмотрено Конституцией Российской
Федерации.
Третью
группу актов, регулирующую избирательную
систему, составляют конституции (уставы)
законы и иные нормативные правовые
акты о выборах по формированию органов
государственной власти в субъектах
Российской Федерации, которые вытекают
из конституционных норм и федеральных
законов о выборах.
К
четвертой группе источников относятся
нормативные правовые акты по формированию
представительных органов местного
самоуправления.
К
пятой группе источников избирательной
системы относятся нормативные правовые
акты избирательных комиссий, принятые
ими в рамках делегированного правотворчества.
При
этом порядок названных актов законодательства
должен соответствовать их месту и иерархии
нормативных актов, установленных ст.15
и 76 Конституции Российской Федерации
Вместе
с тем, организация проведения выборов
регулируется не только Конституцией
РФ, федеральными законами, конституциями
(уставами) субъектов РФ, но и иным
рядом других законодательных актов,
большая часть которых входит
в систему государственного права
и напрямую посвящена юстированию избирательных
отношений. Кроме того, отдельные нормы,
относящиеся к осуществлению избирательных
прав граждан Российской Федерации, содержатся
в правовых актах, не имеющих прямой непосредственной
направленности на упорядочение именно
избирательных отношений и являющихся
структурными элементами финансового,
административного, уголовного, гражданско-процессуального
и иных отраслей российского законодательства.
Исходным
началом участия граждан в
избрании органов публичной власти являются
законодательные акты, имеющие первостепенное
значение, к которым можно отнести Конституцию
Российской Федерации, главы и статьи,
говорящие о формировании федеральных
и региональных органов государственной
власти. Одной из наиболее типичных черт
данных конституционных норм, как обозначает
ряд авторов, является то, что они в своем
большинстве являются нормами непосредственного
действия.
Нормами
этих источников закладываются основные
принципы избирательной системы, система
проведения выборов в органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
В первую очередь, Конституция фиксирует
признание свободных выборов как высшего
непосредственного выражения власти народа10,
признает и гарантирует избирательные
права граждан. Закрепляет право граждан
избирать и быть избранным в органы государственной
власти и местного самоуправления, определяет
содержание избирательных прав граждан11.
Регулирование
и защита прав и свобод человека и гражданина
(в том числе и избирательных прав) находится
в ведении Российской Федерации12.
В ведении Российской Федерации также
находится формирование федеральных органов
государственной власти13.
В
соответствии с Конституцией РФ к числу
федеральных государственных органов,
избираемых гражданами РФ, относятся Президент
РФ и Государственная Дума Федерального
Собрания РФ14. Конституция устанавливает
критерии, кто может быть избран Президентом
РФ (пассивное избирательное право). Эти
правила, помимо гражданства и возрастного
критерия, включают требование к продолжительности
постоянного проживания на территории
Российской Федерации, а также запрет
на занятие данной должности более двух
сроков подряд. Так, ч. 2 ст. 81 закрепляет,
что Президентом РФ может быть избран
гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно
проживающий в Российской Федерации не
менее 10 лет.
В
ч.1 ст. 97 Конституции РФ закреплены
основные параметры кандидата в
депутаты, а именно: депутатом Государственной
Думы может быть избран гражданин Российской
Федерации, достигший 21 года и имеющий
право участвовать в выборах.
Федеральный
закон "Об изменении срока полномочий
Президента Российской Федерации и Государственной
Думы" предусматривает поправки к Основному
закону России. В соответствии с ним срок
полномочий Президента РФ и Государственной
Думы изменён. С четырех до шести лет увеличен
срок, на который избирается Президент
РФ, и с четырех лет до пяти - срок, на который
избирается Государственная Дума. Установление
более продолжительного срока полномочий
Президента РФ по сравнению со сроком
полномочий Государственной Думы направлено
на обеспечение преемственности государственной
политики. Действовать поправки будут
только со следующего президентского
срока. Также отныне в Основном законе
указано, что правительство ежегодно отчитывается
перед депутатами о результатах своей
деятельности, в том числе по вопросам,
поставленным Государственной Думой.
Законодатели
уверены, что увеличение срока полномочий
повышает ответственность президента
и парламента перед гражданами и обществом
за результаты их деятельности.15
Особенностью
Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., по
сравнению с прежней Конституцией
1978 г., является отсутствие в ней
специфического раздела, носящего название
«Избирательная система». Предыдущая
Конституция называла принципы избирательного
права (всеобщее равное и прямое избирательное
право при тайном голосовании) применительно
к выборам Советов народных депутатов
всех уровней потому, что они группировали
единую систему органов государственной
власти.
В
действующей Конституции эти
принципы, как указывалось ранее, определены
только касательно выборов Президента
РФ. Они имеют непосредственно конституционный
характер лишь в отношении указанных выборов,
тогда как в части выборов депутатов Государственной
Думы, выборов в иные законодательные
(представительные) органы государственной
власти, представительные и иные выборные
органы местного самоуправления они несут
законодательный характер, подтвержденный
Конституционным Судом РФ.
Именно
поэтому многие исследователи подчеркивают,
что отсутствие в Конституции России
главы об избирательной системе, игнорирование
принципов избирательного права не способствовали
определению четких ориентиров избирательной
реформы, приоритетным направлением которой
явилось воссоздание на новых принципах
всего избирательного законодательства
в Российской Федерации16.