Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 23:34, реферат
Понятие демократии. Общие признаки демократии как реального явления. Основные исторические формы и современные теории демократии.
Содержание
I. Введение 3
II.Основная часть
1. Понятие и сущность демократии. 4
2. Целесообразность демократии и условия ее существования 16
III. Заключение 19
IV.Библиографический список 20
Государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Курский государственный
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(ГБОУ ВПО КГМУ Минздрав соцразвития РФ)
Кафедра философии
Предмет политология
ТЕМА
: Исторические формы демократии
.
Курск 2012г.
Содержание
II.Основная часть
III.
Заключение
IV.Библиографический
список
Введение
Что такое демократия? При знакомстве с ней можно увидеть, что демократия – это кое-что “слишком человеческое…”, и человечество уже сжилось с нею. В то же время ее нельзя идеализировать, как нельзя идеализировать ни народ в целом, ни любого из нас самих. Минувшее столетие было эпохой грандиозных испытаний, которым подверглись сердцевинные ценности и принципы существования цивилизации. В то же время можно утверждать, что именно благодаря существованию этих ценностей, благодаря вере в них человечество выдержало буревые, переломные периоды своего существования. Среди таких ключевых ценностей на одном из первых мест, безусловно, стоит демократия. Немного в лексиконе человечества слов, которые вызвали бы, подобно слову “демократия”, столько же разнообразных страстей и чувств. Кто-то склонен усматривать в ней едва не главную причину всех неурядиц (в особенности на территории переходных обществ, где слова “демократия”, “реформы” и “кризис” употребляют едва не как синонимы), а для других демократия – символ веры, непересекающийся идеал. Понятно, что тяжело найти истину в крайностях. Демократия – человеческое “произведение”, и в ней можно увидеть все то, что мы желаем увидеть в человеке вообще. Демократия в ее современном понимании изобретена и выпестована на Западе, но не является и никогда не была сугубо “западным явлением”. Сегодня демократия является одной из основополагающих черт современной цивилизации – как, скажем, прогресс науки или технологии. Так же, как все другие черты, демократия несет человечеству как возможности, так и проблемы. Кто внедряет демократию, должен считаться с тем, что, вместе с несомненными достоинствами и добродетелями, демократии “прививаются” ее бесчисленные недостатки.
Понятие и сущность демократии.
Демократия –одно из наиболее употребляемых и в то же время не проясненных понятий политической жизни и политической науки. Известный специалист по проблеме, американский политолог, профессор Стэндфордского университета Филипп Шмиттер, в частности, заметил по этому поводу: “Совершенно очевидно, что демократия представляет собой очень емкое понятие, порой кажущееся аморфным и даже пустым. В разное время по отношению к ней употреблялось огромное количество подозрительных эпитетов: управляемая демократия, “опекунская демократия”, “популярная демократия”, народная демократия, консенсусная демократия. Все это - неуклюжие попытки оправдать нечто, лишь отдаленно напоминающее демократию или не имеющее с ней ничего общего”.
В
этой связи представляется весьма полезным
прояснить конкретное содержание этого
многогранного понятия. На сегодняшний
день в политической науке существует
несколько основных подходов к определению
сущности демократии: 1) Первый подход
- этимологический, т. е. рассматривающий
происхождение и изначальное
значение термина“демократия”. Дословно
же “демократия” переводится с
греческого языка на русский как
“народовластие”, или, по сделанной
в XIX в. американским президентом А.
Линкольном расшифровке, “правление народа,
избранное народом и для
Но подобный подход к пониманию природы демократии мало что проясняет, т. к. даже в самом греческом языке составляющее его корень слово“демос”одновременно означает народ, толпу, чернь и всех людей вообще. Подлинный смысл понятия“демократия” снова от нас ускользает.
Кроме того, при этом остается неясным, как конкретно народ осуществляет свою власть при народовластии? Какие условия должны быть для этого созданы? Должны ли при этом существовать какие-либо ограничения власти народа? 2) Второй поход - нормативный - состоит в понимании демократии как определенного идеала общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства и братства, выдвинутых Великой Французской революцией. Сразу же бросающаяся в глаза слабость данного подхода состоит в том, что он не учитывает оторванность любого идеала от реальной жизни общества (в реальности зачастую недостижимы даже формальная свобода и равенство, а братство - вообще не политическая категория), противоречий, существующих между самими принципами свободы, равенства и братства (как показывает исторический опыт, свобода быстро сводит на нет равенство, а равенство - свободу).
3)
Третий подход - социально-политический
- трактует демократию как
Слабость
этого подхода к пониманию
природы демократии заключается
в том, что остается неясной связь
массового устремления к
4)
Четвертый подход – так
5)
Пятый подход - негативный - рассматривает
демократию буквально как
Слабость этого подхода - в его очевидной односторонности, поскольку ни в одном социальном явлении, тем более таком сложном и многогранном, нельзя видеть одни только отрицательные стороны.
6)
Шестой подход - эмпирический (эмпирия
- непосредственное чувственное
восприятие событий и явлений
окружающего мира) - призывает отойти
от рассмотрения идеальных и
несуществующих моделей
С
позиций этого подхода
Слабость такого понимания демократии проявляется в том, что, несмотря на отвлеченный характер идеальных моделей демократии, определенный идеал все-таки нужен для того, чтобы на него можно было ориентироваться в реальной политической жизни и усовершенствовать действительность.
Полезность же этого подхода состоит в том, что он выделяет некоторые наиболее общие признаки демократии как реального явления. С точки зрения известного американского политолога Р. Даля, современная развитая демократия опирается на семь основных институтов:
1)
Суверенитет народа и
2)
Свободные и честные выборы - т.
е. выборы с реальной
3)
Всеобщее голосование, т. е.
положение, когда практически
все взрослые дееспособные
4)
Право претендовать на
5)
Свобода слова - т. е. граждане
должны иметь право свободно
выражать свое мнение по
7)
Независимость организаций - граждане
должны иметь право с целью
защиты своих интересов
Все это, как принято сегодня считать, в совокупности и составляет сущность реальной демократии.
2.
Основные исторические формы
и современные теории
Неоднозначность феномена демократии определяется не только расхождениями в понимании ее природы, но также длительной эволюцией ее исторических форм. Самой же первой исторической формой демократии, по мнению антропологов и этнографов, была родовая. По их наблюдениям, в рамках родового первобытнообщинного строя все взрослые мужчины и женщины обладали правом голоса, в т. ч. в Совете рода, который выбирал руководителей рода, принимал решения об объявлении войны и о принятии в род посторонних. В то же время в рамках составленного из отдельных родов племени все решения принимал совет из старейшин и военных вождей, т. е. имело место аристократическое правление. Таким образом, основными признаками родовой демократии являлись следующие: 1) Она существовала в замкнутых родовых коллективах и не распространялась на племенной уровень;
2)
Отсутствовали разделение
3) Власть вождей и старейшин опиралась не на институты принуждения, а на традиции и моральный авторитет.
Очевидно,
что подобная форма демократии была
несовершенной и могла
1)
Высшая власть в полисе Афины
принадлежала народному
3)
Максимальное снижение
5)
Могла действовать только в
масштабах отдельного города (полиса),
т. к. деятельность народного
собрания в масштабах среднего
или крупного государства
6)
С утратой авторитетных