Конституационный строй Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 21:05, контрольная работа

Краткое описание

1.Декларация о государственном суверенитете Украины и Акте провозглашения независимости Украины. Конституция Украины – Основной закон государства и общества. Конституционный строй Украины, его принципы. Конституционная форма правления, государственного устройства и государственного режима в Украине. Государственные символы Украины. Законодательство о языках в Украине.
Конституционный принцип раздела государственной власти.1.(с.1)

Вложенные файлы: 1 файл

Право.docx

— 72.09 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                            

1.Конституционный  строй Украины?

                          Общая характеристика Конституционного строя Украины.

                                                                                      План

1.Декларация о государственном  суверенитете Украины и Акте  провозглашения независимости Украины.  Конституция Украины – Основной  закон государства и общества. Конституционный строй Украины,  его принципы. Конституционная форма  правления, государственного устройства  и государственного режима в  Украине. Государственные символы  Украины. Законодательство о языках  в Украине. 
Конституционный принцип раздела государственной власти.1.(с.1) 
 
2. Единство и отличие понятий „человек”, „лицо”, „гражданин”. Понятие гражданства Украины. Приобретение гражданства Украины и его прекращения. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина. Конституционные обязанности человека и гражданина.  
 
3. Понятия и формы осуществления народного суверенитета. Непосредственная и представительская демократия. Понятие избирательного права, выборов и избирательной системы. Виды избирательных систем. Избирательная система Украины. Понятия референдума и виды референдумов в Украине.

1.«Декларация о государственном суверенитете Украины и Акте провозглашения независимости Украины» 
 
Термин «суверенитет» возник в средневековье. Первоначально он означал полновластие крупного феодала на принадлежащий ему земле, независимость от внешней власти. В зависимости от носителя этого свойства различают три вида суверенитета: государственный, народный, национальный. 
Многогранность суверенитета Украины была закреплена Декларацией о государственном суверенитете Украины, принятой 16 июля 1990г. Верховной Радой УССР. 
Декларация – это политическое заявление от имени государства, правительства, народа, партии или иных субъектов политической деятельности. 
Государственный суверенитет Украины – это верховенство государственной власти внутри государства и независимость ее во внешних сношениях. 
Декларация о государственном суверенитете Украины закрепила следующие проявления государственного суверенитета: 
1. верховенство Конституции и законов Республики на своей территории; 
2. гражданство Украины; 
3. неприкосновенность территории Украины; 
4. экономическую самостоятельность Украины; 
5. самостоятельность Украины в организации охраны природы и исполнения ее природных ресурсов; 
6. самостоятельность в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации и всех национальностей, проживающих на ее территории; 
7. право Украины на собственные вооруженные силы, внутренние войска, органы госбезопасности.  
Народный суверенитет – это право народа определять конституционный строй своего государства, принимать участие в управлении государственными и общественными делами. 
Сущность народного суверенитета закреплена 2 разделом Декларации о государственном суверенитете Украины, которая гласит: «Народ Украины является единственным источником власти в Республике. Полновластие народа Украины реализуется на основе Конституции Республики как непосредственно, так и через народных депутатов, избранных в Верховную Раду и местные Советы Украинской ССР». 
Национальный суверенитет – это право нации определять свою судьбу. 
Право наций на самоопределение предусмотрено Уставом ООН, Международным пактом о гражданских и политических правах 1966г. это право провозглашено 1 разделом Декларации о государственном суверенитете Украины. 
Реализацией права на самоопределение украинской нации стал Акт провозглашения независимости Украины 24 августа 1991г.  
Этим Актом: 
1) провозглашалась независимость Украины и создания самостоятельного украинского государства с официальным названием "Украина"; 
2) территория Украины признавалась неприкосновенной и неделимой; 
3) устанавливалось, что с момента принятия Акта на территории Украины имеют действие исключительно Конституция и законы Украины. 24 августа объявлено национальным праздником — Днем независимости Украины.5. (с.2-3) 
 
Акт провозглашения независимости Украины был подтвержден всеукраинским референдумом 1 декабря 1991г. и стал основой для становления независимого Украинского государства. 
 
«Конституция Украины – Основной закон государства и общества» 
 
Слово «конституция», как и многие другие юридические термины, пришло к нам из Древнего Рима. Так назывались указы римских императоров. Первые конституции в современном смысле этого слова были приняты в США (1787г.), Польше и Франции (1791г.). 
Конституция – это основополагающий учредительный юридический акт страны. Она рассматривается как основной закон государства и общества. В частности, преамбула Конституции Украины определяет ее как Основной Закон нашей страны. Конституция Украины закрепляет основные устои жизни общества, конституционный статус личности, правовую основу государства, главные характеристики государственного строя. Она была принята Верховной Радой Украины 28 июня 1996г. и состоит из преамбулы, 15 разделов, 161 статьи. 
Конституция Украины – это закон, обладающий только присущими ему признаками: 
1. верховенство в системе нормативно-правовых актов. Конституция обладает особой наивысшей юридической силой. Все законы и подзаконные акты должны соответствовать ее положениям; 
2. особый порядок принятия. За Конституцию проголосовало 312 народных депутатов (свыше 2/3 от конституционного состава Верховной Рады); 
3. особая форма изложения правовых предписаний. На основе практически каждой из статей Конституции может быть создан самостоятельный нормативно-правовой акт. 
4. особый порядок внесения изменений.  
5. особое содержание и особый предмет правового регулирования. Она формирует стратегические цели украинского общества, определяет основы политсистемы Украины, регулирует отношения между гражданами и их объединениями, с одной стороны, и государством – с другой стороны. 
6. особый характер защиты. Верховенство Конституции Украины обеспечивается Конституционным Судом. Он вправе вынести решение о признании любого нормативно-правового акта противоречащим Конституции (неконституционным); 
7. особый характер ее функций. Ей присуща регулятивная и охранительная функции. 
Регулятивная функция Конституции Украины состоит в том, что она определяет основы отношений между гражданами и государством, между госорганами, закрепляет основные права и обязанности человека и гражданина. Например, ст.114 определяет порядок формирования КабМина и взаимодействие ВР и Президента Украины в решении этого вопроса. 
Охранительная функция – она защищает социальные блага и ценности путем установления запретов определенных действий, содержит гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, ограничения деятельности госорганов. Например, ст.27 гласит: «Никто не может быть произвольно лишен жизни». 
Учредительная функция. Она учреждает органы госвласти, определяет их компетенцию, устанавливает основы системы права Украины; 
Интегративная функция. Она призвана объединить украинское общество вокруг провозглашенных и закрепленных ею идей, стать основой для социального согласия и взаимопонимания; 
Идеологическая функция. Она закрепляет идейные ценности, политические цели украинского общества и определяет средства их достижения. 
Таким образом, соблюдение и исполнение Конституции Украины является конституционной обязанностью каждого человека и гражданина, государства и его органов. 
 
«Конституционный строй Украины, его принципы» 
 
Конституционный строй – это порядок, при котором соблюдается права и свободы человека и гражданина, а государство действует в строгом соответствии с конституцией. Иначе говоря, конституционный строй – это воплощение в жизнь предписаний конституции. 
Принципы конституционного строя: 
1. суверенность. Украина независимое государство, полноправный субъект международного права и международных отношений. 
2. демократизм. Демократия – это правление, сформированное и действующее по воле народа. Народ носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине. Народ осуществляет власть через органы госвласти и местного самоуправления. 
3. гуманизм. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей ценностью. 
4. социальность. Государство оказывает помощь тем группам населения, которые не могут самостоятельно поддерживать достойный человека уровень существования; инвалиды, сироты, безработные и т. д.; 
5. верховенство права. Право человека перед государством, подчинение государства общепризнанным нормам международного права, приоритет права перед иными социальными нормами. 
6. плюрализм. Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Во-первых, в Украине могут существовать различные формы собственности и различные формы предпринимательства. Во-вторых, в Украине существует многопартийность. В-третьих, существует возможность разработки любых идей и теорий. 
7. разделение властей. Власть в Украине – законодательная, исполнительная и судебная. 
8. республиканизм. Конституция закрепляет республиканскую форму правления. 
9. унитаризм. Унитарная форма устройства Украины. 
10. разграничение государства и местного самоуправления. Территориальные громады и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно, независимо от государства решать вопросы местного значения. 11. (с.92-103) 
 
«Конституционная форма правления, государственного устройства и государственного режима в Украине» 
Форма правления – это организация и устройство государственной власти, имеющая три компонента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного режима. 
Конституция закрепила в нашей стране республиканскую форму правления. Форма госправления в Украине сочетает черты парламентарной и президентской республик. Так, главой государства является Президент Украины, избираемый всенародным голосованием на 5-й срок. В то же время Президент не возглавляет исполнительную власть. Высшим органом исполнительной власти – КабМин Украины. Глава правительства – Премьер-министр – назначается Президентом с согласия Верховной Рады. КабМин ответственен перед Президентом, но подконтролен и подотчетен Верховной Раде. 
По форме госустройства Украина является унитарным государством, в состав которого, наряду с основными административно-территориальными единицами (область, город, район, поселок, село), входит Автономная Республика Крым. 
По форме госрежима Украина является демократическим государством, но подлинной, реальной демократии украинское общество и государство еще не достигло. Налицо лишь отдельные черты демократического режима – многопартийность, регулярные выборы, наличие негосударственных средств массовой информации и некоторые другие. 
 
« Государственные символы Украины» 
Государственные символы - это закрепленные в законодательстве страны официальные знаки (изображения, предметы) или звуковые выражения, которые в лаконичной форме выражают одну или несколько идей политического или исторического характера и символизируют суверенитет государства. Признав те или другие знаки, изображения, звуковые выражения символами государственного суверенитета, государство устанавливает порядок их использования и систему правовой защиты (юридическую ответственность за надругательство над государственными символами и тому подобное). 
Статья 20 Основного Закона Украины определяет государственными символами Украины Государственный Флаг Украины, Государственный Герб Украины и Государственный Гимн Украины. 
Государственный герб является эмблемой государства, он изображается на флагах, денежных знаках, печатях, официальных документах, государственных учреждениях и тому подобное. Конституцией Украины предусмотрено наличие большого Государственного Герба и малого Государственного Герба Украины.  
Малый Государственный Герб Украины — золотой трезуб (Знак Княжеского Государства Владимира Великого) на синем щите — утвержден постановлением Верховной Рады Украины от 19 февраля 1992 г.  
Большой Государственный Герб Украины должен содержать как главный элемент — малый Государственный Герб Украины, так и изображение герба Войска Запорожского — казака с мушкетом на плече. 
Государственный флаг — это закрепленный законом официальный флаг государства, на котором путем отбора определенных цветов выраженные определенные идеи политического или исторического характера. По Конституции, Государственный Флаг Украины — стяг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и желтого цветов. 
Государственный гимн — это поэтическо-музыкальное произведение, которое через систему музыкально-поэтических образов выражает определенный круг идей политического характера. Согласно с Конституцией Украины, слова Государственного Гимна Украины на музыку украинского композитора XIX ст. Николая Вербицкого предусмотрено утвердить отдельным законом. 
По Конституции, государственные символы Украины утверждаются законами, что принимаются не менее как двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины (не менее как 300 парламентариев). 2.(с.35-39.) 
В некоторых странах имеются и другие государственные символы — государственные цвета, государственная печать, государственный девиз. Девиз государства — это короткое высказывание, в котором проявляются ее наивысшие ценности. Например, девиз Великобритании — "Бог и право личности". 
Столицей Украины, то есть административно-политическим центром и местопребыванием общегосударственных законодательных, исполнительных и судебных органов, является город Киев. 
 
« Законодательство о языках в Украине» 
Государственным языком в Украине является украинский язык. Государственный статус украинского языка, статус иных языков в Украине закреплен Конституцией Украины, а также Законами Украины «О языках в Украине» (28 октября 1989 г.) и «О национальных меньшинствах в Украине» (25 июня 1992 г.). Важное значение имеет ратифицированная 24 декабря 1999 г. Верховной Радой Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств. 
Конституция (ст.10) и вышеназванные законы Украины определяет три различных правовых режима в сфере языковой политики: 
1) статус украинского языка как государственного (официального) означает его всестороннее развитие и функционирование во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. 
Украинский язык является языком актов органов государственной власти и управления, деловой, технической, проектной документации и делопроизводства, международных договоров (со стороны Украины), официальных средств массовой информации, науки и образования. 
Государственные служащие обязаны владеть украинским языком. Для Президента Украины, судей Конституционного Суда и судов общей юрисдикции знание украинского языка является конституционной обязанностью. 
Определенный минимум знаний украинского языка должны иметь лица, желающие приобрести гражданство Украины. Украина проявляет заботу об удовлетворении языковых потребностей украинцев, проживающих за ее пределами; 
2) гарантируется свободное развитие, использование и защита русского языка и языков иных национальных меньшинств. 
Это означает возможность межличностного общения на русском и иных языках, право обращения в органы государственной власти, обучения, распространения информации на русском языке и иных языках национальных меньшинств. 
Особый статус в этой группе языков имеет русский язык. Акты высших органов государственной власти публикуются не только на украинском, но и на русском языке. Техническая и проектная документация, результаты научно-исследовательских работ, публикации научных результатов могут быть выполнены как на украинском, так и на русском языке — по выбору автора; 
3) Украина способствует изучению языков международного общения (английский, французский, немецкий а т.д.). Такие языки не являются языками официального или делового общения, подобно украинскому или русскому. Государство лишь создает условия для их изучения гражданами Украины. Например, изучение таких языков входит в программу средних общеобразовательных и высших учебных заведений. 
 
«Конституционный статус национальных меньшинств и коренных народов Украины» 
Украина — многонациональное государство, в которое проживают граждане свыше 100 национальностей. Учитывая этот важный социально-политический фактор, Верховная Рада Украины 1 ноября 1991 г. одобрила Декларацию прав национальностей Украины, а с целью ее  
реализации приняла Закон «О национальных меньшинствах в Украине» (25 июня 1992 г.). 
Национальные меньшинства — это группы граждан Украины, не украинцев по национальности, проявляющие чувство национального самосознания и общности. Определение коренных народов в Конституции и законах Украины отсутствует. В соответствии с нормами международного права коренные народы — это потомки людей, населявших страну в период установления существующих государственных границ, и сохраняющие свои особые социальные институты. Критерием разграничения указанных этнических общностей является государственность, Национальные меньшинства имеют государственность за пределами Украины (например, болгары, греки), а коренные народы — не имеют (например, гагаузы, крымские татары). 
Конституционный статус национальных меньшинств и коренных народов Украины весьма сходен в силу подобия их интересов и целей. 
Украина гарантирует всем народам, национальным группам, гражданам, которые проживают на ее территории, равные политические, экономические, социальные и культурные права. Дискриминация (т.е. умышленное ограничение или лишение прав) по национальному признаку запрещена и влечет юридическую ответственность. 
Государство гарантирует всем национальным меньшинствам право на национально-культурную автономию: использование и изучение родного языка, использование национальной символики, празднование национальных праздников, исповедание своей религии, удовлетворение потребностей в литературе и искусстве, средствах массовой информации, создание национальных культурных и учебных заведений. В административно-территориальных единицах, где большинство населения принадлежит к национальному меньшинству, его язык может функционировать в работе органов власти наряду с государственным. Под охраной закона находятся памятники истории и 
культуры национальных меньшинств, находящиеся на территории Украины. 
Все национальные меньшинства имеют право создавать свои культурные центры, землячества, объединения. Представители национальных меньшинств и созданные ими объединения имеют право на свободные контакты со своей исторической родиной. 
Украинское государство принимает меры для подготовки педагогических, культурно-просветительных и иных национальных кадров. На основе межгосударственных договоров государство содействует подготовке кадров национальных меньшинств в зарубежных странах. 
В государственном бюджете Украины предусматриваются специальные ассигнования для развития национальных меньшинств.3.(с.20-25) 
 
«Конституционный принцип раздела государственной власти» 
Важной составляющей правового демократического государства является разделение властей. Идею разделения властей выдвинули и обосновали западноевропейские теоретики государства и права: Марсилий Падуанский (XIV век), Джон Локк (XVII век), Шарль-Луи Монтескье (XVIII век). В настоящее время принцип разделения властей закреплен в большинстве конституций демократических государств. 
Разделение властей — это теория и конституционный принцип, исходящие из того, что для нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые другу от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Некоторые теоретики государства в особые ветви выделяют также власть главы государства, информационную, контрольную, муниципальную, избирательную власти. 
Цель разделения властей состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью. 
Принцип разделения властей закреплен ст. 6 Конституции Украины, которая гласит: «Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органу законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины».6. .(с.5) 
Таким образом, закрепляется не только самостоятельность и независимость властей, но и их строгое подчинение Конституции и законам Украины.

       2. «Единство и отличие понятий „человек”, „лицо”, „гражданин”» 
Зачастую, в обыденной речи понятия «человек», «личность», «гражданин» употребляются как равнозначные понятия. И это не случайно, ведь характеристики «личность» и «гражданин» применимы только к человеку. В юридическом языке все эти термины употребляются в разных значениях. 
Понятие «человек» означает, прежде всего, биологическую характеристику субъекта. Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью к труду. Современное право, как международное, так и национальное право Украины, исходит из принципа равноправия всех живущих на Земле людей. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, безопасность, стремление к счастью, на сопротивление угнетению. 
Понятие «личность» употребляется в смысле социальной характеристики субъекта. Личность — это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека. Человек становится личностью под воздействием общества. 
Законодательно установленные права, свободы и обязанности личности составляют ее правовой статус. 
Понятие «гражданин» употребляется по отношению к человеку, обладающему правовой связью с каким-либо государством (в монархических государствах этому понятию соответствует термин «подданный»). 
Находящиеся на территории Украины люди по своему правовому статусу принадлежат к одной из трех категорий: граждане Украины, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства (апатриды). 
Гражданство Украины предполагает устойчивую правовую связь личности и государства, порождающую их взаимные права и обязанности. 
Иностранные граждане или подданные обладают такой правовой связью с иностранным государством, апатриды не связаны правовыми узами ни с одним государством. 
 
«Понятие гражданства Украины»,  
«Приобретение гражданства Украины и его прекращения» 
После провозглашения независимости Украины был избран самый демократичный и гуманный путь самоопределения граждан бывшего СССР — так называемый нулевой вариант. Его суть состоит в том, что гражданство Украины приобрели все, кто проживал на ее территории в момент вступления в силу Закона «О гражданстве Украины» (13 ноября 1991 г.) и не состоял в гражданстве иных государств.  
Гражданство Украины – это устойчивая правовая связь между физическим лицом и Украинским государством, находящая свое проявление в их взаимных правах и обязанностях. 
Правовое содержание гражданства Украины, приобретение и прекращение, полномочия органов госвласти, принимающих участие в решении вопросов гражданства, определяются Законом «О гражданстве Украины» (18 января 2001г.) 
Закон Украины «О гражданстве Украины» установил следующие основания (юридические факты) приобретения украинского гражданства: 
1) по рождению. Под действие данной нормы закона подпадает несколько категорий лиц. Гражданство Украины приобретает лицо: 
- родители или один из родителей которого на момент его рождения были гражданами Украины; 
- родившееся от апатридов, постоянно проживающих на территории Украины; 
- родившееся на территории Украины от постоянно проживающих в Украине иностранцев, если оно не приобрело гражданства родителей; 
- родившееся на территории Украины от родителей, одному из которых предоставлен статус беженца либо предоставлено убежище в Украине, если оно не приобрело гражданства родителей или приобрело гражданство того из родителей, которому предоставлен статус беженца или предоставлено убежище; 
- родившееся на территории Украины от иностранца и апатрида, постоянно проживающих на территории Украины, если оно не приобрело гражданства родителя-иностранца; 
- родившееся на территории Украины, родители которого неизвестны (найденыш); 
2) по территориальному происхождению. Такой способ приобретения гражданства Украины могут избрать несколько категорий лиц: 
- иностранец или апатрид, который сам либо хотя бы один из его родителей, дед или бабка, полнородные брат или сестра родились или постоянно проживали до 16 июля 1990 г. на территории современного украинского государства (или на территории других украинских государства, существовавших в XX в.);  
- ребенок-апатрид, родившийся или постоянно проживавший на территории УССР (или хотя бы один из его родителей, дед или бабка родились либо постоянно проживали на территории одного из украинских государств XX в.); 
- ребенок-иностранец, родившийся на территории Украины, иностранное гражданство которого затем было прекращено; 
3) вследствие принятия в гражданство Украины. Таким путем приобрести гражданство Украины могут иностранные граждане или подданные, апатриды. Прием гражданство осуществляется по ходатайству заинтересованного лица при наличии определенных условий: 
- признание и соблюдение Конституции Украины и законов Украины; 
- обязательство прекратить иностранное гражданство или непребывание в иностранном гражданстве; 
- непрерывное проживание на законных основаниях на территории Украины на протяжении последних пяти лет. Это условие не распространяется на лиц, состоящих в браке с гражданином Украины сроком свыше двух лет. Для лиц, которым предоставлен статус беженца или убежище в Украине, этот срок составляет три года; 
- получение разрешения на постоянное проживание в Украине. Это условие не распространяется на лиц, имеющих в паспорте отметку о прописке на территории Украины, и на лиц, которым предоставлен статус беженца или убежище в Украине; 
- владение государственным языком, или его понимание в объеме, достаточном для общения. Это условие не распространяется на лиц с некоторыми физическими недостатками (слепые, глухие, немые); 
- наличие законных источников существования (заработная плата, пенсия, стипендия, доходы от акций и т.д.). Это условие не распространяется на лиц, которым предоставлен статус беженца или убежище в Украине. 
Ряд категорий лиц не могут быть приняты в гражданство Украины даже при наличии этих условий.  
Не принимается в украинское гражданство лицо: 
- совершившее преступление против человечества или осуществившее геноцид;  
- осужденное в Украине к лишению свободы за совершение тяжкого преступления (до погашения и 
снятия судимости); 
- совершившее на территории другого государства деяние, которое признано украинским законодательством тяжким преступлением; 
4) вследствие восстановления в гражданстве Украины. Таким путем могут приобрести гражданство бывшие граждане Украины; 
5) вследствие усыновления. Ребенок-иностранец/апатрид, усыновленный гражданами Украины (либо супругами, один из которых — гражданин Украины), приобретает гражданство Украины с момента вступления в силу решения об усыновлении; 
6) вследствие установления над ребенком опеки либо попечительства.  
Ребенок- иностранец/апатрид, над которым установлены опека или попечительство граждан  
Украины или воспитывающийся в государственном детском учреждении Украины (детском доме семейного типа, где хотя бы один из родителей-воспитателей — гражданин Украины), становится гражданином Украины с момента устройства в такое учреждение; 
7) вследствие установления над недееспособным лицом опеки. Иностранец/апатрид, проживающий в Украине, над которым установлена опека гражданина Украины, приобретает гражданство Украины с момента вступления в силу судебного решения об установлении опеки; 
8) в связи с пребыванием в гражданстве Украины одного либо обоих родителей ребенка. Возможны случаи, когда по каким-то причинам ребенок и его родители оказались в разных правовых состояниях. Ребенок-иностранец/апатрид приобретает гражданство Украины по  
ходатайству того из родителей, который является гражданином Украины; 
9) вследствие установления отцовства. Если матерью ребенка является иностранка/апатридка, а отцом в судебном порядке признан гражданин Украины, то ребенок признается гражданином Украины. 
Приобретение гражданства Украины детьми в возрасте от 15 до 18 лет может происходить только с их согласия; 
10) по иным основаниям, предусмотренным международными договорами Украины. 
Решения об оформлении приобретения гражданства Украины (за исключением приема в гражданство) принимается специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданства. Решение о приеме в гражданство Украины принимает Президент 
Украины. 
Закон Украины «О гражданстве Украины» установил следующие основания прекращения украинского гражданства: 
1) вследствие выхода из гражданства Украины. Он осуществляется по ходатайству лица, выехавшего на постоянное проживание за границу. Выход из гражданства Украины допускается, если лицо приобрело иностранное гражданство или получило гарантии о принятии в иностранное гражданство. Не допускается выход из гражданства лица, привлеченного в качестве обвиняемого по уголовному делу; 
2) вследствие утраты гражданства. Гражданство Украины утрачивается если: 
- совершеннолетний гражданин Украины добровольно приобрел гражданство другого государства; 
- иностранец приобрел гражданство Украины и не представил в государственные органы Украины документ о прекращении иностранного гражданства или декларацию об отказе от него; 
- иностранец приобрел гражданство Украины и воспользовался правами или выполнил обязанности, которые предоставляет либо возлагает на него иностранное государство; 
- лицо приобрело гражданство Украины вследствие представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов; 
- гражданин Украины без согласия государственных органов Украины поступил на государственную службу или службу в органы местного самоуправления другого государства; 
3) на основаниях, предусмотренных международными договорами Украины. 
Решение о прекращении гражданства Украины принимает Президент Украины. 
 
«Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина» 
 
Права и свободы человека и гражданина являются ядром правового статуса личности в Украине. 
Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина:  
1. Гражданские права – это закрепленные правом возможности физического существования и духовного развития человека. Это права на жизнь, на свободное развитие личности, на уважение человеческого достоинства, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и корреспонденции, невмешательство в личную и семейную жизнь, свободу передвижения, свободу совести и мировоззрения, свободу печати, свободу вероисповедания; 
2. Политические права – это установленные правом возможности лица принимать участие в управлении общественными и государственными делами. К ним относятся активное и пассивное избирательное право, право на организацию и участие в политических партиях, общественных организациях и движениях, право на обращение к властям, право собраний, митингов и демонстраций; 
3. Социальные права - это права на достойный человека уровень жизни и социальную защиту со стороны общества и государства. В широком смысле социальные права – это право на получение определенных положительных услуг со стороны государства. К ним относятся права на труд, на отдых, на социальную защиту, на достойный уровень существования, на охрану здоровья медпомощь и медстрахование, на забастовку, на жилище; 
4. Экономические права – это право быть участником экономических, прежде всего имущественных отношений. К ним относят право собственности, право на предпринимательскую деятельность. 
5. Экологические права – это права на безопасные для жизни и здоровья условия существования человека. К ним относятся право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду; на возмещение ущерба, нанесенного нарушением экологических прав; на информацию о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта. 
6. Культурные права. Это права на доступ к сокровищам мировой культуры, в том числе при помощи системы образования, и право на творчество (научное, художественное, техническое). 
Данная система соответствует международным стандартам прав человека. 
 
«Конституционное закрепление права на образование и его гарантии» 
Образование признано основой интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития Украины. 
Цели образования: развитие талантов, умственных и физических способностей человека; воспитание высоких моральных качеств; формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору; повышение образовательного уровня и обогащение культурного потенциала народа; обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами. В силу этого Конституция Украины устанавливает, что полное общее среднее образование является не только правом, но и обязанностью. 
Конституция Украины содержит государственные гарантии реализации права на образование: 
1) доступность и бесплатность образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; 
2) развитие сети учебных заведений, основанных на разных формах собственности; 
3) наличие разных форм обучения (очная, вечерня, заочная, экстернат); 
Экстернат — система обучения, основанная на самостоятельном изучении курса учебного заведения (без посещения занятий) с последующей сдачей экзаменов за этот курс. 
4) открытый характер учебных заведений, что предполагает свободный выбор учебного заведения в соответствии со способностями и интересами граждан; | 
5) предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; 
6) возможность обучения на родном языке гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам. 
Государство проводит единую государственную политику в области образования и с этой целью осуществляет контроль за деятельностью учреждений образования. Требования к содержанию, объему и уровню образования установлены в государственных стандартах образования. Основной формой контроля является государственная аттестация учреждений образования. Например, общеобразовательные учебные заведения проходят аттестацию не реже 1 раза в 10 лет. 
 
«Конституционные обязанности человека и гражданина» 
Конституционные обязанности — это установленные Конституцией Украины виды необходимого поведения лиц, постоянно или временно пребывающих на территории Украины. 
Одним из важных правовых принципов является единство прав и обязанностей. Поэтому наряду с разнообразными по характеру правами человека и гражданина Конституция Украины фиксирует ряд конституционных обязанностей. К ним относятся: 
1) защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины. В соответствии с этим установлена также обязанность нести военную службу. Эта обязанность распространяется только на граждан Украины. Особым видом исполнения данной конституционной обязанности является альтернативная (невоенная) служба. Право на нее имеют граждане Украины, при надлежащие к действующим религиозным организациям, вероучение которых не допускает пользования оружием и службы в вооруженных силах; 
2) уважение государственных символов Украины, а именно — Государственных Флага, Герба, Гимна; 
3) охрана природы и культурного наследия. Каждый (т.е. гражданин Украины, иностранный гражданин или подданный, лицо без гражданства) обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать при чиненные им убытки; 
4) уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Эта обязанность включает также ежегодное предоставление в налоговую инспекцию по месту жительства декларации о своем имущественном положении и доходах за истекший год; 
5) соблюдение и исполнение законодательства Украины. Каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на и свободы, честь и достоинство других людей. Незнание законов не освобождает от юридической ответственности; 
6) получение полного среднего общего образования. Эта обязанность адресована каждому человеку; 
7) взаимные обязанности родителей и детей. Родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

3. «Понятия и формы осуществления народного суверенитета. Непосредственная и представительная демократия» 
 
Сущность народного суверенитета закреплен ст.5 Конституции Украины, которая гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы госвласти и органы местного самоуправления». Например, такие характеристики государства как форма правления и форма госустройства могут быть изменены только в результате всеукраинского референдума. 
Народный суверенитет осуществляется в таких формах: 
1. посредством негосударственной власти. Это местное самоуправление. 
2. посредством госвласти. 
Демократия – это правление народа. В современном смысле слова демократия – это одновременно система и процесс коллективного управления обществом. 
Различают непосредственную и представительную демократию. 
Непосредственная демократия – это прямое участие граждан в управлении общественными и государственными делами. 
Основные формы непосредственной демократии – выборы и референдум, собрания и сходы граждан. 
Выборы – это процесс формирования состава представительного органа или замещения должности путем голосования. 
Виды выборов в Украине: 
1. народных депутатов ; 
2. Президента Украины; 
3. депутатов ВР АР Крым; 
4. депутатов местных советов; 
5. сельских, поселковых и городских голов. 
Представительная демократия – это решение общественных и государственных вопросов выборными представителями граждан. 
Органы представительной демократии: 
1. Верховная Рада Украины; 
2. Президент Украины; 
3. ВР АР Крым; 
4. органы местного самоуправления. 
 
«Понятие избирательного права и избирательной системы» 
Избирательное право в объективном смысле – это институт конституционного права Украины, регулирующий отношения, связанные с формированием представительных органов государственной власти и местного самоуправления. 
Нормы избирательного права закреплены в 3 разделе Конституции. 
Избирательное право в субъективном смысле – это право граждан Украины избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Право избирать называют активным, а право быть избранным – пассивным избирательным правом. 
Правом голоса (активным избирательным правом) обладают все достигшие 18-ти лет граждане Украины, за исключением недееспособных лиц. 
Избирательная система – это способ распределения депутатских мандатов (полномочия депутата, а также документ, их подтверждающий) в зависимости от результатов голосования. 4.(с.56-58) 
 
«Виды избирательных систем. Избирательная система Украины» 
В мире существует три вида избирательных систем: 
1) мажоритарная система. В соответствии с этой системой создаются территориальные избирательные округа, в каждом из которых все мандаты получает тот (кандидат, партийный список), кто собрал наибольшее количество голосов избирателей. Есть три разновидности мажоритарной системы. 
Согласно мажоритарной системе квалифицированного большинства кандидат или партийный список для своего избрания должны получить две трети голосов избирателей. 
Согласно мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат (партийный список), за которого проголосовало больше половины участвовавших в выборах избирателей (50 % + 1 голос). 
Как правило, применение мажоритарной системы квалифицированного и абсолютного большинства сразу не дает результата. Потому проводится второй тур голосования в котором участвуют двое кандидатов (партийных списков), набравших наибольшее количество голосов. Для победы во втором туре голосования достаточно относительного большинства голосов. 
Согласно мажоритарной системе относительного большинства избранным считается кандидат (партийный список), набравший голосов больше, чем иные кандидаты; 
2) пропорциональная система. При использовании пропорциональной избирательной системы депутатские места распределяются пропорционально собранным голосам избирателей. В стране образуется либо единый общегосударственный многомандатный округ, либо несколько многомандатных округов. Политические партии и/или их блоки формируют списки кандидатов в депутаты. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список. Депутатские мандаты распределяются пропорционально числу поданных за партийный список голосов. Причем, как правило, партии, набравшие менее законодательно установленного процента голосов, к распределению мандатов не допускаются (правило заградительного барьера). 
Обе системы подсчета голосов и распределения мандатов имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому в Украине установлена 
3) смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система, которая призвана смягчить недостатки и использовать преимущества обеих систем. Одна половина состава Верховной Рады (225 народных депутатов Украины) избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства, а вторая — на основе пропорциональной избирательной системы. 
Состав местных советов и сельские, поселковые, городские головы избираются на основе мажоритарной системы относительного большинства. 
 
 

«Понятия референдума  и виды референдумов в Украине» 
Референдум — это способ принятия политического решения при помощи голосования избирателей. 
Цель референдума следует отличать от цели выборов. Референдум проводится для принятия закона, решения территориального вопроса, ратификации международного Договора. Например, Маастрихтский договор был ратифицирован в Ирландии и Франции (в соответствии с конституциями этих стран) при помощи референдума. 
Конституцией Украины и Законом Украины «О всеукраинском и местных референдумах» (3 июля 1991 г.) предусмотрены следующие виды референдумов: 
1) всеукраинский референдум. На всеукраинский референдум может быть вынесен проект решения по любому вопросу общегосударственной важности. Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы: изменения территории Украины, утверждения изменений, вне- 
сенных Верховной Радой Украины в I, III, XIII разделы Конституции Украины. Напротив, отдельные, определенные Конституцией Украины вопросы, не могут быть внесены на референдум — таковы законопроекты по вопросам налогов, бюджета и амнистии;  
2) референдум Автономной Республики Крым. Предметом референдума АРК может быть принятие, изменение или отмена решений по вопросам, отнесенным законодательством Украины к ведению АРК; 
3) местный референдум. Местный референдум может быть назначен в селе, поселке, городе, районе, области для решения вопросов исключительно местного значения, в то числе — вопросы досрочного прекращения полномочий соответствующего совета народных депутатов и его главы 
В зависимости от юридической силы принятого на референдуме решения различают императивный и консультативный референдумы. Решение, принятое императивным референдумом, имеет наивысшую юридическую силу и не требует утверждения какими-либо органами власти. Консультативный референдум проводится с целью выяснения точки зрения граждан по определенному вопросу. 
 
«Порядок назначения и проведения референдумов» 
Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины (ст.72). Верховная Рада назначает референдум по вопросу об изменении территории Украины и по иным вопросам. Президент Украины назначает референдум по вопросу о внесении изменений в I, III, XIII разделы Конституции Украины, а также провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе. Всеукраинский референдум объявляется по народной инициативе по требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса. При этом подписи в поддержку назначения референдума должны быть собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой из этих областей. 
Статья 73 (Конст. Укр.). Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины. 
Статья 74 (Конст. Укр.). . Референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии.Референдум Автономной Республики Крым назначает Верховная Рада Автономной Республики Крым.Местный референдум назначают сельские, поселковые; городские, районные, областные советы.Референдум проводится в соответствии с принципами избирательного права Украины. Населению предлагается несколько (обычно — два) вариантов ответа на четко сформулированный вопрос (вопросы). Принятым считается решение, за которое проголосовало абсолютное большинство населения (50 % + 1 голос), участвовавшего в референдуме.

2.Основные личные гражданские права украинцев?

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина » Личные права и свободы

Личные (гражданские) права и свободы  составляют основу правового статуса  лица, призванные обеспечить свободу  и автономию индивида как члена  гражданского общества, его юридическую  защищенность от любого незаконного  внешнего вмешательства. К ним принадлежат  права: на жизнь; на уважение к достоинству; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилья; на тайну  переписки, телефонных разговоров, телеграфной  и другой корреспонденции; на невмешательство  в личную и семейную жизнь; свободу  передвижения, свободный выбор места  обитания; на свободу мысли и слова; на свободу мировоззрения и вероисповедания (статьи 27-35 Конституции Украины).

Право на жизнь является самым главным, неотъемлемым правом каждого человека. Оно является определяющий, поскольку жизнь человека - это наивысшая ценность, все другие права теряют свой смысл и значение в случае смерти человека. Это фундаментальное право можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как право лица на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей или частных лиц; во-вторых, как право лица свободно распоряжаться своей жизнью, обычно если это не будет наносить вред интересам других людей, государства.

В сущности все другие права так  или иначе объединяются вокруг этого  стержневого права. Например, такие  права, как право на социальную защиту, здравоохранение, медицинскую помощь, на безопасность для жизни и здоровья окружающей среды является лишь дополнительными  инструментами, которые обеспечивают эффективную реализацию права на жизнь. Государство обязано признавать эти права и создавать надлежащие условия для жизни человека всеми  средствами. Это право предусмотрено  международными правовыми актами по правам человека. Впервые в нашем  государстве это право было закреплено в ст. 27 Конституции Украины 1996 года, которая предусматривает, что каждый человек имеет неотъемлемый правый на жизнь и никто не может быть своевольно лишен его. На государство  возложена обязанность защищать права лица от противоправных посягательств. Вместе с тем ч. 3 в. 27 Конституции  устанавливает, что «каждый имеет  право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других людей, от противоправных посягательств». После  вступления Украины в 1995 г. в Совет  Европы в нашем государстве был  наложен мораторий на применение смертного наказания. Криминальный кодекс Украины в 2001 г. уже не предусматривает  такой вид наказания, как смертное наказание. Ведь, как отмечается в  Решении Конституционного Суда Украины  от 29 декабря в 1999 г. (дело о смертном наказании), право на жизнь принадлежит  человеку от роду, а лишение человека жизни государством в результате применения смертного наказания  как виду наказания являются отменой  неотъемлемого права человека на жизнь, которая не отвечает Конституции  Украины.

Информация о работе Конституационный строй Украины