Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Перечислите основные закономерности и тенденции развития общества в доцивилизационный период. Выделите наиболее важные, с вашей точки зрения, процессы, явления и достижения первобытной эпохи.

Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке.

Содержание

Задание 1. …………………………………………………………………………3
Задание 2. ………………………………………………………………………..10
Задание 3. ………………………………………………………………………..12
Задание 4. ………………………………………………………………………..16
Задание 5. ………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 4 история мировых цивилизаций.docx

— 41.68 Кб (Скачать файл)

Всю внутреннюю государственную деятельность Петра  условно можно разделить на два  периода: 1695—1715 годы и 1715—1725.

Особенностью  первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что  объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего  на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом  и часто не приводили к желаемому  результату. Кроме государственных  реформ на первом этапе проводились  обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы  были более планомерными.

Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывали, что  реформы Петра I не являлись чем-то принципиально  новым, а были лишь продолжением тех  преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в. Другие историки (например Сергей Соловьев), напротив, подчеркивали революционный характер преобразований Петра.

Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его  личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении  программы реформ, так и в процессе их осуществления Пётр не играл главной  роли (которая была ему приписана  как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или  иных реформ.

Петром  была проведена реформа государственного управления, преобразования в армии, был создан военный флот, была осуществлена реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства  церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. Также была осуществлена финансовая реформа, предпринимались мероприятия  по развитию промышленности и торговли.

После возвращения  из Великого посольства Пётр I повёл  борьбу с внешними проявлениями «устаревшего»  образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию  и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные  заведения, основана первая русская  газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

Пётр  ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд  решительных мер. 14 января 1700 года в  Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при  Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Петром  были созданы новые типографии, в  которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему  книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.[22].

Произошли изменения в русском языке, в  который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков[23].

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его  смерти).

Особое  значение имело строительство каменного  Петербурга, в котором принимали  участие иностранные архитекторы  и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая  городская среда с незнакомыми  прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

30 декабря  1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал  указ, которым предписывалось писать  в челобитных и прочих документах  имена полностью вместо уничижительных  полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не  падать, зимой на морозе шапку  перед домом, в котором находится  царь, не снимать. Он так пояснял  необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия  к службе и верности ко мне  и государству — сия то почесть  свойственна царю…»

Пётр  пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием  был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста  могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только её родственникам) было предоставлено формальное право  расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке  челом бить». Законодательные предписания 1696—1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия  в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского  пола».

От «старого»  в устройстве дворянства при Петре  осталась неизменной прежняя закрепощённость  служилого сословия путём личной службы каждого служилого человека государству. Но в этой закрепощённости  изменилась несколько её форма. Теперь они были обязаны служить в регулярных полках и во флоте, а также на гражданской службе во всех тех административных и судебных учреждениях, которые были преобразованы из старых и возникли вновь. Указ о единонаследии 1714 года регламентировал правовой статус дворянства и закреплял юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье.

Крестьяне с царствования Петра I стали разделяться  на крестьян крепостных (помещичьих), монастырских и государственных. Все три разряда  были записаны в ревизские сказки и обложены подушной податью. С 1724 года владельческие крестьяне могли  уходить из своих деревень на заработки  и по другим надобностям не иначе, как имея при себе письменное разрешение господина, засвидетельствованное  земским комиссаром и полковником  того полка, который стоял в данной местности. Таким образом, помещичья  власть над личностью крестьян получала ещё больше возможности усиливаться, забирая в своё безотчётное распоряжение и личность, и имущество частновладельческого крестьянина. Это новое состояние  сельского работника получает с  этого времени название «крепостной», или «ревизской», души.

В целом  реформы Петра были направлены на укрепление государства и приобщение элиты к европейской культуре с одновременным усилением абсолютизма. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое  отставание России от ряда других европейских  государств, завоёван выход к Балтийскому  морю, проведены преобразования во многих сферах жизни российского  общества. Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения  большинства представителей остальных  сословий. В то же время народные силы были крайне истощены, были созданы  предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, которые привели к «эпохе дворцовых  переворотов».

Задание 5. Решите тест. Установите соответствие:

 

1. Создание  алфавитной письменности 1. Первобытная эпоха

2. Начало  клинописи                                2. Эпоха Древнего мира

3. Создание  пиктографии                      3. Средневековье

4. Начало  славянской письменности            4. Новое время

5. На Земле  существуют около 7 тыс. языков 5. Новейшее время

 

Ответ

1. Начало  клинописи                                1. Первобытная эпоха

2. Создание  алфавитной письменности 2. Эпоха Древнего мира

3. Начало  славянской письменности            3. Средневековье

4. Создание  пиктографии                      4. Новое время

5. На Земле  существуют около 7 тыс. языков 5. Новейшее время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2009.

2. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2007.

3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006.

4. Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. – М., 2008.

5. Учебный курс по культурологии. Под ред. Драча Г.В. – Ростов-на-Дону, 2006.

6. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2007.


Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"