Механизмы защиты прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

В национальной правовой науке в последние годы наметилось направление в сторону расширения проблематики исследований, связанных с реальным осуществлением прав человека – их обеспечением, реализацией и правовой защитой. Особый интерес в среде правоведов, да и просто рядовых граждан, вызывает такое явление, как правовая защита человека. С ее наличием и эффективностью действия связывают построение правового государства и подлинную демократизацию общества в Украине.

Содержание

Введение
Раздел І. Понятие и содержание механизма правовой защиты прав человека
1.1 Механизм и принципы правовой защиты прав человека
1.2 Формы защиты прав человека в Европейском сообществе
Раздел ІІ. Компетенция и структура Европейского Суда по правам человека
2.1 Организация Европейского Суда по правам человека
2.2 Компетенция Европейского Суда и национальное право
2.3 Организация Европейского Суда по правам человека
Раздел ІІІ. Исполнение решений Европейского Суда внутри государства: практика и проблемы
3.1 Обязательная сила и исполнение решений
3.2 Исполнение решений Европейского Суда: европейские стандарты и украинские реалии
Выводы
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 144.02 Кб (Скачать файл)

Люксембургский суд Европейского Союза публикует свои решения на языках всех пятнадцати государств-участников. Это, однако, в свою очередь порождает немалые терминологические и просто языковые трудности и коллизии. Еще больше породила бы их практика перевода всех решений Страсбургского суда на языки всех государств-участников, которых почти в три раза больше, чем в Европейском Союзе.

Однако практика официального перевода судебного решения на язык государства-ответчика, которому это решение непосредственно адресовано, была бы более чем оправданна. Это помогло бы избежать разночтений в неофициальных переводах, сделанных разными участниками процесса. Государству-ответчику предстоит исполнять решение, учитывать его в законодательной и судебной практике – в сферах, где далеко не все исполнители владеют иностранными языками, откуда и потребность в юридически точном официально зафиксированном его переводе1.

Отдельные мнения судей. Каждый судья, участвовавший в рассмотрении дела, если его мнение расходится с позицией большинства, вправе изложить его в письменном виде. Оно не структурная часть решения, а лишь приложение к нему, но публикуется вместе с текстом решения. Тем самым само решение и отдельные мнения к нему образуют единый документ.

В практике Суда различаются два вида отдельных мнений: особое мнение, выражающее несогласие судьи с вынесенным решением или его частью, и совпадающее мнение, когда судья согласен с решением, голосовал за него, но считает нужным дополнить или скорректировать аргументацию в его мотивировочной части. Оба эти вида охватываются термином "отдельные мнения".

Что касается публикации судебных решений, то после того как принятое решение оглашено, оно публикуется в виде отдельной брошюры (в двух вариантах, на английском и французском языках), тиражом в несколько сот экземпляров и рассылается заинтересованным учреждениям и лицам.

 

3.2 Исполнение  решений Европейского Суда: европейские  стандарты и украинские реалии

 

Суд, рассматривая конкретные дела, не раз указывал, что "справедливое судебное разбирательство" в смысле ст. 6 п. 1 Конвенции не заканчивается вынесением решений национальных судов, и оценивал обстоятельства, имевшие место на стадии исполнения решений этих судов. Однако в отношении исполнения своих собственных решений положение Суда иное. Нельзя сказать, что сам Суд не следит за тем, что происходит с его решением в том государстве-участнике, в отношении которого оно вынесено. Небезразлична ему и реакция в других государствах-участниках, если рассмотренная Судом ситуация типична; наблюдаемая им картина может в определенной мере сказаться на последующих решениях Суда. Однако функцией контроля за исполнением своих решений в юридическом значении этого понятия Суд не наделен. В соответствии со ст. 46 и. 2 Конвенции "окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением"2.

Когда в решении Суда затронуты законодательные и иные нормы государства-участника в свете их соответствия требованиям Конвенции, Суд не вправе давать этому государству прямые предписания: он сам в таких случаях называет свои выводы "деклараторными". Дальнейшие отношения между Комитетом министров и государством-ответчиком относительно учета последним выводов Суда, не являются исполнением судебного решения в строго юридическом смысле этого института. Сам Суд использует в этой связи формулу "юридические последствия общего характера".

Другое дело – предписание Суда, которое содержится в постановляющей части решения. Оно основано на ст. 41 Конвенции ("Справедливая компенсация"), формулируется императивно и возлагает на государство-ответчика по делу прямую обязанность выплатить заявителю денежное возмещение за причиненные ему материальный ущерб и моральный вред. Контроль за исполнением этого предписания также осуществляет Комитет министров. Поскольку эта "денежная компенсация" – единственная санкция, которой наделен Суд, то контроль за исполнением решения Суда в этой части осуществляется достаточно жестко1.

Из вынесенных за время деятельности Суда многочисленных решений более половины из них предусматривали выплату компенсации, и практически все они исполнены. В какой-то мере эта дисциплинированность связана с возможностью приостановления членства государства в Совете Европы в случаях неоднократной неуплаты. Но, пожалуй, не это главное. Налицо просто ответственное отношение государств-участников к взятым на себя обязательствам. Сказывается традиция уважительного отношения и к решениям своих судов в большинстве стран Европы, а тем более к решениям наднациональной юрисдикции. Если государство на международном уровне как бы выпадает из этой традиции, оно ставит себя в сложное, неудобное положение.

Разумеется, случаются отдельные эпизоды, когда решения Суда, особенно в тех случаях, когда сумма компенсации достаточно велика, встречают первоначально бурную отрицательную реакцию государства-ответчика. Такова, например, была реакция Турции на решения Суда по делам Акдивар, Аксой и Лоизиду.

В связи с этим последним делом (решение 1996 г.) Турция, после того как в июле 1998 г. было принято дополнительное решение по ст. 41 о выплате денежной компенсации, тотчас же отказалась исполнить это решение на том основании, что она не несет ответственности за действия независимого государства – Турецкой Республики Северный Кипр. Этот аргумент ранее был отвергнут Судом в решении 1996 г. Конфликт принял затяжной характер. Комитет министров принял несколько резолюций, подтверждающих, что решение Суда является обязательным для Турции2.

В 90-е гг., когда возросло количество судебных решений и участились случаи задержки в выплате денежной компенсации, в постановляющей части судебного решения появилось указание, что исполнение должно быть произведено в трехмесячный срок, а за просроченное время начисляется простой процент из расчета среднего годового процента, существовавшего в стране на момент вынесения решения.

Процедура, в которой Комитет министров осуществляет контроль за исполнением решений Суда, такова: получив от руководства Суда текст окончательного решения по делу, Комитет министров передает его представителю (послу) государства-ответчика при Совете Европы, указав, что он ожидает от государства информации о своевременном исполнении решения. По получении информации, если она полностью удовлетворяет Комитет министров, тот принимает резолюцию, которая и завершает дело. В ней говорится, что, ознакомившись с информацией, полученной от Правительства (она прилагается к резолюции), и, удостоверившись, что денежная компенсация выплачена, Комитет министров считает, что он выполнил функции, возложенные на него ст. 46 Конвенции.

Если же полученная от Правительства информация не удовлетворяет Комитет министров, поскольку ответчик не выплатил, или выплатил лишь частично денежную компенсацию, или не принял мер по иным вопросам, по которым в свете данного решения Суда они представлялись существенными, то Комитет принимает решение вернуться к данному делу. Начинается последовательный мониторинг.

В общественном мнении и средствах массовой информации бытуют сильно преувеличенные представления о суммах денежной компенсации, присуждаемых Судом. Очень распространены ссылки на дело "Греческие нефтеперерабатывающие заводы "Стрэн" и Стратис Андреадис против Греции" (1994 г.)1, и называют даже цифру 30 млн. долларов. В действительности это первоначальная цифра, которую требовали заявители; однако окончательная сумма, присужденная заявителям за понесенный ими имущественный ущерб, в два раза меньше, и при этом Суд руководствовался подсчетами, произведенными Греческим арбитражным судом (отсюда и исчисление суммы в долларах, что обычно Европейский Суд не делает). Это исключительный случай в практике Суда: он стал возможным только потому, что в качестве заявителей выступали нефтяные компании, понесшие значительные убытки. Встречаются решения, когда присуждаемая сумма составляет свыше одного миллиона или нескольких сот тысяч французских франков. Но это редкие ситуации, нетипичные для дел, инициированных индивидуальными жалобами граждан.

Суд требует строгой доказанности имущественного ущерба и весьма сдержан в оценке причиненного морального вреда. Даже признав нарушение Конвенции, Суд нередко ограничивается формулой, что сам факт констатации нарушения является достаточным возмещением морального вреда. Суду приходится учитывать, что бывают такие заявители и их адвокаты, обращение которых в Суд по преимуществу движимо корыстными соображениями.

От "справедливой компенсации" по ст. 41 Конвенции следует отличать право на компенсацию по ст. 5 п. 5 Конвенции и по ст. 3 Протокола № 7. Нарушение предусмотренного этими статьями "права на компенсацию" может затем явиться основанием для получения "справедливой компенсации" по ст. 41.

Одним из проявлений государственного суверенитета является недопустимость иностранного вмешательства в юрисдикционную деятельность. Судебные решения не действуют за пределами государства, в котором они были вынесены. Решения иностранных судов могут действовать в другом государстве, если последнее их признало. Обязанности признавать иностранные судебные решения в силу общих норм международного права не существует. Однако многочисленные международные договоры предусматривают взаимное признание судебных решений.

Как справедливо указывает А.И. Муранов, "основанное на иностранном судебном решении право может считаться существующим только после того, как будет разрешено приведение данного решения в исполнение. До этого момента иностранное решение не наделяет каким-либо бесспорным правом или какой-либо обязанностью ни лицо, в пользу которого состоялось решение, ни лицо, против которого оно вынесено"1.

Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Украине определяется соответствующими международными договорами Украины, а также Законом Украины от 29 ноября 2001 г. "О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов"2.

Согласно ст.1 Закона от 29.11.2001 г. решение иностранного суда – это решения иностранных судов по гражданским, трудовым, семейным делам, приговоры иностранных судов по уголовным делам в части, касающейся конфискации имущества и возмещения вреда потерпевшим, а также решения иностранных арбитражей и акты других органов иностранных государств, к компетенции которых относится рассмотрение гражданских, трудовых, семейных дел, которые вступили в законную силу и подлежат признанию и исполнению на территории Украины в соответствии с международными договорами Украины; признание решения иностранного суда – это распространение законной силы решения иностранного суда на территорию Украины в порядке, установленном законом; исполнение решения иностранного суда – это применение мер принудительного исполнения решения иностранного суда в Украине в порядке, предусмотренном законом.

Как вытекает из содержания статей 390, 399 ГПК и ст.2 Закона от 29.11.2001 р. условиями признания и исполнения решения иностранного суда является наличие международного договора Украины или взаимность по договоренности ad hoc с иностранным государством, решение суда которого может исполняться в Украине3.

Таким образом, закон закрепляет два условия признания и исполнения решения иностранного суда, которое подлежит принудительному исполнению:

1) наличие международного  договора. Согласно ст.1 Закона Украины "О международном частном праве", "международный договор Украины  – это действующий международный  договор Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины"1.

При этом необходимо исходить из общих правил о том, что международные договоры о правовой помощи распространяются лишь на субъектов государств-участников, а если между участниками многосторонних договоров существуют еще и двусторонние или специальные соглашения по вопросам правовой помощи, то должны применяться соответствующие нормы тех договоров и соглашений, которые вступили в силу позже;

2) действие принципа взаимности. Согласно ст. 11 Закона Украины "О  международном частном праве" суд либо другой орган применяет  право иностранного государства  независимо от того, применяется  ли в соответствующем иностранном  государстве к подобным правоотношениям  право Украины, кроме случаев, когда  применение права иностранного  государства на принципах взаимности  предусмотрено законом Украины  или международным договором  Украины. Если применение права  иностранного государства зависит  от взаимности, считается, что она  существует, поскольку не доказано  иное.

Другими словами, взаимность означает: предоставление иностранцам в Украине таких же прав, свобод и возможностей, какими обладают украинские граждане в соответствующем иностранном государстве; признание и исполнение иностранных судебных решений при условии признания и исполнения судебных решений Украины в соответствующем иностранном государстве; исполнение судебных поручений иностранных судов при аналогичном исполнении поручений судов Украины; в определенных случаях применение иностранного права при условии, если в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям применяется право Украины.

Суды должны выяснять наличие международных договоров о взаимном предоставлении правовой помощи между Украиной и государством, от которого поступило ходатайство о признании и исполнении решения суда. Если государство не является участником Конвенции, международного договора о правовой помощи, в соответствии с которыми Украина взяла на себя обязательство в отношении признания и исполнения судебных решений другой договаривающейся стороны, ходатайство о признании и исполнении на территории Украины решений судов этого государства судами Украины не рассматриваются, а при поступлении таковых суд постановляет определение об отказе в их принятии. Если дело было уже возбуждено, производство по нему прекращается1.

Информация о работе Механизмы защиты прав человека