Механизмы защиты прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

В национальной правовой науке в последние годы наметилось направление в сторону расширения проблематики исследований, связанных с реальным осуществлением прав человека – их обеспечением, реализацией и правовой защитой. Особый интерес в среде правоведов, да и просто рядовых граждан, вызывает такое явление, как правовая защита человека. С ее наличием и эффективностью действия связывают построение правового государства и подлинную демократизацию общества в Украине.

Содержание

Введение
Раздел І. Понятие и содержание механизма правовой защиты прав человека
1.1 Механизм и принципы правовой защиты прав человека
1.2 Формы защиты прав человека в Европейском сообществе
Раздел ІІ. Компетенция и структура Европейского Суда по правам человека
2.1 Организация Европейского Суда по правам человека
2.2 Компетенция Европейского Суда и национальное право
2.3 Организация Европейского Суда по правам человека
Раздел ІІІ. Исполнение решений Европейского Суда внутри государства: практика и проблемы
3.1 Обязательная сила и исполнение решений
3.2 Исполнение решений Европейского Суда: европейские стандарты и украинские реалии
Выводы
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 144.02 Кб (Скачать файл)

Решение иностранного суда признается и исполняется в Украине, если его признание и исполнение предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, или по принципу взаимности по договоренности ad hoc с иностранным государством, решение суда которого должно исполняться в Украине (ст. 390 ГПК)2.

Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в Украине в течение трех пет со дня вступления его в законную силу, за исключением решения о взыскании периодических платежей, которое может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение всего срока проведения взыскания с погашением задолженности за последние три года (ст.391 ГПК)1.

В Украине вопрос о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда на ходатайство взыскателя рассматривается судом по месту жительства (нахождения) или месту нахождения должника.

Если должник не имеет места жительства (нахождения) или места нахождения на территории Украины или его место жительства (нахождения) либо место нахождения неизвестно, вопрос о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда рассматривается судом по месту нахождения в Украине имущества должника (ст.392 ГПК)2.

Ходатайство о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда подается в суд непосредственно взыскателем или в порядке, установленном международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Если международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, предусмотрена подача ходатайства о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда через органы государственной власти Украины, суд принимает к рассмотрению ходатайство, поступившее через орган государственной власти Украины.

К ходатайству о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда прилагаются документы, предусмотренные международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Если международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, не определен перечень документов, которые должны прилагаться к ходатайству, или при отсутствии такого договора, к ходатайству прилагаются следующие документы:

1) заверенная в установленном  порядке копия решения иностранного  суда, о принудительном исполнении  которого подается ходатайство;

2) официальный документ  о том, что решение иностранного  суда вступило в законную силу (если это не указано в самом  решении);

3) документ, удостоверяющий, что сторона, в отношении которой  принято решение иностранного  суда и которая не принимала  участия в судебном процессе, была надлежащим образом извещена  о времени и месте рассмотрения  дела;

4) документ, определяющий, в  какой части или с какого  времени решение иностранного  суда подлежит исполнению (если  оно уже исполнялось ранее);

5) документ, удостоверяющий  полномочия представителя взыскателя (если ходатайство подается представителем);

6) заверенный в соответствии  с законодательством перевод  перечисленных документов на  украинский язык или язык, предусмотренный  международными договорами Украины1.

Суд, установив, что ходатайство и прилагаемые к нему документы не оформлены в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, или к ходатайству не приложены все перечисленные документы, оставляет его без рассмотрения и возвращает ходатайство вместе с приложенными к нему документами взыскателю (или его представителю).

О поступлении ходатайства о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда суд в пятидневный срок письменно извещает должника и предлагает ему в месячный срок подать возможные возражения против этого ходатайства.

После подачи должником возражений в письменной форме или в случае его отказа от подачи возражений, а также если в месячный срок со времени извещения должника о полученном судом ходатайстве возражение не подано, судья постановляет определение, в котором указывает время и место судебного рассмотрения ходатайства, о чем взыскатель и должник извещаются письменно не позднее чем за десять дней до его рассмотрения.

По заявлению взыскателя или должника и при наличии уважительных причин суд может перенести время рассмотрения ходатайства, о чем извещает стороны.

Рассмотрение ходатайства о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда проводится судьей единолично в открытом судебном заседании.

Неявка без уважительных причин в судебное заседание взыскателя или должника либо их представителей, относительно которых суду известно о своевременном вручении им повестки о вызове в суд, не препятствует рассмотрению ходатайства, если любой из сторон не был затронут вопрос о переносе его рассмотрения.

Рассмотрев представленные документы и выслушав объяснения сторон, суд постановляет определение о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда или об отказе в удовлетворении ходатайства по этому вопросу. Копия определения направляется судом взыскателю и должнику в трехдневный срок со дня постановления определения.

Признание решения иностранного суда служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение соответствующего отечественного суда. В одних случаях достаточно, чтобы решение было признано, в других – оно должно быть еще и исполнено, т.е. подвергнуто специальной процедуре по разрешению исполнения1. Таким образом, признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой для его исполнения, но для принудительного исполнения обычно устанавливаются дополнительные требования сверх тех, которые обязательны для признания иностранного решения.

По количеству обращений в Европейский Суд по правам человека Украина занимает четвертое место2.

"Качественный" критерий  обращений в Европейский Суд  по правам человека определяется  соотношением "в известной мере  допустимых" нарушений прав человека, т.е. таких, которые общество готово  оправдать и простить своему  государству, расценивая их как  плату за защиту более весомых  социальных ценностей и "плохих", "опасных" нарушений прав человека, которые негативно воспринимаются  массовым сознанием и представляют  угрозу для преобладающих ценностей  общества.

Анализ "качественного" состояния украинских обращений свидетельствует о том, что невыполнение судебных решений Европейского Суда по правам человека составляет в пропорциональном отношении к другим нарушениям чуть ли не самую главную проблему для Украины, уступая лишь нарушением права защиты собственности (ст. 1 Протокола) в виде невыплаты заработной платы, пенсий, невозвращения вкладов и т.п.

С другой стороны, в сугубо национальном, внутреннем правовом пространстве Украины вопросы, связанные с выполнением решений судов или иногда и судей, очень часто не могут найти решения даже усилиями опытных адвокатов. По мнению подавляющего большинства практикующих юристов, процедура выполнения судебных решений (в известной мере "навязанная" Советом Европы) никоим образом не отвечает цели правосудия и потребностям общества и, следовательно, должна провести кардинальные изменения, что было бы уместно в период реформирования уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства.

Поэтому существуют два измерения проблемы выполнения судебных решений в Украине – правовое и организационное обеспечение выполнения решений собственно национальных судов и механизмы выполнения решений международных судебных инстанций, в первую очередь – Европейского суда по правам человека.

В "кулуарах" Совета Европы все чаще раздаются голоса: не использовать ли в Украине "турецкий сценарий"? Имеется в виду присутствие иностранных адвокатов в стране, где очевидно и массово нарушаются права человека, защищенные Конвенцией, но при этом национальная система правовой помощи не в состоянии обеспечить надлежащую защиту своих подчиненных ни в инстанциях своей страны, ни в международных правозащитных институциях. Как известно, "десант" британских барристеров в Турцию в свое время привел к рассмотрению целого ряда дел в Европейском Суде по правам человека (т.н. "турецкие дела"), которые в своем большинстве окончились в интересах заявителей, и это заставило турецкие власти соответственно изменить законодательство и практику право применения1.

Впрочем, подобный подход отрицается польским опытом. Чувствуя инерционность своей законодательной власти, несостоятельность Сейма вовремя и адекватно реагировать на социальный спрос, некоторые органы исполнительной власти откровенно спровоцировали несколько обращений в Суд и, получив решение, использовали их для совершенствования, "европеизации" своей правовой системы. Здесь Сейм уже ничего не мог поделать, кроме принятия соответствующих законов/изменений к законам. При этом (что важно), действия власти происходили при полной поддержке общественных взглядов – польская политическая активность и желание поляков быть во всем сверх европейцами общеизвестны.

Сложно считать украинскую практику рассмотрения дел в Европейском Суде по правам человека позитивной.

Комитет министров Совета Европы, который отвечает за выполнение решений Европейского Суда, налагает на страну, признанную виновной в нарушении выполнения, обязанность выполнения судебного решения, мероприятия общего и/или индивидуального характера. Они заключаются, обычно, в мероприятиях общегосударственного уровня: изменение национального законодательства и практики его применения, обеспечение принципа "справедливой сатисфакции" (например, известное дело "Совтрансавто"), перестройка и совершенствование мест заключения; совершенствование судебной системы путем привлечения большего количества судей и т.п.

В известной мере дискуссионным остается вопрос о том, к какой категории мероприятий (общих или индивидуальных) следует отнести изменение или пересмотр решения национального суда в связи с решением Европейского Суда по правам человека. Вообще, выполнение решений международной судебной инстанции в виде индивидуальных мероприятий нарушают ряд задач, доныне нерешенных как в международно-правовой доктрине, так и в национальных правовых разработках1.

Дело даже не в том, является ли решение международного органа в отношении страны вмешательством в ее внутренние дела, – страны-члены Совета Европы добровольно уступили часть своего суверенитета ради эффективного функционирования Европейского Суда по правам человека, хотя это не совсем отвечает Конституциям этих стран (в том числе и Украины).

Вопрос в другом. Европейский Суд по правам человека, как известно, не является и не может быть какой-то сверх кассационной инстанцией, кассацией кассации в отношении украинских судов. Общеизвестно, что Европейский Суд по правам человека не пересматривает решения наших судей, а лишь проверяет их в пределах своей юрисдикции, четко очерченной Конвенцией, не нарушены ли нормы Конвенции национальными государственными органами.

Интересным в этом отношении является решение Конституционного суда Испании, который постановил, что решение национального суда не будет соответствовать Конституции Испании, если Европейским Судом по правам человека признано, что это последнее решение нарушает ст. 6 Конвенции (решение по делу Barberra v Spain). Нужно понимать, что признание как таковым Судом нарушения прав, гарантированных ст. 6 Конвенции, еще не является основанием для автоматического оправдания или освобождения от уголовной ответственности лица. Речь может идти лишь о нарушении прав, предусмотренных статьями Конвенции, и только. Но если Европейский Суд, например, признал решение национального суда таким, которое не отвечает принципам справедливого судебного разбирательства, предусмотренных ст. 6 Конвенции, т.е. несправедливым, то следует ожидать, что национальная судебная власть такое решение в каком-либо процедурном порядке должно пересмотреть или упразднить. Процессуальный механизм такого пересмотра сегодня предусмотрен в не явной форме лишь несколькими нормами законодательства. Так, п. 4 ст. 11115 Хозяйственно-процессуального кодекса Украины гласит, что основанием для обжалования в Верховный Суд Украины постановлений Высшего хозяйственного суда является признание таких постановлений международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, такими, которые нарушают международные обязательства Украины1. Но ст. 11119 того же Кодекса, говоря об основаниях для отмены постановлений Высшего хозяйственного суда, обходит решение международных судебных органов, оставляя в поле зрения лишь несоответствие национальных судебных решений самим международным договорам. Подобная неуверенность законодателя и, как следствие, неуверенность законодательства просматривается и в новом ГПК 2005 г.

В связи с такой ситуацией значительные надежды возлагались на специальный закон в отношении выполнения решений Европейского Суда по правам человека в Украине. Как известно, такой закон был принят, но Президент наложил на него вето. Стоит отметить, что выполнение судебных решений в Украине, как национальных судов, так и международных судебных органов, нуждается в надежной и эффективной правовой регламентации. Без нее все разговоры о приближении правовой системы Украины к европейским стандартам будут оставаться декларацией.

Информация о работе Механизмы защиты прав человека