Национализм в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Что думают об этом слове? Во многих головах сложилось то, что это слово несет в себе что-то «плохое». Это слово смешали с такими словами как фашизм, шовинизм, расизм. На слуху многих национализм - это идеология, пропагандирующая национальную исключительность и ненависть к другим нациям. Но так ли это?
Существует и обратная сторона национализма – любовь к своей нации, преданность культуре своей нации, стремление к национальной независимости.

Вложенные файлы: 1 файл

Национализм в современном мире.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Национализм. Что думают об этом слове? Во многих головах сложилось то, что это слово несет в себе что-то «плохое». Это слово смешали с такими словами как фашизм, шовинизм, расизм. На слуху многих национализм  - это идеология, пропагандирующая национальную исключительность и ненависть к другим нациям. Но так ли это?  
Существует и обратная сторона национализма – любовь к своей нации, преданность культуре своей нации, стремление к национальной независимости. Какая же сторона является конечным и единственно точным определением национализма? Я не берусь ответить, так как во мне много «за» и «против» и «чаша весов» предательски не склоняется на чью-либо сторону. Но, кто и как бы ни оценивал национализм с точки зрения морали, большинство все же признает его огромную историческую роль в становлении многих наций и государств. Яркий пример тому -  на протяжении последних полутора-двух столетий благодаря национализму была консолидирована Франция, объединены Италия, Германия, восстановлена политическая независимость Польши, Финляндии, Чехословакии, Греции, завоевана независимость многими народами Азии, Африки и Латинской Америки, сюда можно отнести и бывшие советские республики. Считается, что именно национализм подорвал и стер с карты Земли такие великие мировые империи, как Османская, Австро-Венгерская, Российская, Британская.

 Необходимо отметить, что многие великие успехи  в науке и технике, литературе  и искусстве были в значительной  мере обусловлены национализмом.  Почему? Потому, что одно из определений национализма гласит, что это любовь к своей нации и забота о ней, то есть это не просто любовь, а любовь деятельная, активная. Даже великие религиозные учения - христианство, мусульманство, буддизм - хотя и были интернациональными, на деле, как считают немало исследователей, служили, прежде всего, если не прямо националистическим, то по меньшей мере национальным целям.

Нельзя не отметить негативную страницу истории -  национализм был мощным оружием жесткого режима Италии и Германии, Испании и Португалии. Национализм в переплетении с фашизмом и расизмом нанес сильнейший удар по многим народам мира. Задачу притягательности национализма пытались решить многие умы. Проблеме национализма, поискам его корней и истоков, раскрытию природы и сущности этого явления посвящены сотни книг, и, тем не менее, нельзя утверждать, что эта загадка раскрыта.

 

 

  1. История возникновения национализма.

1.1 Понятие национализма  и его истоки

Национализм1– идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и ее первичности в государство образующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов  национальной общности в отношениях с государственной властью 

Можно выделить две группы, различающиеся по своему подходу:

1-ая делает упор на  чувственно-эмоциональную сторону  национализма, ее представляют главным  образом западные исследователи.

2-ая рассматривает национализм  как идеологию и политику соответствующих  классов, и, прежде всего буржуазии,  это преимущественно представители  марксистской школы.

Рассмотрим первую группу. В работах американских ученых2 середины 20 века восхваляется дух свободы, терпимости и компромисса, будто бы свойственный англо-саксонскому или американскому национализму. В ряде зарубежных теорий национализм служит основой для анализа исторического процесса. В них он выдвигается на первый план в качестве движущей силы истории, в противовес классовой борьбе, взаимоотношениям и борьбе между нациями.

Американский профессор  Б. Шейфер определяет национализм как "групповую лояльность", выдвигая несколько положений, которые описывают базовые атрибуты национализма. Положения включают следующее:

1. Определенная территория, населенная каким-либо народом  или желаемая им.

2. Народ, называемый нацией, имеющий общую культуру и способный  к свободному общению внутри  себя.

3. Любовь к общей земле,  языку и исторической культуре.

4. Общее независимое государство  или стремление иметь таковое.

5.Разделяемая всеми вера  в общее происхождение и историю.

6. Предпочтительное и  более уважительное отношение  к соотечественникам, нежели к  инородцам.

7. Присущее всем чувство  гордости за прошлые и настоящие  достижения, равно как разделяемая  всеми скорбь по бедам и  несчастьям.

8. Безразличие или враждебное  чувство к другим народам.

9. Преданность ассоциации, называемой нацией.

10.Разделяемая всеми надежда  на будущее процветание нации  и ее членов.

 

Хейс3 рассматривал национализм как "современный эмоциональный сплав двух очень старых явлений - национальной принадлежности и патриотизма".

Ганс Кон определял  национализм как "состояние ума", "акт сознания преобладающего большинства  какого-либо народа", признающего "национальное государство в качестве идеальной  формы организации народа". Для  Кона национализм включает в себя веру в то, что человек должен проявлять "высшую преданность" своему народу. Современный российский исследователь  Виктор Строганов также разделяет  понимание национализма как патриотическое чувство. Он отмечает, что именно такой  национализм пронизывает всю  историю российского государства.

Рассмотрев определения  национализма некоторых американских исследователей, можно сделать вывод, что для них национализм - это  чувство, национальное чувство. Стоит  отметить, что это чувство неотделимо от культуры предков и любви к  родине; можно сказать, что это  чувство - патриотизм. И если национализм  тождественен патриотизму и национальному  чувству, то он присущ всем временам и  народам, и бороться с ним или  осуждать его было бы равносильно  борьбе с другими свойственными  человеку чувствами. Но нельзя не сказать, что национализм - это социальное явление и непостоянное, его порождает  народ в какие-то периоды своего развития, он связан с какими-то событиями, поворотами в его социальной жизни. Именно поэтому национализм хоть и связан с социальным чувством того или иного народа, он не тождественен ему.

 

Рассмотрим второй подход к определению национализма. Марксистские взгляды на проблему национализма связаны с классовой борьбой, составляющей для марксистов главную движущую силу общественного развития. Рассмотрим некоторые определения.

Национализм:

1.Реакционная буржуазная  и мелкобуржуазная идеология  и политика, направленная на разжигание  национальной вражды под лозунгом  защиты своих национальных интересов,  национальной исключительности  и практически служащая интересам  эксплуататорских классов.

2. В порабощенных и  зависимых странах - движение, направленное  на борьбу против империализма, за национальную независимость.

Таким образом, национализм - буржуазная и мелкобуржуазная идеология  и политика, а также психология в национальном вопросе, противоположная  пролетарскому интернационализму. Основа национализма - идея национального  превосходства и национальной исключительности, трактовка нации как высшей вне исторической и надклассовой формы общности. В условиях развитого капитализма - идейное знание буржуазии в борьбе против феодализма и национального гнета, в эпоху империализма - орудие империалистической и колониальной политики, сближается с расизмом, приобретает антикоммунистическую направленность. Такое определение национализму дают марксисты.Здесь национализм рассматривается как идеология и политика класса буржуазии в сфере национальных отношений.

Отличительная черта этой группы определений от предыдущей заключается в том, что в последней национализму приписывается идея национального превосходства и национальной исключительности, что сводит национализм к одной, крайней форме его выражения типа фашистской идеи нацизма. Стоит отметить, что большинство исторических форм нацизма в прошлом и настоящем не всегда были связаны с идеей превосходства. Последняя больше связана с расизмом. Именно расизм - это совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психологической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. Выдвинув первую расистскую концепцию, француз Ж. А. Габино объявил арийцев "высшей расой".

 

2. Виды национализма  и причины его возникновения

Рассмотрев и проанализировав  два подхода к национализму, можно  вывести одно общее определение: национализм - это идеология и  политика государств, партий, иных союзов, организаций и групп, которые  в качестве главного средства для  достижения своих целей используют как национальные, так и патриотические чувства. Необходимо отметить и цели национализма как идеологии или  политики. Они могут быть самыми разными:

борьба против реального  или предполагаемого национального  угнетения со стороны других народов;

консолидация народа с  целью оформления его в самостоятельное  государство;

мобилизация общества против реальной или предполагаемой внешней  угрозы (военной, экономической, политической и т.д.)

Всякая идеология требует  наличия противника, и национализм  без такового не может существовать, такой противник составляет питательную  почву национализма.

Как политика национализм, опираясь на соответствующую идеологию, стремится  решить цели конституирования и политического  самоутверждения народа, защитить национальные интересы. Где бы национализм ни проявлял себя, он всегда делает это в форме, соответствующей идеологии и политике.

Многие исследователи  утверждают, что национализм есть идеология и политика, активно  использующие в своих целях национальные чувства и эмоции. Для того чтобы  убедиться в этом, рассмотрим классификацию  Снайдера и Хейса.

Снайдер различает четыре типа национализма4:

1. Интегрирующий национализм  (1845 - 1871). В этот период, по Скайдеру, национализм представлял собой  объединяющую силу, которая способствовала  консолидации феодально-раздробленных народов - Италия, Германия.

2. Разъединяющий национализм  (1871 - 1890). Успехи национализма в  деле объединения Италии и  Германии стимулировали борьбу  за национальную независимость  народов, входящих в Османскую,  Австро-Венгерскую и другие империи,  что привело к их распаду.

3. Агрессивный национализм  (1900 - 1945). Первая половина 20 века стала  свидетелем острого конфликта  противоположных национальных интересов,  вылившегося в две мировые  войны. В этот период национализм  становиться идентичным империализму.

4. Современный национализм  (1945 - н.в.). Новый национализм заявил  о себе главным образом путем  антиколониальных революций. Этот  период отмечен распространением  национализма в глобальном масштабе.

 

Хейс выделяет следующие типы национализма5:

1. Якобинский.

2. Традиционный.

3. Либеральный.

4. Интегральный.

5. Экономический.

Обе классификации ничего не объясняют и только служат подтверждением тому, что национализм есть политика и идеология, использующие национальные чувства для достижения своих целей. Э. А. Поздняков предлагает более расширенную классификацию и выделяет следующие виды:

1. Национализм этнический - это национализм угнетенного  или порабощенного народа, борющегося  за свое национальное освобождение, это национализм народа, стремящегося  к обретению собственной государственности.  Ему соответствуют свои политика  и идеология.

2. Национализм державно-государственный  - это национализм государственно  оформленных народов (наций), стремящихся  к проведению в жизнь своих  национально-государственных интересов  перед лицом таковых же других  наций. Нередки случаи, когда большие  нации играют роль угнетателей  малых народов внутри и вовне.  Политика и идеология таких  наций получила в политической  литературе название великодержавной.  В этом случае державно-государственный  национализм входит обычно в  конфликт с национализмом этническим.

3. Бытовой национализм  - это проявление националистических  чувств на уровне личности  и малых социальных групп. Он  обычно выражается в ксенофобии, во враждебном отношении к  инородцам и представителям других  этнических групп. Его связь  с идеологией и политикой не  всегда носит прямой и открытый  характер, но, тем не менее, она  существует. Бытовой национализм  - важное средство в руках этнического  и державно-государственного "национализмов" - к нему они прибегают для  реализации своих целей, на  него они опираются и в случае  необходимости умело его разжигают;  его вспышки редко бывают спонтанными  - как правило, за ними стоят  соответствующая идеология и  политика.

Поздняков 6отмечает, что чем ближе к бытовому и этническому национализму, тем в большей мере проявляются в нем психологические моменты, и наоборот; но ни в одном из этих случаев национализм не перестает быть явлением социальным. Это его коренное качество.

 

 

  1. Национализм в современном мире

Германия:

Национализм в Германии возник как реакция на наполеоновскую оккупацию. Начиная с Гердера7 и Фихте8, немецкие националисты полагали, что Германия упирается корнями в древний немецкий этнос и что политические критерии включения в нацию несущественны. Например, Фихте в своём «Обращении к германской нации» (1807) утверждал, что немцев характеризует оригинальный язык и прослеживаемая с первобытных времён природа германского характера, что наделяет её метафизическим национальным духом. Однако если в прошлом история немецкого народа во многом зависела не от него, то в будущем, по мнению Фихте, немцы должны были вершить свою историю сами. Этот призыв был подхвачен другими немецкими философами и писателями, что привело к возникновению романтизма.

 

Индия:

Национализм в Индии обострился в конце XIX века в связи с борьбой  с британским империализмом. Националисты утверждали, что Индия должна сама осуществлять собственную политику; что свободная Индия способна остаться единой территорией; что индусов  объединяет религия (индуизм). Главной  победой индийского национализма стало  обретение независимости в 1947 г. При этом одной из серьёзных проблем  стал выбор государственного языка, в результате чего их стало два: хинди  и английский. Основными трудностями  к построению гражданской нации  стали острые этнические и религиозные  конфликты, которые, в частности, привели  к отделению Пакистана.

Информация о работе Национализм в современном мире