Национальная безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:59, реферат

Краткое описание

Актуальность темы реферата определяется, прежде всего, исключительной важностью задач национальной безопасности, решение которых является ключевым моментом обеспечения жизнеспособности любого социума, наиболее существенной составляющей его государственной самоорганизации. Последовательная защита национальных интересов страны, адекватная реакция на внутренние и внешние угрозы выступают в качестве важнейших функций государства, наиболее точно характеризуют уровень эффективности работы основных его институтов.
Обеспечение национальной безопасности приобретает особое значение в периоды радикального обновления основ государственного строя, когда общество и государство находятся в неустойчивом состоянии и сталкиваются с целым комплексом новых угроз, обусловленных нарушением привычных политических и социальных связей и, вызванным трансформационными процессами, объективным ослаблением базовых государственных начал.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 59.92 Кб (Скачать файл)

Проблемы исследования национальной безопасности связаны с прогнозами развития геополитической структуры, развития экономики, вооруженных сил государств, их научно-технического потенциала, внутриполитической обстановки в них. Все эти процессы являются сложными и комплексными, их исчерпывающий прогноз современными средствами формального анализа невозможен. В то же время в течение этих процессов есть "простые" стороны, которые можно прогнозировать средствами формального анализа. Примерами "простых" сторон обсуждаемой проблемы являются макроэкономические процессы (изменение с течением времени таких величин, как: валовой национальный продукт, темп инфляции, учетные ставки, доходы различных групп населения и т. д. в зависимости от экономической политики правительства – налогов, государственных расходов, в зависимости также от характера экономических взаимоотношений государств и т.д.), которые сейчас уже можно попытаться прогнозировать с помощью математических моделей, процессы вооруженной борьбы с применением обычного оружия. В основе моделей таких процессов лежат балансы соответствующих, вовлеченных в них, материальных средств.

Этих простых сторон у любого сложного явления много, они образуют сложную структуру, в основе их изучения лежат различные формализации и математические методы. Когда все эти простые стороны в совокупности эквивалентны исходному процессу, то это означает, что данный процесс поддается изучению и прогнозированию с помощью средств формального анализа. В большинстве случаев это не так, и тогда изучение и прогноз данного процесса осуществляется, в конечном счете, с помощью специалистов, имеющих гуманитарную ориентацию. В какой мере при изучении общественно-политического процесса существенны его "простые" стороны, которые могут быть изучены формальными средствами, зависит от характера этого процесса. В какой мере эксперты при анализе общественно-политического процесса, при его прогнозе, при принятии решений используют результаты исследования формальными методами его "простых" сторон, зависит от общего развития науки и культуры, от образованности и культуры экспертов, от развития фундаментальной науки, математического моделирования, информатики и имеющихся в ней инструментов, от того, в какой мере средства формального анализа уже проникли в считающиеся гуманитарными сферы деятельности, наконец, от общественного мнения, от отношения к науке.

Другими словами, рациональным при  изучении сложных комплексных общественно-политических процессов, характеризующих национальную безопасность, является сочетание (адекватное рассматриваемым проблемам) средств гуманитарного и формального анализа. Средства формального анализа выступают при этом как инструменты анализа и прогноза. Здесь необходимо отметить, что неправильное использование инструментов в любой сфере деятельности приносит не пользу, а вред, и тем больший, чем мощнее инструмент. Неквалифицированное использование средств формального анализа в таком вопросе, как национальная безопасность, способно поставить государство на грань катастрофы. Использование этих средств вовсе не облегчает жизнь принимающим решение, как об этом иногда думают, а существенно усложняет ее, требуя от них другого, на порядок более высокого уровня образованности, культуры, владения различными инструментами, способности понимать и интерпретировать результаты исследования с применением средств формального анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Основным субъектом обеспечения  безопасности с момента его появления  стало государство, осуществляющее функции в этой области через  установленные обществом органы законодательной, исполнительной и  судебной власти.

Безопасность это целая система  различных по своей природе, но взаимосвязанных  процессов. Составными элементами этой системы выступают:

1. интересы;

2. угрозы и другие факторы  воздействия на интересы;

З. система обеспечения национальной безопасности.

Структура обеих редакций Концепции  национальной безопасности полностью  соответствует принятым теоретическим  нормам, рассмотренным выше:

• Раздел 1. Россия в мировом сообществе.

• Раздел 2. Национальные интересы России.

• Раздел З. Угрозы национальной безопасности.

• Раздел 4. Обеспечение национальной безопасности.

Интересы. Если с личными интересами все более или менее просто, то национальные интересы требуют более  подробного изучения. Во-первых, национальные интересы нельзя свести к сумме интересов  отдельных граждан. Национальными  интересами могут быть признаны лишь «осознанные, официально выраженные объективные  потребности народа,... направленные на сохранение, создание или достижение благоприятных условий для его  стабильного существования и  стабильного развития».

Важно, чтобы национальные интересы имели постоянный, устойчивый характер. Другими словами, независимо от смены  власти или даже формы правления  в стране они должны оставаться магистральными направлениями ее развития, т.к. только так можно обеспечить стабильность развития и уверенность граждан  в завтрашнем дне.

Следующим важным фактором, необходимым  при выработке Концепции национальной безопасности, является классификация  национальных интересов. Как правило  интересы разделяют по продолжительности  действия и по степени их важности.

Выделяют три категории интересов. Первой категорией являются т.н. «жизненно  важные интересы». Их определение дано в законе РФ «О безопасности» —  это «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно  обеспечивает существование и возможности  прогрессивного развития личности, общества и государства». Предполагается, что  жизненно важные национальные интересы связаны с защитой и преумножением  тех национальных ценностей, девальвация  и утрата которых ставит под вопрос идентификацию или даже само существование  народа.

Вторая категория — важные национальные интересы. Они учитывают социально  значимые, приобретающие общенациональный масштаб опасности и угрозы.

Третья категория - национальные интересы. Перечень их может быть очень широк, т.к. в него включаются все, что имеет  общегосударственный и общенациональный масштаб.

По продолжительности действия выделяются долгосрочные (на длительную перспективу) и временные (краткосрочные, на переходный или особый период) интересы.

В Концепции национальной безопасности 2000 г. сказано:

«Национальные интересы — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной  и информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах». Причем признается, что «национальные  интересы в сфере экономики являются ключевыми».

С точки зрения универсальных ценностных ориентиров выделяются: гражданское  общество, правовое государство и  рыночная экономика. Причем высшей ценностью  определены права и свободы человека.

Угрозы. Термин «угроза» является частью более общего понятия — «опасность». Опасность — потенциальная возможность  причинения вреда; угроза— реальная возможность. На практике эта грань  часто стирается, т.к. многое зависит  от субъективного восприятия и качества собранной информации.

Угроза представляет собой фактор обстановки, способный отрицательно воздействовать на национальные ценности и национальные интересы страны, жизненно важные интересы личности и общества. В зависимости от ситуации на передний план могут выдвигаться факторы  внутренней или международной обстановки.

Факторы внутренней обстановки рассматриваются, как правило, в трех широких плоскостях: социальной, экономической и политической. Социальные аспекты учитывают такие  факторы, как степень национального  единства, влияние географии, демографии, общественного настроения.

Экономические аспекты принято  оценивать в плане определения  структуры и объема ресурсов, необходимых  для решения проблем обеспечения  национальной безопасности. При этом учитывается, что ни одно государство  не имеет достаточных ресурсов для  того, чтобы обеспечить безопасность с учетом всего спектра реально  существующих угроз.

Политические аспекты внутренней обстановки связаны с типом политической системы и идеологической ориентацией  общества.

В последней Концепции национальной безопасности на первом месте в списке угроз стоит состояние российской экономики. В частности, речь идет о  слабости рыночных институтов экономики, сохранении экономических отношений  с внешним миром, основанных на импорте  высокотехнологичных машин, оборудования, товаров народного потребления  в обмен на экспорт топливно-сырьевых ресурсов, возрастание неравномерности  социально-экономического развития регионов.

Система обеспечения национальной безопасности. Это тот механизм, который позволяет преобразовать  принятую государством стратегию в  области национальной безопасности в скоординированную деятельность конкретных министерств и ведомств, общественных объединений и граждан. Таким образом, система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность соответствующих структур и определенного процесса принятия решений.

Закон РФ «О безопасности» определяет, что систему безопасности России «образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные в иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении  безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ  НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Система обеспечения безопасности включает в себя наличие соответствующих  структур и определенного процесса принятия и реализации решений по этим вопросам.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, он возглавляет  Совет безопасности РФ, совместно  с парламентом определяет стратегию  обеспечения внутренней и внешней  безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов  обеспечения безопасности, в пределах своей компетенции принимает  оперативные решения.

Силы обеспечения безопасности в настоящее время включает в  себя: 1) вооруженные силы;

2) федеральные органы безопасности;

3) органы внутренних дел;

4) органы внешней разведки;

5) обеспечение безопасности органов  законодательной, исполнительной  и судебной власти и их высших  должностных лиц;

6) органы налоговой службы;

7) службы ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций, формирования  гражданской обороны;

8) пограничные войска;

9) внутренние войска;

10) органы, обеспечивающие безопасное  ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в  сельском хозяйстве; 11) службы обеспечения  безопасности средств связи, информации;

12) органы таможни;

13) природоохранительные органы;

14) органы охраны здоровья населения;

15) и др.

В совокупности вся система национальной безопасности включает объекты, субъекты, силы обеспечения безопасности, принципы и функции, которыми должны руководствоваться  субъекты и силы обеспечения безопасности.

В формировании политики обеспечения  национальной безопасности РФ принимают  непосредственное участие:

- Президент Российской Федерации;

- Совет безопасности (при Президенте) Российской Федерации;

- Федеральное Собрание РФ;

- Правительство Российской Федерации;

- Министерство финансов Российской  Федерации;

- Центральный банк России;

- Государственный комитет Российской  Федерации по статистике.

Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в  области обеспечения национальной безопасности, является Совет безопасности РФ (СБ РФ). Он формируется на основе Указа Президента РФ. В положение  о Совете безопасности в состав основных задач включены:

1. Определение жизненно важных  интересов общества и государства  и выявление угроз объектам  безопасности.

2. Разработка основных направлений  стратегии обеспечения безопасности  РФ и организация подготовки  федеральных целевых программ  ее обеспечения.

3. Подготовка рекомендаций Президенту  РФ в области внешней и внутренней  политики по обеспечению безопасности  личности, общества и государства.

4. Подготовка оперативных решений  по предотвращению чрезвычайных  ситуаций и по организации  их ликвидации.

5. Подготовка предложений Президенту  РФ о введении, продлении или  отмене чрезвычайного положения.

6. Разработка предложений по  координации деятельности органов  исполнительной власти в области  обеспечения безопасности и оценка  их эффективности.

7. Совершенствование системы обеспечения  безопасности.

В состав Совета безопасности входят председатель СБ — по должности  Президент РФ, постоянные члены и  члены, назначаемые Президентом  РФ по представлению секретаря СБ РФ с правом совещательного голоса.

К основным организационно-правовым формам работы СБ РФ относятся: заседания, оперативные совещания, совещания  по стратегическому планированию, рабочие  совещания, а также заседания  его рабочих органов — постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций.

Информация о работе Национальная безопасность России