Национальная политика в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:38, реферат

Краткое описание

Становление Казахстана как суверенного государства обусловило необходимость создания в стране научно-аналитических институтов и центров, в задачи исследований которых входит комплексный анализ внутренней и внешней политики республики, влияния на ситуацию в стране геополитической обстановки и мировых тенденций.

Вложенные файлы: 1 файл

1.1 Цели и задачи национальной политики РК.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

- общностей  в различных сферах производства  и управления

- через систему  образования, подбора расстановки кадров и

совершенствования социальной политики;

- формирование  действенной системы «социальных  лестниц» на основе повышения  качества образования, обеспечения  прозрачности и справедливости  кадровой политики госорганов  и субъектов экономики;

- осуществлять целевую подготовку квалифицированных рабочих, инженеров и менеджеров из числа коренного населения, для замены иностранных специалистов;

- ликвидация  дискриминации казахстанцев в  иностранных компаниях;

- решение земельных  проблем с учетом традиций и культуры казахов и диаспор в землепользовании, отдавая приоритет государственной собственности на землю;

- в соответствии  с мировым опытом при освоении  природных ресурсов местные жители  независимо от этнической принадлежности  должны бесплатно владеть частью акций компаний, получать доход и пользоваться другими льготами в целях компенсации вреда здоровью и экологии;

- экономическое  и культурное развитие аула  и села, реализация социальных  проектов развития их инфраструктуры и занятости;

- регулирование внутренней миграции и безотлагательное решение социальных проблем поселений вокруг городов.

- регулирование  внешней миграции в целях преодоления  осложнений межнациональных отношений  на рынке труда и размытия  в перспективе национального  облика государства;

- необходим дифференцированный подход к различным категориям казахов, возвращающихся в Республику Казахстан, рассматривая их как дополнительный резерв трудовых ресурсов и важнейший потенциал этнокультурного и интеллектуального развития.

3. Духовной и культурной сфере:

- в целях  изучения языковой ситуации в  стране периодически подготовить  региональную этнолингвистическую  карту и языковой мониторинг;

- создание методической, научной технологической и информационной  базы для овладения всеми гражданами  государственным языком;

- всестороннее  материальное стимулирование государственных  служащих и специалистов, овладевших  государственным языком;

- определить  конкретные сроки обслуживания  населения на государственном языке во всех сферах жизни с учетом особенностей регионов;

- в целях  повышения конкурентно способности  информационного пространства на  казахском языке уделять приоритетное  внимание финансовым и технологическим проблемам казахоязычных СМИ;

- с учетом возрастающей роли информационной инфраструктуры, интернета в развитии конкурентоспособности нации и с учетом закономерностей развития информационного пространства, принять соответствующий современным требованиям новый казахский алфавит.

- в вопросах  воспитания личности и формирования  общечеловеческих ценностей обеспечить партнерство государства и традиционных религий;

- восстановить  историческую справедливость в  географических названиях;

- развитие этнокультурных  центров, ориентированных на удовлетворение  культурных и языковых потребностей диаспор и свободных от влияния политических сил как внутри страны, так и за её рубежами;

- принятие закона, определяющего правовые основы деятельности этнокультурных центров;

- повышение квалификации работников государственных органов, занимающихся вопросам национальной политики, осуществление подготовки этносоциологов, этнополитологов, этнопсихологов;

- пропаганда  через СМИ опыта и культуры  межнационального согласия и  межэтнического общения;

- уделить особое  внимание работе по пропаганде  казахстанского патриотизма через  русскоязычные СМИ;

- воспитание  молодого поколения в духе  уважения к казахскому языку  и казахской культуре, к истории  Казахстана как духовной основы  общей родины через системы  образования, СМИ и учреждения  культуры;

- воспитание  молодежи в духе уважения к истории, культуре и языкам диаспор и их духовным ценностям.

Казахстанцы дорожат  общественным согласием, единством  страны. Но единство нельзя формировать  директивным путем. Оно формируется  через реализацию конкретных и четких внутренне взаимосвязанных между  собой принципиальных идей, являющихся фундаментом прочного единства народа Казахстана. Основные принципиальные идеи национальной политики:

1. Учет этического  состава государства.

Этнический состав страны формировался исторически на стыке  нескольких цивилизаций. Ныне на территории Казахстана можно выделить несколько этнических общностей:

1. Казахи – потомки  древней тюркской народности, живущие  на своей исконной земле;

2. Этнические группы  славянского и европейского происхождения  в разное время и разными  способами участвовавшие в судьбе Казахстана;

3. Диаспоры близких  по культуре и языку казахам  восточных этносов;

4. Представители этносов,  депортированных в Казахстан,  в 30-40-е годы ХХ века;

5. Малые этнические  группы бывшего Союза и дальнего  зарубежья.

Как видно, процесс формирования этнического состава страны далеко непростой. Потомки многих диаспор после распада Союза возвращаются на историческую родину.

А представители всех этнических общностей, проживающих  ныне в Казахстане, имеют полное право называться гражданином Казахстана.

Этнические общности различаются по численности, следовательно, и по потенциалу, географическому расположению, языку, религии, психологии, степени ассимиляции. Разнотипность культур, социально-психологические особенности, историческая память и другие факторы влияют на атмосферу межэтнических отношений и определяют особенности национальной политики.

2. Единство общеказахстанской  гражданской и этнической идентичности.

Идентичность казахстанцев – довольно сложное явление, в  котором присутствует и новая гражданская, вместе с тем этническая, регионально земляческая, родоплеменная, религиозная, социальная, ностальгическая советская идентичности.

Гражданская и этническая идентичности, их сочетание демонстрирует  связанность человека как с Казахстаном, как и со своей этнической общностью. Если для казахов совмещение казахстанской гражданской и этнической идентичности не сопряжено со сложностями, то для диаспор, значительная часть которых имеет историческую родину, совмещение гражданской и этнической идентичности является актуальным. Диаспоры в основном Казахстана выбрали для себя гражданство Казахстана, считают себя гражданами Казахстана, одновременно считая себя представителем определенной этнической общности.

Политические, социально-культурные и экономические изменения в обществе находят отражение в государственной и этнической идентичности. Об единстве казахстанской и этнической идентичности можно судить по степени единства общества и направлении его развития. Сама идентичность является социальным ресурсом государства и общества, барометром общественного согласия.

3. Защита этнических, религиозных и языковых особенностей  диаспор.

Важным условием согласия является удовлетворение потребностей различных этнических групп. Интересы диаспор должны защищать как институты власти, так и гражданского общества. Это требует создания системы мер по отражению, учету и реализации этнонациональных интересов.

Сегодня в Казахстане повышается политическое самосознание диаспор. Помимо удовлетворения этнокультурных потребностей, диаспоры заинтересованы в равном представительстве не только в законодательном органе, но и исполнительной власти. Все эти проблемы необходимо решать на правовой основе, принципах уважения, добра и толерантности. Абсолютизация этнической идентичности во вред гражданской также опасна, как и признание только гражданской идентичности. Только учет и согласование всех этих моментов способствуют порядку и стабильности.

4. Опора на позитивный  опыт прошлого и ценностей  сегодняшнего дня.

Как история любой страны история Казахстана также полна примеров жестоких межнациональных конфликтов. Но это история и межэтнического взаимовлияния, населяющих его этнических общностей во всех сферах жизни – язык, образ жизни, труд, мировоззрение и культура. При осуществлении национальной политики необходимо опираться на этот позитивный опыт нашей истории. Важно понять уроки прошлого, корни единства, возродить новое историческое сознание. Существенное значение имеет также знание казахами, всеми казахстанцами истории страны, на массовом уровне осмыслить историческую связь и преемственность национальной государственности казахов с древнейших времен до наших дней.

Казахстанцев должен объединить не только территориально-административный признак, но главным образом, общее  историческое прошлое, единое государство, гражданская ответственность за судьбу страны, защита окружающей среды, то есть важные жизненные позиции.

5. Казахи как государствообразующая  нация.

Важным фактором консолидации казахстанского общества является государствообразующая казахская нация.

Меняется мир, меняются и формы  проявления этнического. Ни одно государство  не формировалось без нации. Но при  этом всегда был государствообразующий  этнос, который либо подавлял, либо ассимилировал или объединял  остальных. Все это зависит от методов обеспечения единства. Соответственно и возрождение казахского народа как государствообразующей нации – ключевая проблема для устойчивого развития Казахстана. В этом сегодня должны быть заинтересованы все этнические общности.

Хотя тезис о первичности прав гражданина по сравнению с правами социальной, этнической и любой другой группы считается универсальным требованием демократии, тем не менее, странообразующая нация в условиях глобальных общественных, экономических перемен, должна осознавать не только свою роль в становлении гражданского общества, но и характер этнических взаимоотношений со всеми этническими группами, строящими новое государство. Игнорирование государствообразующей роли казахов ориентировало бы наше государство на вненациональную модель развития государственности, государство отстранялось бы от решения проблем казахов, а это лишило смысла нашей важнейшей ценности - Независимости.

Независимость приобретена Казахстаном  не по причине развала СССР, а  потому что казахи веками стремились на исконной земле создать свое государство. Это стремление было поддержано всеми этническими общностями страны.

Достижения независимости Казахстана в 1991 году – это важнейший результат  более чем двухвековой борьбы, примером чему могут служить национально-освободительные движение Кенесары Касымова, движение Алаш-Орды в начале ХХ века, первое казахское правительство в 1917 году.

Сегодня казахи как этнос отвечают всем международным стандартам государствообразующей  нации, как в политическом, так и в этническом аспекте: живет на исконной земле, составляет численное большинство и защищает права диаспор. Акцентирование государствообразующей роли казахов не закрывает путь к единству народа Казахстана, а подчеркивает их консолидирующую роль. Именно государствообразующая нация несет ответственность за равные права всех этнических общностей, проживающих в стране, в тоже время казахи нуждаются в поддержке со стороны диаспор.

Казахи как государствообразующая  нация являются основой и связывающей  нитью между всеми населяющими Казахстан диаспорами.

6. Деколонизация казахской нации.

ХХ век стал для казахов веком  трагических событий, превративших их в меньшинство на своей родине, они чуть было не лишились родного  языка, традиций и истории. Сегодня  казахи заслужили право на компенсацию травмы, нанесенной национально-государственным неравноправием, строительство своей государственности, культуры, языка, традиций, возрождение исторического наследия.

Глобализация сегодня возлагает  на казахстанское общество особую ответственность. Речь идет не только о том, что в перспективе казахская нация должна стать конкурентоспособной нацией, но и о том, что сегодня без духовных ценностей государствообразующая казахская нация не будет чувствовать себя уверенной в будущем.

Внутренние и внешние факторы обуславливают необходимость придания в Казахстане приоритетов казахскому языку и культурных ценностей казахов. Язык и культура диаспор всесторонне развиваются на их исторической родине. Такой дифференцированный подход не ограничивает гражданские права людей, принадлежащих к различным этническим группам, их стремление сохранить свою этническую идентичность и занять достойное место в обществе. Это уточнение отражает реально исторически сложившее положение вещей.

7. Взаимосвязь национальных  ценностей с традиционными религиями.

Национальные и религиозные  ценности в духовной культуре в прошлом  и сегодня неотделимы друг от друга. Традиционные религии служат реальным механизмом сохранения национальных культур. Национальная политика Казахстана как светского государства должна учитывать эти тенденции. Признавая и уважая равенство всех традиционных конфессий, государство не допускает деятельность экстремистских организаций.

Информация о работе Национальная политика в РК