Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:28, реферат
Государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой.
Введение......................................................................................................................................... 3
1. Национальная политика в современной России: основные аспекты.................................. 4
1.1. Сущность наций как этносов, роль национального фактора в
обществе и государстве. Перспектива формирования России
как нации – государства.............................................................................................................. 7
1.2. О государственной национальной политике ......................................................................8
2. Формы правления .....................................................................................................................9
2.1. Форма правления в России ...................................................................................................12
Заключение.................................................................................................................................... 14
Список использованной литературы ..........................................................................................16
В связи с этим важно обратить внимание на определение Н. Бердяева, которое имеет огромный смысл:
"Национальность - категория не
только этническая, но и социальная".
Отсюда и два понятия сущности
национальности. Первое: "они такие
же, что и мы", второе: "они
- чужие". Взрыв национального
самосознания, рост нетерпимости
и недоверия в отношениях
Пока же у нас господствует стремление,
с одной стороны, государства
как нации в духе прежних имперских
подходов довлеть над нациями-этносами,
а с другой - попытки наций-этносов
диктовать всему государству-
1.2. О государственной национальной политике.
Современный этап развития российского общества и российской государственности выдвинул на первый план вопросы обустройства народов и территорий в Российской Федерации. Подписание в 1992 г. Федеративного договора и принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации ясно обозначили федеративную суть нашего государства.
Основные принципы, цели и задачи национальной политики в современных условиях достаточно полно отражены в концепции государственной национальной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 909 от 15.05.1996 г.
Однако традиции унитаризма и предельной
централизации, отсутствие демократического
опыта и культуры федерализма, обострение
межнациональных противоречий, доведенных
до национал-сепаратизма. шовинизма
и кровопролитных конфликтов, возрастающая
неравномерность социально-
Господствующие в нынешней ситуации,
с одной стороны, тенденции национал-шовинизма
с попытками восстановления традиций
сверхцентрализованного, унитарного центра,
а с другой - тенденции национального
и регионального сепаратизма
подрывают демократические
Сегодня жизненно важно выстроить
систему государственной
Государство и общество не располагают
сегодня апробированными
Исходя из анализа объективных
тенденций развития национальных и
федеративных отношений, перспектив развития
российской государственности, считал
бы необходимым выстроить более
эффективную организационно-
В Правительстве России следовало
бы качественно повысить статус и
полномочия Министерства по делам Федерации,
национальной и миграционной политики
Российской Федерации, придав ему целый
ряд дополнительных функций по прослеживанию
характера развития социально-экономических,
культурно-языковых процессов реформирования
российского общества и самочувствия
народов и регионов, в том числе
и через механизмы
Важное значение имеет и выстраивание экономических механизмов управления федеративными, региональными и национальными отношениями, а подключение потенциала всего гражданского общества к разработке и реализации федеративной и овальной политики, к разрешению национальных и региональных проблем. Устарели технологии выстраивания экономического федерализма за счет рычагов бюджетного федерализма. Субъекты Федерации и хозяйствующие субъекты пока не ориентированы на объединение своих усилий.
2. Формы правления.
В теории государства и права, равно как и в некоторых иных об¬щественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы об¬щественной жизни человека - государства.
Важность четкого определения формы государства становится по¬нятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его разновидностях, классификации; о форме государства.
Форма государства - это реальное выражение
его сущности, а также его функций.
Форма государства - это фактически
и есть государство, так как именно
в форме проявляется
Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти. В процессе развития юридической науки произошла систематизация про¬явления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными историческими и политическими примерами, а затем представить себе форму государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
Под формой правления понимается организация
власти характери¬зуемая ее формальным
источником, то есть тем, кому принадлежит
власть в данном государстве. Впрочем,
некоторые юристы полагают, что к
этому определению стоит
Формы правления различаются в
зависимости от того, принадлежит
ли верховная власть в государстве
одному лицу, которое одновремен¬но
является символом государства, или
же она осуществляется при помощи
различных демократических
Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, им¬ператора и.т.д.).
В большинстве случаев эта власть наследственная.
В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Др.Израиль, Др.Египет, государства Эллады, Др.Рим и.т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господс¬твовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др. ). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д. ). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.
Итак, монархии делятся на два основных вида: абсолютную и ог¬раниченную. первая характерна в основном для Древних и средневековых государств, вторая - для государств Нового и Новейшего времени.
В абсолютной монархии вся власть
сосредоточена в руках едино¬
Ограниченная монархия предполагает наличие высшего органа представительной власти, имеющего мандат народа и наделенного тем или иным количеством полномочий.
Исполнительная власть сосредоточена либо непосредственно мо¬нарха, либо она принадлежит правительству, которое им контролиру¬ется. Впрочем иногда, особенно в наше время, монарх является лишь символом государства и национального суверенитета (Например, современная Великобритания, Япония и др.).
Республика - это форма правления
при которой высшие органы власти
коллегиальные, имеют мандат народа
на осуществление государственной
власти. Для республики обязательно
наличие высшего
Исторически республика как форма
правления сложилась еще в
Древнем мире, примером тому могут
служить рабовладельческие рес¬
Классификация республик связана
с тем, каким же именно образом
осуществляется государственная власть,
и кто из субъектов госу¬дарственно-
В основном все республики подразделяются на два вида: парламентские и президентские. Однако некоторые авторы справедливо дают еще одну классификацию, а именно на республики аристократические и демократические.
Парламентская республика.
При этой форме правления большинство полномочий принадлежит представительным органам власти, а на исполнительно - распоряди¬тельные органы накладывается роль только выполняющих и не имеющих особо важных полномочий и прав в осуществлении государственной власти.
Президентская республика.
При президентской республике большинство этих прав и полномо¬чий предоставляется президенту, который зачастую является главой исполнительной власти. Классическим набором прав президента явля¬ются права по формированию высших органов государственной влас¬ти, по осуществлению внешних сношений, по обороне страны и коман¬дованию Вооруженными Силами, по вопросам предоставления и выхода из гражданства, амнистии и т. д.
Информация о работе Национальная политика в современной России