Невербальный имидж политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить роль фотографии в формировании имиджа современного политического лидера.
Данная цель обусловила постановку и реализацию следующих исследовательских задач.
1. Изучить структуру и основные элементы имиджа: анализ отечественного и зарубежного опыта.
2. Рассмотреть имидж как ключевое понятие политических связей с общественностью.
3. Выявить особенности невербальной составляющей имиджа политического лидера
4. Рассмотреть фотографию как инструмент формирования невербального имиджа политика.
5. Выявить роль фотографии в формировании невербального имиджа Президента РФ Д.А. Медведева.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА: МЕСТО И РОЛЬ ФОТОГРАФИИ ...………………………………………………………………
1.1. Понятие, структура и основные элементы политического имиджа: анализ отечественного и зарубежного опыта ………………………….……
1.2. Невербальная составляющая имиджа политического лидера ………….
1.3. Роль фотографии в формировании невербального имиджа политика…
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПРЕЗИДЕНТА РФ Д.А. МЕДВЕДЕВА ЧЕРЕЗ ФОТОГРАФИЮ …….........
2.1. Теоретико-методологические предпосылки изучения специфики формирования имиджа Д.А. Медведева через фотографию ..………………
2.2. Роль фотографии в формировании невербального имиджа Президента РФ Д.А. Медведева……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...
Приложение А. Официальные постановочные фотографии ………………..
Приложение Б. Профессиональные постановочные фотографии ………….
Приложение В. Групповые постановочные фотографии ……………………
Приложение Г. Студийная постановочная фотография ……………………..
Приложение Д. Ситуативные фотографии официальных встреч (без жестикуляции) ………………………………………………………………….
Приложение Е. Ситуативные фотографии официальных встреч (с жестикуляцией) ………………………………………………………………...
Приложение Ж. Ситуативные фотографии официальные выступления …...
Приложение К. Ситуативная групповая фотография ………………………..
Приложение Л. Ситуативные фотографии неформальных встреч …………
Приложение М. Ситуативные фотографии рабочих встреч ………………...
Приложение Н. Бланк опроса для эксперта ………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Хомченко.doc

— 5.30 Мб (Скачать файл)

Политическая карикатура основана на сочетании таких семиотических  систем, как графика и язык, причем первое играет несомненную ведущую роль. Текст подписи под карикатурой (или реже «внутри») традиционно сведен к минимуму, и используется лишь для актуализации того или иного компонента значения. Воздействие на сознание реципиента в основном происходит по визуальному каналу.

В последнее время мы можем говорить об усложнении изобразительного языка  и семантического наполнения карикатур. В сегодняшних крупных печатных изданиях карикатуры не такая уж редкость, но в этих карикатурах нет явной  насмешки, а напротив, политики наделяются силой и мужеством. Карикатуры можно встретить не только в оппозиционных, но и в поддерживающих правительство изданиях. (5)

Если сравнивать карикатуру и фотографию по силе воздействия, то бесспорно, карикатура, являясь преувеличенным концентрированным смыслом, воздействует сильнее. Кроме того, опираясь на стереотипы, она усваивается легко и достаточно быстро присваивается индивидом, хорошо запоминается.

Использование визуальных образов  может представить не только внешний, но и внутренний облик человека: может проиллюстрировать его взаимоотношения с семьей, коллегами, сторонниками, оппонентами, наиболее выгодные факты биографии, результаты деятельности и другое. В фотографии выражается все личностное, психологическое, весь стиль жизни, примером которого политик и является. (18, С. 201) 

Фотография как средство коммуникации имеет существенные преимущества перед  текстом. Во-первых, изображение воспринимается быстрее, чем текст. Во-вторых, является более наглядным и понятным средством  коммуникации. В-третьих, изображение универсально с точки зрения языка, его не нужно переводить на другие языки. Эти преимущества значимы при восприятии печатных текстов в СМИ. Если есть фотография, то не обязательно читать текст, чтобы понять, о чем  идет речь. Кроме  того, в печатных текстах в первую очередь запоминаются заголовок и изображение, а затем прочитанный текст (если он вообще был прочитан) накладывается в сознании человека на данное изображение. Таким образом, фотография помещается в некий контекст.

В фотографии используются различные  символы, и для правильной интерпретации  образа в политической рекламе необходимо, чтобы эти символы были хорошо знакомы аудитории и ею понимаемы. Существуют символические приемы, которые  вызывают определенные чувства при восприятии фотографического образа, например, использование в политической рекламе «старых» фотографий или специально «состаренных» для того, чтобы вызвать ностальгические чувства по молодости или «прежним» временам. (35, С. 85)

Следует снова оговориться, что в политической фотографии эти символы призваны решить определенную поставленную задачу. В то время как в фотографиях политиков, опубликованных в СМИ, еще больше символов, придающих дополнительные значения. Для восприятия данных изображений важны многие детали: жесты, поза, выражение лица, окружение, предметы вокруг – вырванные из контекста они могут быть неверно истолкованы. 

По контексту и деталям фотографии можно определить, какой тип имиджа данная фотография формирует или  поддерживает, совпадет ли он с тем, основным, на формирование которого затрачиваются основные усилия или же противоречит. Ролан Барт говорит, что, в общем-то, этих типов не так много, но за счет деталей возможны вариации. С одной стороны тип социальной устойчивости и респектабельности – толстый и краснощекий, либо бледно-утонченный. Другой тип – интеллектуальный, заметим, что речь не идет о природных данных. Наконец, последний тип – это тип просто красивого парня, рекомендуемого публике благодаря здоровью и мужественности. Чаще всего политики играют несколько ролей одновременно. Это общие типы, в реальности их значительно больше, поэтому важно понимать, какой тип формирует то или иное изображение.

В любой фотографии важна композиция. Композиция – построение художественного произведения, направленное на максимальное раскрытие авторского замысла и создание наиболее интересной и удобной для читателя/зрителя формы произведения. Наличие завершенной композиции подразумевает, что все элементы произведения, во-первых, составляют единое целое, находятся в гармонии, во-вторых, сгруппированы вокруг главной идеи или главного предмета произведения, подчеркивают, помогают раскрыть эту главную идею.

Для того чтобы правильно выстроить композицию снимка, необходимо:

    • определить, что является центром композиции
    • понять, как будут подчиняться этому центру второстепенные объекты на снимке
    • понять, каким образом центральный объект, второстепенные объекты и фон будут объединяться в гармоническом единстве
    • правильно организовать группировку и соподчинение объектов, чтобы добиться целостности и выразительности снимка. (33)

Главный принцип, который должен соблюдаться  в любой фотографии – это принцип  равновесия. Его суть заключается  в том, чтобы достичь пропорциональности отдельных частей изображения.

Равновесие можно создать не только путем размещения каких-либо других объектов в кадре, но и, например, поместив в кадре световое пятно. Главное, чтобы составление частей снимка оставляло впечатление устойчивости композиции.

Самый распространенный вид композиции – симметричная композиция, состоящая из симметричных элементов. Она отличается наиболее строгой уравновешенностью.

При фронтальной композиции на снимке можно увидеть только одну из плоскостей, ограничивающих объемный предмет, который расположен в центре кадра. Главные объекты, попавшие в кадр (здания, предметы, фигуры) совпадают с осью всей фотографической картины. В этом случае снимок становится «плоским», теряется глубина, ослабляется передача объемов.

Чаще всего фронтальная композиция придает изображению статичность, подчеркивает спокойствие и строгость объектов съемки. Поэтому такая композиция не может быть использована для того, чтобы создать динамичный сюжет, передать движение. Этот прием подходит для съемки предметов архитектуры, которые рассчитаны именно для фронтального обозрения, а также для съемки с симметрично расположенными частями.

Фотография создана для того, чтобы показать зрителю, что действие не только происходит в кадре, но и  продолжается за пределами кадра, в  пространстве и во времени. Снимки с симметричной композицией не дают возможности показать динамику, и поэтому чаще всего фотоработы носят в себе элемент асимметрии. Асимметричная композиция прочнее связывает кадр с обстановкой, с реальной средой. (33)

Один из самых простых способов создания уравновешенной композиции – поместить главный объект в центре кадра. Тем самым этот объект придаст фотографии особую устойчивость и станет ее смысловым центром. Но просто разместив главный объект точно в центре, вы получите примитивный линейный рисунок. Чтобы избежать этого, нужно дополнить центральную фигуру второстепенными объектами, которые будут характеризовать, уточнять обстановку, окружающую главный объект.

Чтобы выделить главный объект необходимо:

  1. Укрупнить предмет, создать изображение в крупном масштабе.
  2. Разместить предмет на переднем плане.
  3. Объект и фон должны различаться по тону.
  4. Уменьшить резкость фона при сохранении резкости главного объекта.
  5. Построить композицию так, чтобы основные линии в кадре вели глаз зрителя к центральному объекту композиции. (33)

Создать контрастный рисунок на главном объекте и плавную градацию тонов на фоне и на второстепенных элементах снимка.

Таким образом, фотография играет серьезную  роль в формировании невербальной составляющей имиджа политического лидера, особенно первого лица государства. Далее мы рассмотрим особенности формирования имиджа президента Российской Федерации Д.А. Медведева через различные виды фотографий.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПРЕЗИДЕНТА РФ Д.А. МЕДВЕДЕВА  ЧЕРЕЗ ФОТОГРАФИЮ

 

2.1. Теоретико-методологические  предпосылки изучения специфики  формирования имиджа Д.А. Медведева  через фотографию

 

Проблема исследования: противоречие между недостаточной изученностью роли фотографии в имидже политического лидера и значимостью данного элемента для формирования положительного образа политика.

Объект исследования: невербальная составляющая имиджа политического лидера.

Предмет исследования: особенности формирования имиджа Д.А. Медведева через фотографию.

Цель исследования: выявить специфику формирования имиджа Д.А. Медведева через фотографию.

Задачи:  

  1. Выяснить, какие типы имиджей Д.А. Медведева формируются с помощью фотографий, в Интернет-пространстве;
  2. Определить особенности позы первого лица государства на фотографиях;
  3. Выявить преобладающие жесты на фотографиях Дмитрия Анатольевича;
  4. Определить мимические особенности на фотографиях Президента РФ;
  5. Узнать мнение экспертов о фотографиях Д.А. Медведева по всем невербальным элементам.

Интерпретация и операционализация  понятий:

  1. Под типами имиджей мы будем понимать типы, предложенные в теоретической части нашей работы:
    • «Герой»,
    • «Хозяин»,
    • «Свой парень»,
    • «Силовой политик»,
    • «Народный любимчик»,
    • «Человек власти»,
    • «Управленец»,
    • «Миротворец»,
    • «Жертва».
  2. Под позой (или положением тела в пространстве) мы будем понимать:
    • Поза открытости и расположенности. Об открытости и расположенности человека к общению говорит небольшой наклон туловища вперед, наклоны головы вперед и вообще свободное положение тела (свободно двигаются руки, на оптимальное расстояние расставлены ноги);
    • Поза закрытости и доминирования. О желании доминировать в общении свидетельствует поза, в которой говорящий плотно опирается двумя руками на что-либо (стол, кафедра), когда широко расставлены ноги, или когда человек сидит, откинувшись на спинку стула, - поза начальника.
  3. Говоря о преобладающей жестикуляции мы будем выделять следующие типы жестов:
    • Жесты «открытости» – открытые ладони вверх; движение рукой от себя в сторону (руки); движение выпрямленной рукой ладонью вверх (жест «просящего»); согнутые в локтях руки ладони смотрят на аудиторию, согнутая в локте рука с указательным пальцем поднятым вверх, ладонь при этом смотрит на аудиторию и др. Жесты «открытости» – свидетельство психологической открытости говорящего, желание общения и продуктивных результатов этого общения. Они говорят об изначальной симпатии говорящего по отношению к аудитории. Говорят о расположенности говорящего, о его честности и откровенности. Часто используются как жесты, с помощью которых говорящий ищет поддержку у аудитории. Это жесты, которые призваны вызывать доверие.
    • Жесты «закрытости» – обе руки плотно держат какой-нибудь предмет (лист, ручка); сцепленные пальцы; скрещенные руки (ноги); пальцы одной руки сжаты в кулак, другая рука накрывает кулак сверху; попытка спрятать одну из рук, либо ладонь, например, под стол; одна рука свободно висит, другая рука держит ее в области локтя и др. Эти жесты говорят о психологической закрытости говорящего, нежелании продолжать общение, либо о сложности и неоднозначности отношения говорящего к предмету речи. В случаях, если выступающий говорит о своей расположенности и при этом использует эти жесты, он скорее всего говорит неправду.
    • Жесты «доминирования» – ладонь приподнимается немного над какой-либо поверхностью (стол), затем как бы ударяется о нее и снова; пирамида  из пальцев (ладони направлены друг к другу, а кончики пальцев смыкаются); руки сжатые в кулаки; указательный палец; одна рука обхватывает другую в области ладони; демонстрация большого пальца и др. Эти жесты говорят об уверенности говорящего в предмете речи, либо о самоуверенности. Часто использование этих жестов сопряжено с определенным статусом, либо с социально-ролевыми отношениями «начальник-подчиненный». Говорят о желании быть направляющим вектором общения. Использование этих жестов говорит о желании говорящего повлиять на аудиторию, склонить ее к своей позиции. Используя жесты «доминирования» выступающий оказывает психологическое давление на аудиторию.
    • Жесты «отрицания» – движение согнутой в локте рукой от себя в сторону; движение ладонью сверху (практически от плеча) вниз; движение из стороны в сторону указательным пальцем. Выражают несогласие, либо отрицание. Могут использоваться как изобразительные жесты, тогда они служат для усиления воздействия. Могут же означать истинное отношение говорящего.
    • Жесты «неуверенности» (или внутренне беспокойство) – почесывание, потирание рук; потирание мочки уха или носа; поглаживание одной рукой поверхности; заведение большого пальца руки внутрь ладони. Эти жесты могут говорить как о психологической неустойчивости говорящего, так и попытке скрыть что-либо.

4. К мимике относятся  все изменения, которые можно  наблюдать на лице человека, включая и психосоматические процессы, например покраснение или побледнение.

Также мы будем интерпретировать по отдельным составляющим:

    • Сигналы мимической выразительности (вялые – живые, бедные – богатые, выразительные – маловыразительные, напряженные – спокойные, амимия)
    • Взгляд (полностью открытые глаза, «сверкание» глазами, сужение зрачка, «стеклянные» глаза, деловой взгляд, светский взгляд, социальный взгляд, прямой взгляд – означает интерес, уважение, открытую позицию, уверенность, готовность к контакту, взгляд «сквозь» партнера, взгляд мимо партнера, «уклоняющийся взгляд»).
    • Область лба (горизонтальные мимические морщины, вертикальные мимические морщины, смешанные мимические морщины);
    • Губы (расслабленность – напряженность, улыбка, соответствие улыбки движению бровей);
    • Согласованность между мимическими элементами.

5. Индикатор: «Что Вы  можете сказать о представленных  Вам фотографиях?»

Коды: открытые

Индикатор: «Оцените, пожалуйста, по представленным ниже критериям следующие  фотографии. Поясните свой ответ.

    • «Поза»
    • «Жесты»
    • «Мимика»

Коды: открытые

Гипотезы:

  1. Мы предполагаем, что основными типами имиджей для М.А. Медведева станут «Хозяин», «Человек власти»,  «Управленец»;
  2. Мы считаем, что основной позой на фотографиях первого лица государства будет поза открытости и расположенности;
  3. На наш взгляд, преобладающей жестикуляцией будут жесты «открытости» и жесты «доминирования»;
  4. Мы думаем, что в мимике Д.А. Медведева будут преобладать спокойные сигналы мимической выразительности, деловой взгляд, вертикальные мимические морщины и согласованность между мимическими элементами;
  5. Мы полагаем, что мнение экспертов в основном совпадет с мнением автора работы.

Метод исследования: анализ документов, экспертный опрос.

Тип исследования: описательно-аналитическое.

Информация о работе Невербальный имидж политика