Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:20, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – определить организационно-правовые основы управления муниципальной собственности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и сущность муниципального имущества;
2. определить назначение муниципальной собственности;
3.изучить функции и методы управления органов МСУ в сфере муниципального имущества
4. определить принципы управления муниципальной собственностью.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1 Понятие, сущность, принципы муниципального имущества. Назначение муниципальной собственности…………………………………………………..4
1.2 Организационно-правовые основы управления муниципальным имуществом………………………………………………………………………..8
Глава 2. Анализ формирования и управления муниципальной собственностью (на примере городского округа Люберцы)
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования………………………………………………………………………11
2.2 Анализ и совершенствование управления муниципальной собственностью городского округа (на примере городского округа Люберцы) .……………………………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….....19
Список литературы………………………………………………………………22
Являясь частью хозяйства муниципального образования, муниципальное имущество должно быть управляемо и управляется органами местного самоуправления. Основную нагрузку по управлению и распоряжению муниципальной собственностью несет местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, но в этом процессе принимают участие в пределах своих полномочий и другие органы муниципального образования. Важно, что деятельность органов местного самоуправления по осуществлению муниципального управления направлена на обеспечение жизнедеятельности муниципального образования в интересах населения.
Как отмечает Е.Г. Шаломенцева. "Управление муниципальным имуществом представляет собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципального имущества в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и осуществляемая в форме принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления и контроля за их исполнением"
В соответствии со ст.51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
Управление муниципальным имуществом основывается на законодательстве Российской Федерации, законах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления и включает в себя следующие стадии: планирование управления, организация управления, контроль, регулирование (координация).
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В настоящее время приватизация муниципального имущества возможна на основании норм Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Кроме того, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. В юридической литературе на сегодняшний день нет единого понимания того, что такое предприятие, организация или учреждение. По этой причине приходится пользоваться собирательным понятием этих субъектов общественных отношений.
Итак, под предприятием можно понимать юридическое лицо, действующее на основании уставных документов, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли. В соответствии с Гражданским кодексом РФ предприятие, это особый объект гражданских прав, имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Предприятие как имущественный комплекс следует отличать от унитарного предприятия как коммерческой организации. Предприятия, которые вправе создавать органы местного самоуправления, - это муниципальные унитарные предприятия. Их статус определен Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Под организацией следует понимать юридическое лицо либо организацию, осуществляющую свою деятельность без образования юридического лица, которые имеют учредительные документы и осуществляют деятельность, направленную на достижение уставных целей.
Наибольшее распространение имеют коммерческие организации. Коммерческая организация - это юридическое лицо, имеющее в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли и распределяющее полученную прибыль между своими участниками. К таким организациям относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных формах коммерческие организации создаваться не могут.
Под учреждением следует понимать некоммерческую бюджетную организацию, имеющую статус государственной или муниципальной. Учреждение можно определить как созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций организацию некоммерческого характера финансируемая им полностью или частично.
Учреждение - это единственный тип некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Они представляют собой пережиток прежней экономической системы и не свойственны развитому товарному обороту.
К учреждениям относится большое число разнообразных некоммерческих организаций, в том числе органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения образования, науки, культуры и спорта, социальной защиты, медицинские учреждения и др.
Органы местного самоуправления обладают полномочиями учреждать муниципальные учреждения, в частности, образования, культуры, здравоохранения.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, органы местного самоуправления в отношении предприятий, организаций и учреждений, ими учрежденных, обладают большим кругом правомочий, делающих указанных юридических лиц значительно зависимыми от органов местного самоуправления.
В рамках муниципального управления органы местного самоуправления могут выступать заказчиком различных работ по благоустройству муниципального образования, а также заказчиком поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг населению муниципального образования. Такие действия носят название "муниципальный заказ" (ст.54 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Права имущества и иные вещные права на объекты недвижимого имущества и сделки с ним муниципальных образований в обязательном порядке подлежат государственной регистрации органами юстиции. Порядок государственной регистрации определен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
2. Анализ формирования
и управления муниципальной
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования
Люберецкий район - административно-
Территория района - 132,28 кмІ. В границы района, помимо Люберец, входят 4 посёлка городского типа - Томилино, Красково, Малаховка, Октябрьский, а также 18 деревень.
Люберецкий муниципальный район отличается крайне высокой антропогенной нагрузкой. Экологическую обстановку в районе определяет около 600 предприятий и организаций
Около 300 предприятий являются потенциальными загрязнителями атмосферного воздуха. Общий объём выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников за последние пять лет с 2001 года по 2005 год находится на уровне 5.3 тыс.т/год- 5.4тыс.т/год.
За последние годы наблюдается как спад производства на ряде предприятий, так и размещение новых производств и складских комплексов на территории района.
К предприятиям наиболее негативно воздействующим на состояние атмосферного воздуха следует отнести такие предприятия, как МУП «Люберецкая теплосеть», ОАО «КАО-ГАЗ», ЗАО «Птицефабрика «Мирная», ОАО «ДОК-13», ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля», ОАО «Камов», ОАО «Люберецкий завод «Пластмасс», ОАО МЭЗ, асфальтобетонные заводы (АБЗ) работающие на мазуте.
В 2011 году на территории района вели хозяйственную деятельность 70 крупных и средних предприятий и более 6,5 тысяч предприятий малого бизнеса.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг за 2011 год составил 33,2 млрд. руб., с темпом роста к уровню 2010 года на 5,4 %. Размер средней заработной платы по району составил 30,6 тыс. руб., а за декабрь - 35,6 тыс. руб.
Уровень официально зарегистрированной безработицы на 1 января текущего года составил 0,44 % от экономически активного населения, что значительно ниже, чем в среднем по Московской области. На треть относительно 2010 года снизилось количество безработных граждан в районе и составило 605 человек. Предприятиям требуется более 1,5 тыс. работников, из них свыше 1 тыс. человек - по рабочим профессиям.
Доходы бюджета Люберецкого района за последние три года имеют тенденцию к увеличению. Основными налоговыми доходами в районе являются налог на доходы физических лиц, налог на имущество и земельный налог. Согласно статистическим данным администрации самыми значительными статьями расходов бюджета Люберецкого района являются расходы на социально-культурные мероприятия и ЖКХ.
2.2 Анализ и совершенствование управления муниципальной собственностью городского округа (на примере городского округа Люберцы)
Процесс формирования муниципальной собственности неоднократно оказывался в центре внимания при обсуждении проблем местного самоуправления. Большинство муниципальных образований пошло по пути принятия решений о передаче в муниципальную собственность объектов, соответствующих предметам ведения местного самоуправления.
Однако процесс передачи носит спонтанный и затяжной характер, а решение принимается по каждому конкретному объекту отдельно.
В городском округе Люберцы формирование муниципальной собственности происходило за счёт:
-муниципальной собственности,
имеющейся на момент
-объектов государственной
собственности, переданных на безвозмездной
основе в муниципальную
-безвозмездной передачи
находящихся в государственной
собственности предприятий, включая
акции приватизированных
-приобретения собственности
и создание муниципальных
-имущества на территории муниципального образования, не имеющего собственника.
В определённый период современной истории формирование муниципальной собственности было взаимосвязано с процессом приватизации, но в связи с отсутствием средств муниципальные образования фактически не участвовали в этом процессе.
Процесс формирования муниципальной собственности в городстком округе Люберцы проходил характерными для всей Российской Федерации способами, при этом в процессе приватизации муниципальное образование практически не участвовало.
В результате сформировался фонд муниципальной собственности, находящейся на балансе городского округа.
В своей политике в сфере управления недвижимостью муниципальные образования исходят из необходимости достижения оптимального распределения недвижимого имущества между различными формами собственности - государственной, муниципальной, частной.
Управление муниципальным имуществом является структурным подразделением администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации Московской области, постановлениями Правительства Российской Федерации и Правительства Московской области и иными нормативными актами Российской Федерации и Московской области, Уставом Московской области, Уставом муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, решениями Совета депутатов муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (далее по тексту - Совет депутатов), постановлениями Главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области.
В своей деятельности управление подотчетно Руководителю администрации, заместителю Руководителя администрации, координирующему вопросы имущественных отношений.
Управление создается, реорганизуется и ликвидируется Советом депутатов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Московской области.
Деятельность управления осуществляется на основе планирования, сочетания единоначалия и коллегиальности, персональной ответственности работников управления за полноту, своевременность и качество выполнения ими своих должностных обязанностей.
Структура и штатная численность управления определяется Структурой и Штатным расписанием администрации и утверждается в соответствии с действующим законодательством.
Должностные обязанности работников управления определяются должностными инструкциями, которые утверждаются заместителем руководителя администраций и согласовываются начальником управления.
Информация о работе Организационно-правовые основы управления муниципальной собственностью