Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:28, контрольная работа
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность
политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации общества, подчиненных кодексу
политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм,
историческим традициям и установкам политического режима конкретного
общества.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Уральский государственный экономический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине « ПОЛИТОЛОГИЯ»
Тема: Политика и право.
Качканар
2012
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность
политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации общества, подчиненных кодексу
политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм,
историческим традициям и установкам политического режима конкретного
общества. Политическая система включает организацию политической власти,
отношения между обществом и государством, характеризует протекание
политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние
политической деятельности, уровень политического творчества в обществе,
характер политического участия, неинституциональных политических отношений.
Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем
совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее
подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической,
правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные
ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (
демографическими, пространственно-
внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в
этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей
организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.
Политическая система конкретного общества определяется его классовой
природой, социальным строем, формой правления ( парламентского,
президентского и т.п. ), типом государства ( монархия, республика ),
характером политического режима ( демократического, тоталитарного,
деспотического и др.), социально-политических отношений ( стабильных или
нет, умеренно или остро-конфликтных либо консенсунсных и т.п. ), политико-
правового статуса государства ( конституционного, с развитыми или не
развитыми правовыми структурами ), характером политико-идеологических и
культурных отношений в обществе ( сравнительно открытых либо закрытых ),
историческим типом государственности ( централистским, с иерархическими
бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией
уклада политической жизни ( политически активным или пассивным населением,
с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми
гражданскими отношениями и т.д.).
Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в
нем за счет подавления и ослабления других систем ( деспотический и
тоталитарный тип политической системы ) и быть достаточно жизнеспособной,
чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают
функционирование других систем общества.
Политическая система существует в политическом пространстве общества,
которое имеет территориальное измерение ( очерченное границами страны ) и
функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее
составных частей на разных уровнях политической организации общества. В
этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций
( партий, общественных организаций ), действия политических институтов (
власти политического центра и местного самоуправления ), границ
политического и экономического управления, сферы политической жизни
общества и личной жизни человека и т.д.. Определение границ различного рода
функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный
политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически
фиксируется ( в конституции, законе ), эта фиксация составляет одну из
задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий,
органов управления и др. элементов политической системы, а также отношений
между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование
управления и самоуправления, пространства централизованной
концентрированной власти и децентрализованной и т.д..
Существование политической системы во времени характеризуется как
процесс изменения, развития или деградации политических отношений и
институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления
государства какого-либо нового типа, например, переход от политической
системы феодального общества ( с отношениями личной зависимости,
деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического
центра ) к политической системе буржуазного общества ( с обезличенной
системой аппаратов управления, демократическими институтами и т.д.).
Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд
закономерностей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее
централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завершается
на рубеже эпохи при смене формаций кризисом централизма, децентрализацией
власти и новым циклом противоречий этих двух начал ( при переходе от
античных империй к ранней феодальной раздробленности, от феодальных
монархий к буржуазному государству, от империализма конец 19-первая
половина 20 века к прогрессу демократизации ), общий процесс усложнения
системы и ее подсистем ( появлением и умножением партий, развитием
ассоциаций и т.п.), формализацию системы, ее юридическое оформление,
расширение политического участия, т.е. более полное включение членов
общества в политическую жизнь, в частности, формирование демократических
институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр., более полное
сочетание гражданских и политических отношений, реорганизацию отношений
власти и народа ( переход от командно-приказных деспотических и конфликтных
отношений сверху вниз к договорным конституционным и консенсусным ),
развитие конституционного процесса и системы суверенитетов ( власти,
народа, права, государственно-
формирование в структуре политической системы массовых процессов ( крупных
политических мобилизаций в поддержку общественных преобразований или против
них, в периоды выборов и т.д.. Разрастание аппаратов управления, органов
принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных
учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр. ), развитие
ассоциативных форм политической жизни - формирование различных групп
единомышленников, союзов, народных движений и т.п..
Понятие государства.
Основные элементы гос-ва: территория, население, власть.
Государство - основной институт полит системы общества, создаваемый для
организации и управления жизнью определенного населения на определенной
территории с помощью гос власти, имеющей обязательный характер для всех его
граждан.
Функции гос-ва. Внутренние:
охрана сущ полит строя, соц-полит структуры общества, порядка и зак-сти,
защита прав человека;
хоз-орг, общ-эк;
социальная;
культурно-воспитательная.
Внешние:
оборона страны;
защита интересов на межд арене.
Формы государственного устройства.
По формам правления государства делятся на:
монархии (конституционная, абсолютная);
республики (парламентская, президентская).
В соответствии с национально-территориальной организацией гос-ва
подразделяются на:
унитарные;
федеративные;
конфедерации.
По полит режиму гос-ва делятся на:
демократические;
недемократические.
Новые тенденции в развитии современных гос-в.
стремление к созданию подлинно демократического, правового гос-ва;
демократическая ограниченность суверенитета гос-ва, кот идет на смену
абсолютному суверенитету;
децентрализация гос власти;
интеграция эк и полит жизни с одной стороны и оживление национальных
движений и дробление уже существующих гос-в - с другой;
стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество;
сокращение бюрократического аппарата и уменьшение расходов на его
содержание.
Термином “государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений,
которые характеризуются следующими чертами: а) отношением власти и
подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет
властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством;
д) институциональным измерением. Таким образом, государство - это не
образование, находящееся над обществом и независимое от него, а
определённый тип юридически регулируемого социального поведения,
существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство
- это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов
чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное
иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то
имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые
теми, кто уполномочен для этого.
Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном
пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер
государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует
на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок
определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его
применимость сужена до данной территории в течение данного периода.
Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой
которого является принудительная регуляция поведения людей посредством
нормативных норм.
Государство - это политическая общность, составляющими элементами
которой являются территория, население и власть. Территория - это
пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой
одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном
счёте без территории государства не существует, хотя она может изменяться
во времени.
Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и
территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой
земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах
свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со
стороны других государств и частных лиц.
Вторым составляющим элементом государства является население, то есть
человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его
власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как
относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством
принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому
сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или
менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность.
Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными
ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами,
принадлежащими к одной нации.
Население государства может состоять из одного народа или быть
многонациональным. Даже в том случае, когда на различные национальные
группы, существующие на территории одного государства, распространяется его
политическая власть, отношения между ними часто бывают напряжёнными, а в